Осетия Квайса



Петр Ильич и его козыри

// Валерий ГЕРГИЕВ о том, что нового ждет музыкантов и членов жюри на XV Конкурсе Чайковского

Итоги любого конкурса – это не только список лауреатов по окончании соревнований, но и конкретно – тот старт, который способен обеспечить музыканту лауреатский статус Конкурса. Три года назад знаменитый Конкурс Чайковского впервые в своей истории решил эту главную задачу, организовав лауреатам ангажементы с крупнейшими мировыми компаниями: Московской филармонией (Россия), Intermusica (Европа, Азия) и Opus 3 Artists (CША).

Беспрецедентные по масштабам контракты стали основным козырем современного «Чайковского». Через шесть месяцев, 15 июня 2015 года в Большом зале консерватории откроется уже следующий XV Конкурс Чайковского. Главой его вновь будет Валерий ГЕРГИЕВ. Сейчас идет подготовка к Конкурсу, проводятся заседания Оргкомитета, уточняются программы, регламент, составы жюри. Валерий ГЕРГИЕВ планирует в скором времени дать развернутые комментарии по всем позициям. А пока рассказал обозревателю «Российской газеты» о том, что считает самым важным для конкурса Чайковского.

Как с сегодняшней позиции вы оцениваете опыт предыдущего, во многом радикального Конкурса Чаковского? Что показали концертные ангажементы музыкантов-лауреатов?

Валерий ГЕРГИЕВ: Это наша гордость – Конкурс Чайковского. И предыдущий конкурс дал изумительные открытия музыкальному миру. Хотя полного единства во мнениях тогда не было, особенно в рядах музыкальных критиков. Кому-то казалось, что дойти до Гран-при и золотой медали у пианистов должен был другой. Но прошедшие три года показали, что наши победители именно в таком порядке и расположились: Даниил Трифонов, Сон Йол Юн и Чо Сенг Чжин из Южной Кореи, Александр Романовский (Украина).

Мы организовали концерты и всем тем, о ком тогда сожалели в публике и в музыкальной прессе. Особенно – Александру Лубянцеву, выступавшему в Концертном зале Мариинского театра не один раз. Однако тот стремительный рост, который показал за эти годы Даниил Трифонов, доказал абсолютную правоту членов жюри. Трифонов выступил со мной, может быть, раз тридцать, в том числе в России, в крупнейших залах Америки, в Карнеги-холл, на открытии сезона Лондонского симфонического оркестра, с Венским филармоническим оркестром. Но я выступал и с другими лауреатами, и без преувеличения скажу, что музыкальный мир принял с энтузиазмом результаты этого конкурса. И так можно сказать не только о пианистах, но и о виолончелистах, о певцах. Составы жюри на том конкурсе были наполнены большими именами. А в этот раз я хочу, чтобы в жюри попали также люди, которые твердо обеспечат победителям возможность в ближайшие пять лет выступать перед публикой во всем мире. Потому что, если после победы на конкурсе никто и нигде не будет слышать выступления этих музыкантов, память ненадолго сохранит их имена.

Конечно, бывают случаи, когда изумительные певцы, не участвуя в больших конкурсах, обращают на себя мировое внимание благодаря серьезной, упорной работе в театрах. Но это редкость. В конкурсах мы сразу замечаем яркую певицу или большой потенциал у тенора, баритона, которым можно уже предложить готовить партию Дон Жуана или Ленского, или Онегина. Вспомним, как прежние победители Kонкурса Чайковского – Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Тамара Синявская, быстро выходили на первые позиции в том же Большом театре. Так что сегодняшняя задача – сделать все возможное, чтобы не проморгать на отборах ярких и одаренных людей.

На этот раз вы ввели «живой» отборочный тур в Москве. П такое решение? Какой состав жюри планируете на отборе?

Валерий ГЕРГИЕВ: На отборе будет другой, не конкурсный состав жюри. Мы решаем сейчас этот вопрос. В Оргкомитет мы специально ввели представителей международной музыкальной элиты: руководителей фестивалей, руководителей крупных оркестров и филармоний, руководителей консерваторий. Потому что главная наша задача, чтобы из тысячи лучших молодых пианистов в мире хотя бы 50 или 100 попали в отбор Kонкурса Чайковского. А отборочное жюри важно сформировать из безукоризненных профессионалов, которые будут не «тянуть одеяло на себя», оценивая музыкантов с позиции собственных представлений о том, какая школа должна превалировать – французская, русская, немецкая, американская или китайская, а думать о том, какой артистический потенциал у молодых музыкантов, как они мыслят.

