Осетия Квайса



Первый памятник Сека Гадиеву будет поставлен во Владикавказе

// В 2015 году исполнится 160 лет со дня рождения и 100 лет со дня кончины классика осетинской литературы

Полвека назад, когда Осетия отмечала пятидесятилетие скорбной даты – завершения земного пути одного из самых выдающихся своих сыновей – Васо Абаев написал: «Мы в неоплатном долгу перед памятью Сека Гадиева. …Утро осетинской художественной литературы озарено двумя яркими именами: великого поэта Коста Хетагурова и основоположника осетинской прозы Сека Гадиева. …Писательство – это занятие. Но иногда писательство становится подвигом. Кто хочет знать, что это значит, тот должен познакомиться с жизнью Сека Гадиева. …Имя Сека будет жить, пока живет осетинский народ и его литература».

Сека Гадиев родился в 1855 году в селении Ганис Кудского общества Осетии. Жизнь его была неотрывна от жизни народа. В пятнадцать лет освоив грамоту, он героическими усилиями, опираясь лишь на собственный талант, трудолюбие и волю, самостоятельно овладел высотами образованности.

Обремененный большим семейством, он никогда не имел возможности оставить крестьянский труд, который сочетал с обязанностями псаломщика в церкви. Свои знаменитые повести, стихи и рассказы Сека писал урывками – по ночам, вместо короткого отдыха в поле или в ожидании начала церковной службы.

Долгие десятилетия Сека писал, не надеясь на публикацию. Светское книгоиздание зародилось в Осетии только в последние годы XIX века, а газеты и журналы появились в 1906–1907 гг., когда Сека был уже зрелым человеком и сложившимся писателем. Можно представить его радость, когда появилась возможность публиковаться в газетах «Ирон газет» и «Ног цард», журналах «Зонд» и «Чырыстон цард».Единственная прижизненная книга Сека Гадиева – сборник стихотворений «Ирон фиййау», изданный в 1905 г.

Свое писательское призвание, не приносившее дохода и отнимавшее все его душевные силы, Сека считал высокой наградой, божьим благословением, счастливой возможностью послужить родному народу. Он и погиб, как витязь в походе, – по дороге в родной Ганис, куда был вызван защищать справедливость.

Сияющей звездой осетинского языка, народным певцом, заступником и пастырем народа назвали Сека Гадиева его современники, провожая в последний путь. «Мы в неоплатном долгу», – через полвека напомнил В. Абаев, говоря о необходимости издать академическое собрание сочинений, создать дом-музей, привести в порядок могилу, дать имя Сека улицам, школам, учреждениям культуры…

Минуло столетие – сборники произведений Сека Гадиева изданы неоднократно, но собрания сочинений как не было, так и нет. От родного дома Сека и руин не осталось – кто станет заботиться об осетинском наследии в советской, фашистской или демократической Грузии? Могила писателя утрачена, поиски трех последних десятилетий не дали результатов. И улица Гадиева названа отнюдь не в память Сека, она носит имя его сына Цомака – также писателя и поэта, известного политического и культурного деятеля. Из песни слов не выкинешь – советская власть предпочла сына-революционера отцу-псаломщику.

Нам понадобилось целое столетие, чтобы начать увековечивать память великого человека – одного из отцов-основателей национальной культуры, классика национальной литературы, праведника и просветителя. В годы перестройки на доме (пр. Коста, 161), где Сека прожил последние несколько лет своей жизни, была установлена мемориальная доска. В 2012 г. попечением Владикавказского благочиния у стены храма Илии Пророка, в ограде которого находилась утраченная могила Сека, была установлена памятная стела.

Наверное, культурная зрелость общества наступает не вдруг и требует длительной духовной работы. Важнее всего результат. Долгожданное решение о том, что памятник Сека Гадиеву будет стоять во Владикавказе, наконец принято. Трудами скромных и благородных родственников великого писателя изготовлен бронзовый монумент (работа безвременно почившего скульптора В.Т. Тавасиева). На днях состоялись заседания Общественного совета и Топонимической комиссии города Владикавказа, обсуждался вопрос о месте, где будет установлен памятник. Единое мнение, поддержанное администрацией города, – Сека Гадиев должен стоять на проспекте Мира в створе улицы Никитина.

Конечно, мы не станем считать наш долг перед памятью Сека исполненным, но нельзя не признать – дело сдвинулось с мертвой точки, нельзя не порадоваться редкому по культурной и общественной важности событию. Самое главное – нам не пришлось ничего объяснять друг другу, спорить и доказывать. Есть, оказывается, бесспорные ценности.

Руслан БЗАРОВ
газета «Владикавказ», 15.12.2014