Осетия Квайса

Южная Осетия: на запад от Гуфта

Год назад, исследуя Южную Осетию для написания путеводителя, я отправился на запад страны – к озеру Эрцо, нарзанам Лесе и квайсинским горам. Осень в горах – прекрасна! Леса становятся зелено-желто-красными, каштаны уже поспели, трава в альпийских лугах уже не такая высокая…

Горы в районе Квайса совершенно особенные. В этом районе много пещер и скальных выходов, здесь расположена одна из жемчужин Южной Осетии –  горное озеро Эрцо.

Еще одно удивительное место – Цонская поляна – меж холмов и скал огромное и идеально ровное поле, и, с краю, у скал – село Цон, поражающее своей чистотой и аккуратностью.  Неподалеку от села, вверх по реке Квирила, – огромная пещера со сталактитами и сталагмитами, в которой археологи нашли следы древних людей. Вниз по Квириле – целебные, очень насыщенные нарзаны.

Путешествие получилось, хотя увидеть пещеры мне так и не удалось из-за  особенностей поствоенного режима…

Неподалеку от Джавы, в селении Гуфта, поворот с трассы на запад – к городу Квайса. Целый месяц жизни в Южной Осетии я томился мыслями, что же там в квайсинских горах, что находится к западу от Гуфта… И наконец поехал!

Автостопом я добрался до поворота, пройдя немного пешком по дороге, остановил УАЗик. Так как мне нужно было исследовать все ущелья Южной Осетии, я вышел на повороте в одно из них – Сарататское ущелье.

Ruines_of_Saratat_village-1

Но там оказалось лишь разрушенное, ничем не примечательное село. Вернулся на дорогу и остановил еще одну машину, которая довезла меня до озера Эрцо.

Ertso_lake_view1-1

Машина поехала в Квайсу, а я решил пойти в село Цон и дальше в Синагур и Теделет.

Autumn_road_to-Tson_vilage1-1

Час пути – и я на Цонской поляне.

Tson_glade1-1

Еще немного – я в гостях у жителей деревни Цон!

Tson_village1-1

Сегодня они убрали урожай картофеля, поздно вечером мы пошли и наловили форели в речке, и ужин оказался настоящим пиршеством: свежая картошка с жареной форелью!

На утро вся семья поехала в деревню Теделет – на свадьбу. Я тоже поехал с ними. Выстроился маршрут: нарзаны Лесе, свадьба в Теделете, переход через перевал в Квайса, там посмотреть пещеры Кударо-1 и Кударо-2, оттуда двинуться по автодороге в Цон (там есть прямая дорога) и по пути сходить в Бубскую пещеру.

Семья цонцев оставила меня у нарзанов и поехала на свадьбу. А я еще около часа искал источники, потому что они оказались совсем заброшены. Нарзаны основательно заболотили местность, и я еще час сушил обувь у костра после похода к ним. Пока сушил обувь поставил у дороги тур, чтобы бэкпекеры, которые поедут по моему путеводителю, могли найти место на дороге, откуда нужно подниматься к нарзанам.

Машин не было, и я отправился пешком. Только у самого Джалабета меня нагнали очередные родственники молодоженов, ехавшие на свадьбу в Теделет.

Свадьба была для меня тяжелым испытанием: сотни пьяных осетин с автоматами, пытающихся меня напоить! Мне все-таки удалось не выпить ни капли, найдя тихий уголок на кухне – я пил чай и угощался тортиками. Остался на ночь у соседа молодоженов.

Следующий день я посвятил поискам проводника в Квайсу и исследованием ближайших деревень. В Теделете стоят российские погранцы и какое-то время пришлось уделить местному специалисту по «работе с населением». Он пытался втянуть меня в какую-то игру обещая дать мне проводника, но я решил не втягиваться и пойти в Квайсу на следующее утро самостоятельно.

Вечер провел в тишине, Теделет уже начал успокаиваться после свадьбы.

Tadelet_scenery1-1

Building_in_Tadelet1-1

На следующий день я вышел рано утром. Мне ведь предстояло идти без проводника, и я  мог заплутать. Было страшно, потому что местные жители пугали: «Даже мы, когда от грузин в Квайсу бежали, потерялись. В Грузию попадешь – тебя посадят!» В результате я решил идти не по тропе вдоль границы, а, дойдя до пастбища, свернуть восточнее и пройти выше перевала. Подъем в 45 градусов с отметки 1300 метров до 2800 оказался тяжел! Воды не было ни капли – лишь на самой высоте остался небольшой снежник. Забравшись туда, я понял, что съесть припасенный хлеб и сыр не смогу – свалюсь – растопил на горелке снег, сделал чай и компот из сухофруктов. Отдохнув, я увидел панораму долины, с которой поднялся.

View_from_the_Pass

И панораму Главного Кавказского хребта с другой стороны…

MCR_view-1

Отсюда я быстро спустился вниз к Квайсе – без тропы – по полям рододендронов, а потом по буково-каштановым лесам. Подчас я просто съезжал вниз по склонам более 45 градусов, я даже не искал тропу, потому что на тропе мог встретить грузин или российских пограничников. Грузины – это совсем плохо, а встреча с пограничниками привела бы, скорее всего, к серьезным разбирательствам относительно моей личности.

В результате, оказавшись в городе Квайса, в сумерках, я не смог избежать встречи с ФСБ. Меня оставили на ночь на базе пограничников, а утром отправили на автобусе с конвоиром в Цхинвал. Поэтому исследовать пещеры мне так и не посчастливилось…