Осетия Квайса



«Возможное присоединение Южной Осетии не принесет России ничего, кроме проблем»

Президент Института национальной стратегии Михаил РЕМИЗОВ комментирует для KM.RU появившуюся в СМИ информацию об идее проведения в Южной Осетии референдума о воссоединении с Россией.

Мы способны сами себе создать проблемы, если будем делать неправильные шаги

Вряд ли эта инициатива будет реализована. Причина этому проста: после включения Южной Осетии в состав России непризнанными или не вполне признанными окажутся уже границы РФ. А вот плюсы от такого воссоединения не очевидны, и, откровенно говоря, они вообще отсутствуют. Присутствие российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии является достаточной гарантией от возобновления конфликта, политика влияния в необходимой степени осуществляется благодаря уже существующим инструментам, все возможности влияния у РФ есть. Зачем тогда формальное юридическое объединение? Мы лишь получим в свой адрес международно-правовые обвинения и проблемы.

Неслучайно то, что Нагорный Карабах не входит в состав Армении: он является непризнанной республикой на уровне ООН и большинства государств, а вот Армения признана. Северный Кипр не входит в состав Турции, и там та же самая ситуация. Косово не входит в Албанию. Вместе с тем во всех случаях имеет место поддержка со стороны соседнего государства. Безусловно, Россия не будет жертвовать полнотой своего международно-правового статуса ради сомнительных выгод.

Возникает вопрос: могло бы такое гипотетическое объединение как-то изменить расклад на Кавказе? Нет, ничего бы оно не изменило. Тут главное для Российской Федерации – не допускать ошибок, например, таких, какие были сделаны в ходе избирательной кампании в самой Южной Осетии. То есть мы сами себе способны создать проблемы, если будем делать неправильные шаги.

Объединение Приднестровской Молдавской Республики с Россией невозможно

Статус-кво в отношении кавказских республик был установлен в ходе Пятидневной войны, и в ближайшее время он вряд ли изменится. Ситуация в Абхазии более тревожная: возникают проблемы между разными этническими группами, проблемы с недвижимостью, которую покупали российские граждане, и эти вопросы не всегда решаются так, как хотелось бы. Вот если бы удалось выстроить устойчивую модель отношений по принципу де-факто протектората России над Абхазией и Южной Осетией, то это было бы гипотетической моделью и для других стран.

Если расширить тему, то можно коснуться и отношений с Приднестровьем. Там, кстати, прошел референдум о присоединении к России. Но здесь есть важное отличие: Приднестровье не признано, то есть даже этот вопрос не решен, несмотря на прорумынский крен руководства Молдавии.

Так что объединение Приднестровской Молдавской Республики с Россией невозможно. Только сейчас, да и то с большим трудом, в республике открываются консульства. Отмечу и то, что между Приднестровьем и Россией отсутствует общая граница. Хотя и с Калининградом у нас такой границы нет, но в случае Калининграда есть соответствующие международно-правовые соглашения. К тому же в приднестровском вопросе есть позиция Украины: Киев, по сути, придерживается линии Кишинева.

 «KM.RU», 13.01.2014