«Дорога к солнцу» идет через сердца
Первый осетин-пластиограф в Советском Союзе, актер, режиссер, каскадер, наставник… Многогранный талант Бимболата КУМАЛАГОВА поражал сердца его поклонников далеко не только на просторах необъятного Союза. Он ставил «Ромео и Джульетту», «Отелло», «Тимона Афинского», «Гамлета», «Царя Эдипа», за помощь в постановке сценического боя ему были безмерно благодарны многие коллеги-режиссеры. А кто мог справиться лучше него со сложнейшими трюками в «Эскадроне гусар летучих», «Пиратах ХХ века», «Петре Великом», «В горах реки бурные» и во многих других фильмах?
Аспирантура в театральном училище им. Щукина, работа в театре «Ромэн» и во ВГИКЕ, затем успешная деятельность в Америке и Колумбии, где он открыл свою киностудию, не являлись для него поводом для разрыва связей с родным Осетинским театром. Помогал словом, делом, не жалел сил и опыта молодым талантам. Самородок из Ардона жил искусством, и посредством его великой силы проложил и «Дорогу к солнцу».
Именно так называлась его уникальная постановка, работа над которой началась уже в роли популярного артиста Осетинского театра. «Его собственная дорога к искусству началась с восхищения танцем великолепных мастеров Батрбека Сопоева и Пигу Торчинова, а первые шаги в роли их последователя начались в Доме культуры в Ардоне, где директором в то время был Барту Дзугаев, – вспоминает младший брат актера Таймураз (Буту) Кумалагов. – А уже затем я, трудяга-сварщик, стал свидетелем работы над танцем с кинжалами. После работы Бибо забирал меня на репетиции, и я подбрасывал ему из-за кулис тяжеленные кинжалы. Настоящие, не бутафорские – 75 штук. Они были изготовлены по спецзаказу – острие должно было выдерживать вес человека.
Первый, закрытый показ покорил не только работников обкома и Министерства культуры, которым предстояло дать разрешение на выход к широкой публике, но и коллег-артистов и музыкантов. Борьба Солнца и Кинжала, добра и зла – вот в чем заключалась философская основа номера».
И вот артист стоит на кинжалах, за ним – лучи солнца, также изображенные кинжалами. Тут кинжалы появляются и в руках, и высекается слово «Алан».
«Бибо хотел сделать подарок родному народу, любимой Осетии, но танец почему-то не разрешили ставить на сцене Осетинского театра. Вот и стали первыми его ценителями зрители в Москве и зарубежных странах, – продолжает Таймураз Кумалагов. – О годах его учебы в столице страны мне рассказывали Дзамболат Царгасов, Анатолий Галаов, Казбек Суанов. Знаю, что его ценили Бало Тхапсаев, Николай Саламов, Владимир Баллаев, Коста Бирагов, и воспоминания об этом бесконечно мне дороги».
Из жизни Бимболат Кумалагов ушел в 1995 году в возрасте 49 лет, но лучи его таланта продолжают согревать сердца поклонников и последователей.
Т.ТЕХОВ
«Северная Осетия», 26.01.2015