Первый председатель Союза композиторов Северной Осетии
// 45 лет назад ушел из жизни композитор и крупный организатор музыкальной культуры Александр ПОЛЯНИЧЕНКО (1895-1968)
Он родился в маленьком украинском городке Путивле, учился в Москве на художника, а в итоге окончил Ростовскую консерваторию, стал виртуозным скрипачом, успешным композитором и связал всю свою творческую жизнь с Осетией.
Такой жизненный путь Александра Александровича Поляниченко (Полянич) был сколь неожиданным, столь и закономерным. И в императорской России, и с первых лет Советской власти пути многих творческих людей пролегали через Владикавказ. Кто-то здесь оседал навсегда, как это случилось в 1926 году с 29-летним выпускником Донской консерватории Александром Поляниченко.
Видимо, на берегах Терека ему было комфортно и в жизни, и в творчестве, раз он остался здесь навсегда. Начинал Поляниченко скрипачом в местном оркестре, который вскоре, в 1930 году и возглавил. Но с любимой скрипкой не расстался, выполняя в оркестре роль «играющего тренера».
Александр Александрович полностью окунулся в разнообразную музыкальную жизнь тогдашней Осетии: учил детей в музыкальной школе, руководил оркестром в кинотеатре, участвовал в фольклорных экспедициях. Позднее заведовал музыкальной частью в городском театре, а в 1934-35 годах работал музыкальным руководителем государственного Осетинского драматического театра.
Организаторский талант – особая сторона его биографии. Поляниченко стоял у истоков создания профессиональной музыкальной организации во Владикавказе и стал первым председателем Союза композиторов Северной Осетии, оставаясь во главе творческого союза в общей сложности на протяжении шестнадцати лет (1937-1946 и 1956-1961). Но самый продолжительный период его жизни связан с музыкально-драматическим театром Северной Осетии, где он проработал более двадцати лет.
Поляниченко вел бесценную работу по собиранию и изучению осетинского музыкального фольклора. Ему принадлежит большое количество записей осетинского народного музыкального творчества, связанного с Нартским эпосом, а также записей народных песен и танцевальной музыки.
Он и сам много и неутомимо писал, став автором целого ряда значимых инструментальных, вокальных и симфонических произведений. Им написана опера «Фатима», музыка к спектаклям «Желание Паша», «Отелло», которые гремели на театральной сцене Осетии.
За большие заслуги в деле развития музыкальной культуры Северной Осетии А.А.Поляниченко в 1947 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР, а в 1960 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Страстью всей жизни Александра Поляниченко оставалась скрипка. Он и сам стал замечательным скрипичным мастером. Созданные им экземпляры не раз отмечались на всесоюзных конкурсах смычковых инструментов. За свою жизнь мастер изготовил 108 прекрасно звучащих инструментов, в том числе 12 альтов.
Композитор, знаток музыкального искусства ушел из жизни в 1968-м. Но и сейчас живет его музыка, остаются народным достоянием всей России созданные им шедевры. Одна из скрипок Поляниченко, приобретенная в 50-е годы, ныне, наряду со скрипками Страдивари, значится под №77 (всего 289 инструментов) в реестре фондов Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации.
Камилла БАДОЕВА