Осетия Квайса



Анатолий КАРПОВ нашел свое призвание в Осетии

Народная артистка РСФСР Валерия ХУГАЕВА, которая царила в Русском театре Владикавказа не одно десятилетие, не так часто выступала в советской печати как театральный критик. А если это делала, то был весомый повод воздать должное коллегам.

К декабрю 1974-го у ведущего актера Русского театра, фронтовика с четырьмя ранениями, кавалера ордена Славы 3 ст. Анатолия КАРПОВА набежало 30 лет сценической деятельности. За это время он сыграл десятки разноплановых ролей, всякий раз органично погружаясь в образ своего героя.

Валерия Вячеславовна дала обстоятельную оценку актерскому мастерству юбиляра, не забыв и о его интересных биографических подробностях, подведя читателей к мысли: Карпов – весомая веха в истории владикавказского театра.

Публикуем это эссе.

30 лет на сцене

В театре привычные будни: репетиции, спектакли, выезды, пятиминутки, и здесь же, рядом, юбилейная комиссия готовится к празднику. Расписываются пригласительные билеты, готовится выставка, звонят с телевидения и предприятий города: «Анатолий Васильевич, скажите, пожалуйста…», «Анатолий Васильевич, можно Вас на минутку…,».

Мне он тоже нужен, мой коллега, товарищ, партнер. После репетиции мы находим с ним тихий уголок.

– Волнуешься? – спрашиваю.

– Еще бы! Такое – не каждый день!

– Все будет хорошо! Ты мне скажи, с чего и когда для тебя начался театр?

Минуту помолчал, потеплели глаза…

– Когда? С детства. А с чего? С нашего двора…

В 1934 году семья Карповых переехала во Владикавказ и поселилась на улице Советов, 9. В доме этом жили писатели, поэты, артисты. Детворы было много, и любимым занятием был свой дворовый театр. Общими усилиями сочинялась пьеса или цирковое представление, выгораживалась сцена, вешался занавес, «продавались» билеты, и начиналось представление и для детей, и для взрослых.

Неизменным участником этих спектаклей был Толя Карпов. Кто-то ходил по проволоке, выделывал акробатические номера, а Толя – «на манеже», с юмором и озорством комментировал происходящее…

– Дабе Мамсуров жил в нашем же дворе… – продолжает Анатолий Васильевич. – И когда мы с ним встречались, уже после войны, он всегда вспоминал наш двор, наши затеи… Все грозился написать книгу «Ребята с нашего двора», но времени, видимо, и здоровья не хватило…

Для Толи Карпова одновременно со школой начался Дом пионеров: русский танцевальный кружок, хор, которым руководил Е.А. Колесников…

Война… Вместе с одноклассниками работал на кожевенном заводе – шили обувь для воинов и седла для кавалерии.

На фронт ушел в 18 лет, в 42-м, автоматчиком. Северо-Кавказское направление, 11-я армия… Вернулся с фронта в 20 лет, в 44-м, на костылях.

Четыре ранения. Окончил курсы жестянщиков. Преподавал в интернате для инвалидов Отечественной войны это ремесло. Как только стал поправляться, ходить без костылей, опять потянуло к творчеству. При горкоме комсомола был организован студенческий молодежный театр. Туда пришел и Анатолий.

Самодеятельный спектакль «Трудовой хлеб» Островского просмотрел главный режиссер Русского театра Николаев и отобрал 8 человек в профессиональный театр. Среди них был и Анатолий…

С каждым днем, с каждой ролью приходили опыт и понимание театра, свобода в проявлении своей индивидуальности. Роль Сергея Тюленина… Потом – Володя в «Старых друзьях» Малюгина…

– Я очень любил эту роль. И пьеса, кстати, очень хорошая, современная… А в спектакле «Человек должен жить» я играл молодого парня, который носит у сердца неразорвавшуюся пулю, памятку войны. И ситуация, сама понимаешь, близкая всем, и играл от души…

– Спасибо, Толя. Иди, отдыхай, готовься. У тебя сейчас горячие дни.

