«…Глубокие теснины придают ландшафту особую прелесть»
Обе Осетии всегда были в фокусе центральной советской прессы. 90 лет назад, в апреле 1935 г., газета «Известия» поместила на своих страницах корреспонденцию о том, какой путь проделала Юго-Осетинская автономная область за 13 лет Советской власти.
Воспроизводим этот текст, в котором обращает на себя внимание то, как пишется в одном из ведущих изданий СССР название столицы Юго-Осетии – СТАЛИНИР. Кстати, и на почтовых штемпелях того времени никаких «Сталинири» не было – только СТАЛИНИР.
Так же обозначен нынешний Цхинвал и на рисунке с картой Южной Осетии, помещенном вместе с материалом.
Как видим, в 1935 году как решенный на ближайшую перспективу вопрос обозначено сооружение перевальной железной дороги из Северной Осетии в Южную через Главный Кавказский хребет.
ЮГО-ОСЕТИЯ
От ст. Алагир (Северо-Кавказской ж. д.) в Грузию, к городу Кутаису, ведет известная своей красотой Военно-Осетинская дорога. Это замечательное шоссе, пересекающее северо-западный угол Юго-Осетии, является одной из ее достопримечательностей, привлекающей десятки тысяч туристов.
Военно-Осетинская дорога была построена русскими войсками после покорения Юго-Осетии царизмом. Это было в шестидесятых годах прошлого столетия. Сооружение шоссе имело целью облегчить России завоевание Закавказья.
В 1920 году осетины с оружием в руках изгнали агентов грузинских меньшевиков и провозгласили власть советов. За это меньшевистское правительство жестоко расправилось с непокорной Юго-Осетией. Огнем и мечом прошли белобандиты через всю область, превращая в пепелища целые районы и села. Восстановление советской власти спасло трудящихся осетин от поголовного уничтожения.
Сейчас Юго-Осетия — автономная область, входящий в состав Грузинской ССР. Она занимает территорию в 3 700 кв. км с населением в 99 тыс. чел., из которых осетин – 69, 1 проц. Центр области – Сталинир (б. Цхинвали).
Юго-Осетия, защищенная с севера Большим Кавказским хребтом, — один из самых здоровых и красивых уголков Закавказья. Снежные вершины гор и ледники, заросшие хвойным лесом перевалы и склоны, многоводные реки (Ксан, Большая и Малая Лиахва), прорезающие глубокие теснины и ущелья, придают ее ландшафту особую прелесть.
Климат области весьма разнообразен. На юге зима короткая и малоснежная, а лето жаркое, с достаточным количеством осадков. Средняя годовая температура колеблется от +9 до +12° по Цельсию. Значительно прохладнее в нагорьях, занятых хвойными лесами, где среднегодовая температура от +5 до +9°. Выше же начинаются альпийские луга, граничащие с областью вечных снегов и ледников.
Широко организованной при советской власти разведкой недр в ряде мест области обнаружены месторождения золота, серебра, цинка, свинца, залежи медной руды и каменного угля. Выявлены большие запасы вулканического туфа, мрамора, талька, каолина и известняков. Юго-Осетия, не имевшая до революции никакой промышленности, при советской власти покрылась сетью промышленных предприятий.
В Сталинире сооружены гидростанция, лесокомбинат, фабрика гнутой мебели. В районах построены лесозаводы, кирпичные, черепичные, известковые и другие заводы. Начата разработка мрамора, талька, туфа и каолина. Вторым пятилетним планом предусматривается создание ряда крупных новых предприятий.
Больших успехов достигло сельское хозяйство области, коллективизированное больше чем наполовину. Соха, еще недавно единственное орудие производства местных крестьян, уходит в область преданий. Современные с.-х. машины и трактор уже стали в осетинской деревне обычным явлением.
Основное внимание уделяется ведущим отраслям сельского хозяйства — животноводству и садоводству. В животноводческих районах выстроены новые маслобойные и сыроваренные заводы, организованы МТФ.
Крупными культурными завоеваниями Юго-Осетии является создание национального театра и педагогического института, 4 техникумов, готовящих кадры для области.
СТАЛИНИР. Юго-Осетинский государственный театр. 1939 г. Центральный музей современной истории России.
Бездорожье сильно тормозит развитие экономики и культуры области. Универсальным средством сообщения в ряде мест служат еще корзинки на полозьях — сани, которыми осетины пользуются для перевозки грузов через скалистые перевалы. Пути сообщения резко улучшатся с постройкой железнодорожной ветки Сталинир — ст. Гори (32 км). Сооружение Транскавказской железной дороги даст мощный толчок развитию производительных сил области.
М.МАЛАЕВ
«Известия», 8 апреля 1935 г.