Осетия Квайса



Литератор, ученый, гражданин…

foto-09// Видному представителю осетинской культуры Батырбеку Асланбековичу ТУГАНОВУ исполнилось 145 лет

В осетинскую литературу Туганов вошел в начале ХХ века как яркий и самобытный писатель, чьи произведения отражали насущные проблемы осетинского общества, в том числе правовые.

В пьесе «Параллели» он рассуждает о сущности самого понятия преступления, полагая, что борьба между антагонистическими классами в капиталистическом обществе является главной причиной преступлений. Вместе с тем, находясь на гуманистических позициях, всякую борьбу человека с человеком он считал преступлением.

Интересны взгляды Туганова на государственно-правовое устройство. Он был убежден в том, что право является продуктом действия законов справедливости, а в условиях буржуазного общества понятия «права» и «справедливость» не совпадают. А в таких условиях, говорит один из героев «Пьесы без названия», «нет логики в деятельности высшего органа государственной власти буржуазной республики – парламента и его депутатов, ибо парламенты – продукт политической борьбы, и вся работа в них – усилия по присвоению себе как можно больше прав и как можно больше обязанностей возложить на плечи трудящихся».

Обличительной критике подверг Батырбек Асланбекович Туганов царскую систему права. В незавершенной повести «Батанако Тембот» устами своего героя Туганов говорит, что в России законы существуют, но не исполняются, так что народ о них ничего не знает, а все дела делаются только по приказанию начальства. Он критиковал бюрократизм в государственном управлении, ратуя за правовое государство.

Резкой критике подверг Туганов кражи и абречество, показывая их истинный противозаконный и антигуманный смысл. Сравнивая такие категории, как справедливость и право, Туганов оставил за первым пальму первенства, считая, что человек имеет право отнять силой кусок хлеба для того, чтобы не умереть с голода. Но это право автор оставлял лишь за тем, кто сам хлеб растил, только он мог отнять кусок хлеба у того, кто его не выращивал.

Свой протест против существования в осетинском обществе кровной мести Туганов выразил в рассказе «По адату». В центре рассказа дилемма: должен ли брат убитого мстить убийце, если последний уже отбыл наказание, определенное по закону? После долгих размышлений герой отказывается от кровной мести.

Хорошо понимая, что обычай так же, как и закон, создается людьми, Туганов выделял нравственную сторону правотворчества. Его мысли схожи с воззрениями известных в то время правоведов Ч.Беккариа и В.Скотта.

Мне также удалось выявить интересный архивный документ, ярко раскрывающий политические воззрения Туганова, – донесение начальника Терского областного жандармского управления В. М. фон-Оглио. О кандидате в выборщики во II Государственную думу, выдвинутом владикавказской социал-демократической организацией 29 января 1907 г., говорится:

«Некто Владимир Игнатьевич, он же Батыр Туганов, сын генерал-майора, осетин по происхождению, состоятельный домовладелец в городе Владикавказе и состоящий гласным в городской думе. Означенный Батыр-Бек Туганов принадлежит влиятельной землевладельческой фамилии в Осетии, выделившей из своей среды нескольких лиц, занимавших видное положение на государственной и общественной службе.

Он интеллигент, женат на русской и по убеждениям социал-демократ, но, так сказать, теоретик-социалист, так как агентурное наблюдение не давало указаний на его активную вредную деятельность; среди населения популярность его выдвинулась благодаря его гуманному отношению к пролетариату, что он имел возможность проявить в должности гласного городской думы; осетинским же националистом он не считается.

Единственным, как бы пятнающим обстоятельством Туганова в политическом отношении можно считать нахождение его адреса при ликвидации «Ростовского бюро Всероссийского железнодорожного союза». Последствием чего, согласно секретному предписанию заведующего полицией на Кавказе от 29 августа 1906 года за № 6136, он, Туганов, 24 сентября того же года был в порядке военного положения обыскан и заключен в тюрьму. Причем по безрезультатности обыска, а также и по телеграмме помощника начальника Донского областного жандармского управления в Ростовском округе, Туганов того же 27 сентября был освобожден, самое же дело о «Ростовском бюро» по имеющимся сведениям было прекращено.

Тем не менее, на прошедших в городе Владикавказе 21 сего января выборах названный Туганов прошел в числе других в выборщики от Терской области от избирательной рабочей партии (в сущности партии социал-демократов), но с достаточной уверенностью можно сказать, что Туганов правее своих соизбранников, прошедших благодаря проискам кадетской партии, агитировавшей за своих кандидатов под флагом беспартийности. В деятельности Туганова до настоящего времени не проявлялось ничего, что бы давало основание считать его опасным в политическом отношении».

Таким образом, правовые вопросы в творчестве Б.А.Туганова, занимающие в нем одно из ведущих мест, дополняют целостную картину правовых воззрений дореволюционной осетинской интеллигенции. К сожалению, дальнейшая деятельность Туганова в советский период, а он занимал ответственные посты в Правительстве РСФСР в начале 20-х годов, до сих пор практически не исследована.

С.ЧЕДЖЕМОВ, профессор СОГУ,
«Северная Осетия», 5.07.2011