Романтик, боровшийся с суровой действительностью
В истории Осетии много ярких имен, снискавших право своими делами и заслугами быть в непреходящей памяти народа. К числу блистательных просветителей и публицистов, бесспорно, принадлежит и Гиго ДЗАСОХОВ – человек глубоких, разносторонних знаний, страстный борец за социальную справедливость, сам обладавший безупречной нравственной репутацией.
В советское время весьма продолжительный период фигура Гиго Дзасохова считалась идеологически шаткой, мало подходящей в качестве партийного знамени утвердившихся у власти строителей коммунизма. Поэтому о нем старались не вспоминать, а когда вспоминали, то вместо подлинно большевистского мировоззрения обнаруживали «ошибки и заблуждения», а то его и вовсе записывали в меньшевики.
Дзасохова и в самом деле невозможно представить с партийным билетом в кармане, потому что его единственной партией всегда был сам страдающий народ, из недр которого он вышел и которому верой и правдой служил. В отличие от крохотных по своей значимости, но напыщенных от собственной важности кабинетных вождей, он всю жизнь посвятил служению людям и погиб как мученик именно за эти благородные идеалы.
Гиго – Григорий Батчериевич Дзасохов – родился в 1880 г. в селении Георгиевско-Осетинское (Лаба), основанном на берегах Кубани в нынешней Карачаево-Черкесии переселенцами из Нарской котловины Алагирского ущелья Осетии во главе с Леваном Хетагуровым – отцом знаменитого Коста.
Несмотря на то, что семье Дзасоховых жилось трудно, Гиго сумел получить хорошее образование. Он окончил миссионерскую школу в Ардоне, а затем духовную академию в Казани, а в дальнейшем и сам придавал педагогике и организации народного образования большое значение, понимая, насколько это важно для нуждающихся слоев населения.
Начав свою педагогическую деятельность с работы во Владикавказском реальном училище, Гиго Дзасохов затем более десяти лет учительствовал в средней полосе и на юге страны – в Азове, в Ростове, в Курской области, в Харькове. После февральской (1917 г.) революции в последние два года своей короткой жизни он возглавил школу в Георгиевско-Осетинском, которая теперь носит его имя.
В Казани началась литературно-публицистическая деятельность Дзасохова. Позже его статьи об Осетии и Кавказе публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях», а в 1905 г. Гиго Дзасохов вошел в историю осетинской печати, став редактором первой во Владикавказе социал-демократической газеты «Искра», которая, однако, просуществовало рекордно недолго: после выхода газеты ее учредитель был тут же арестован. В результате дзасоховская «Искра» так и останется с единственным номером в своем газетном реестре.
Вся последующая жизнь Дзасохова – это тюрьмы, ссылки, болезни, но, несмотря на все трудности и лишения, – педагогика, просветительство, публицистика и активная общественная деятельность.
В 1909 г. Гиго Дзасохов совершил то, что с исторической точки зрения можно назвать гражданским и творческим подвигом. Он подготовил и на свои скудные средства издал в Ростове-на-Дону книгу, в которую впервые появилось большинство стихотворений Коста Хетагурова на русском языке, материалы к биографии поэта, редкие снимки. Кто знает, если бы не подвижничество Гиго, дошло бы сегодня до нас сквозь беспощадный огонь революции и тернии братоубийственной войны в столь полном виде творческое наследие Коста?
Несмотря на то, что между К.Хетагуровым и Г.Дзасоховым иной раз происходили полемические сражения в периодической печати Осетии и Кавказа, их можно и нужно называть единомышленниками. И больше того – во многом родными душами со сходными, беспощадными к ним судьбами. Оба – яркие представители осетинской интеллигенции, страстные и талантливые публицисты, которые главной своей задачей видели служение простому народу. Оба не заигрывали с властью, не подстраивались под нее, а бескорыстно искали правду и истину, за что преследовались и изгонялись с родной земли. Оба прожили безумно мало: Коста – 46 лет, а Гиго и того меньше – 39.
Судьба посмертно все же воздала Дзасохову за «творческое воскрешение» своего собрата. Точно так же, как он вернул народу имя Коста, было возращено Осетии в 70-е годы XX века и имя самого Гиго. Это сделал, прежде всего, крупный исследователь, доктор филологических наук, профессор Ленинградского государственного университета Хазби Булацев. В 1970 г. в издательстве «Ир» вышел сборник статей и очерков Гиго, а в 1982 г. там же – книга Х.Булацева «Гиго Дзасохов – публицист-революционер». Благодаря известному в СССР ученому, а также лабинцу Анатолию Баскаеву, вкладу Г.Дзасохова в осетинскую культуру, педагогику и публицистику была дана достойная общественная оценка.
А в 1999 г. во Владикавказе по инициативе известного писателя, переводчика и искусствоведа, дважды министра культуры Северной Осетии Анатолия Дзантиева к 140-летию Коста Хетагурова появился и репринт книги, выпущенной Гиго Дзасоховым в 1909 г.
Издание книги «Гиго Дзасохов. Ученый. Педагог. Публицист. Издатель. Революционер. Общественный деятель», где в наиболее полном к настоящему времени виде собраны произведения Гиго Дзасохова и материалы, связанные с его жизнью и деятельностью, несомненно, увенчает усилия в этом направлении, достоверно воссоздавая творческие искания и гражданскую позицию бесстрашного мыслителя, верного сына своего народа.