Я остаюсь с кипой рецензий, пожелтевших программок и афиш, списком прожитых чужих жизней. Вот они – целая вереница молодых и старых, добрых и злых, смешных и противоречивых, утверждающих жизнь или разрушающих ее…

Деревенский парень c гармошкой, молодцеватый военный летчик, скрипящий новенькой портупеей, осетинский бедняк-пастух, сказочный шут с балалайкой, старый боцман-балтиец, испанский гранд, русский ученый… Разные эпохи, разные жанры… Одни проступают отчетливо, другие запомнились жестом, поворотом, деталью.

Есть у Карпова-актера счастливое качество – обаяние. Формула этого дара – гармония эмоций и логики, равновесие духовности и разума, доброты и достоинства. Это качество помогает ему с большой правдой и достоверностью играть положительных героев: это и Виктор в «Иркутской истории» Арбузова – сильный и требовательный в своем чувстве; Алексей Марков в «Истории одной любви» Симонова, человек героической судьбы; это и русский солдат Сафрон Радионов в «Порт-Артуре» Степанова, простой, но полный достоинства человек, не позволяющий никому унизить себя; это и Федор в «Барабанщице» Салынского, на долю которого выпала трудная любовь, и много, много других наших современников…

Карпов – актер смелый и дерзкий, что позволяет ему создавать яркие характерные роли.

Он актер жесткий и беспощадный в отрицательных ролях: тупой, хамоватый «хозяин жизни» – Шамраев в «Чайке», лицемерный, по-звериному ненавидящий все новое офицер Георгий в «Перед грозой»; циничный Вожеватов в «Бесприданнице»; трусливый, раздутый, как мыльный музырь, гетман «всея Руси» в «Днях Турбиных…».

Еще очень ценное качество есть у Карпова – музыкальность. Поет, танцует играет на гитаре. Это тоже расширяет актерский диапазон, дает возможность играть в водевилях, комедиях с танцами и пением.

Хочется напомнить о сравнительно недавней работе Карпова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Этот спектакль мы возили в Москву, Ленинград, Донецк, Харьков, Орел, и всюду и критика, и зрители давали высокую оценку его исполнению роли Крутицкого.

За массивным письменным столом восседает древний генерал, даже в домашней обстановке облаченный в торжественный мундир. Этакий гриб-мухомор. Масштабный, незаурядный, почти сократовский лоб, мохнатые седые брови, скрывающие глаза, и пышные моржовые усы. Он думает, творит.

Но вот разверзлись уста, из-под бровей выглянули светлые, детской наивности и простоты глазки, и за всей этой торжественностью и грозной респектабельностью открылась такая масштабная заурядность и пустота мыслей! Догматизм и тупость Крутицкого подаются Карповым мягко, обаятельно и с удовольствием. Очень колоритен и избирателен актер в пластике этого образа, в походке, жесте.

Последняя работа Карпова Тутышкин в «Соломенной сторожке»… Здесь я встретилась с ним, как режиссер. Нам очень хотелось при внешней скупости и простоте выразительных средств раскрыть многообразие и глубину, большую душевность этого человека.

Процесс рождения роли – трудный и дорогой, он подобен вынашиванию и рождению ребенка. На мой взгляд, роль родилась, крепнет с каждым спектаклем, открывая новые пласты актерских возможностей Анатолия Карпова.

Итак, 30 лет на сцене нашего театра. Я не смогу назвать другого актера среди своих коллег, который бы так долго, не надоедая, не исчерпывая себя, работал на нашей сцене, заслуженно пользуясь признанием и любовью зрителей.

Хорошо сказал Ромен Роллан: «Добиться успеха в искусстве раз и навсегда невозможно, успех достигается здесь ежедневно».

Мне очень хочется сегодня пожелать моему товарищу, партнеру, коллеге, заслуженному артисту РСФСР Анатолию Васильевичу Карпову сил, радости, здоровья и желания добиваться этого успеха в каждом сыгранном спектакле, в каждой новой роли!

B. ХУГАЕВА, народная артистка РСФСР