Хотелось бы, чтобы к нам прилетели музыканты со всего мира – и из Австралии, из Вьетнама, например. Когда-то замечательный вьетнамский пианист Данг Тхай Шон выиграл Kонкурс Шопена, а Аргентина дала миру выдающуюся пианистку Марту Аргерих, Бразилия – потрясающего Нельсона Фрейре. Мы хотим, чтобы к нам приехали ребята из этих стран. Не важно, где они учатся – в Джульярде, в Москве или в Цюрихе: они будут представлять свои страны. И так как я постоянно выступаю в Европе, в Америке, в Китае, в Японии, в Корее, я буду следить за тем, чтобы лучшие педагоги в мире были осведомлены, что в 2015 году у нас будет Конкурс Чайковского, и посылали к нам своих учеников.

На прошлом конкурсе было много нововведений: в структуре работы, в регламенте, в программах, в системе голосования. Что перенесете в следующий конкурс?

Валерий ГЕРГИЕВ: Прошлый опыт во многом был замечательный. Но обязательно нужно добиться, чтобы у людей, а их десятки, сотни тысяч, а на каком-то этапе – даже миллионы, была возможность слушать в интернет-трансляциях весь Kонкурс с первого тура. И тут особенно мудрить и стремиться к тому, чтобы эти трансляции были дорогостоящими, не надо. Мы привлекаем крупные европейские компании, которые уже многие годы доминируют в классической музыкальной среде: Mezzo и Medici. Рассчитываем также на интерес российского ТВ, чтобы не только «Культура», наш постоянный партнер, но и другие каналы вели репортажи или дневники Kонкурса Чайковского.

У XV Конкурса Чайковского европейский худрук – немец Петер Гроте. Чем объясняется выбор?

Валерий ГЕРГИЕВ: Это не должно никого пугать. Конечно, у нас есть специалисты, во многом более тонко чувствующие природу Kонкурса Чайковского, его историю. Но, поскольку мы хотим сделать Kонкурс привлекательным для всего мира, а сегодня существует много крупных конкурсов – Шопена, Рубинштейна, королевы Елизаветы и др., и соревнование с ними – серьезный процесс, который нельзя игнорировать, мы должны привлекать внимание и именами членов жюри, и тем, какие возможности дает музыкантам победа в Конкурсе Чайковского. Для этого мы и пригласили Петера Гроте, опытного менеджера, хорошо известного и в Европе, и в Азии.

Год Конкурса – юбилейный для Чайковского, 175-летие композитора. Отразится ли это на программах конкурса: может, будет предложен для исполнения цикл его сочинений или обязательная пьеса, или, наконец, прозвучит в третьем туре авторская редакция его Первого фортепианного концерта? Вернется ли также нарушенная в прошлый раз традиция – визит участников в Дом-музей Чайковского в Клину?

Валерий ГЕРГИЕВ: У нас еще есть время обсудить с коллегами все детали, чтобы реализовать лучшие идеи. Здесь надо понять: что для участников Kонкурса полезнее – больше времени отдать игре сочинений Гайдна, Моцарта, Бетховена или современной музыке или уделить внимание нашему классику? Это вопрос не только вкуса или творческой политики. Есть смысл обсудить его с теми, кто сегодня хорошо представляет, к чему стремятся юные музыканты. Мы ведь делаем конкурс не для себя, а для них. И если окажется, что лучше раскрыться им помогает репертуар из сочинений Бартока, Прокофьева, Стравинского, мы пойдем на это. Но совершенно нереально представить себе победителя Конкурса Чайковского, который не может здорово сыграть Первый концерт Петра Ильича Чайковского или Третий концерт Сергея Рахманинова. А что касается Клина: я считаю, традиции надо сохранять.

Важно, чтобы в жюри попали также люди, которые обеспечат победителям возможность в ближайшие пять лет выступать перед публикой во всем мире

Конкурс Чайковского окончательно разделился на два города?

Валерий ГЕРГИЕВ: У нас две культурных столицы. Москва – это город огромных возможностей: в последние годы здесь привели в порядок и основное здание Большого театра, и Большой зал консерватории, и Концертный зал Чайковского, и Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Все площадки в отличном состоянии.

С другой стороны, и Санкт-Петербург развивался как мало какой город мира: у нас появился новый театр Мариинский-2, Концертный зал Мариинки с уникальными акустическими возможностями, где побывали, наверное, уже все лучшие певцы, скрипачи, пианисты современности. У нас есть и Большой зал филармонии, который прошел удачную реконструкцию, есть Капелла, Малый зал филармонии, есть, наконец, зал исторического здания Мариинского театра. Пусть, прежде чем он закроется на реконструкцию, его увидят и молодые музыканты, и члены жюри, которые приедут со всего мира. А в Мариинском-2 есть четыре прекрасных камерных зала и все условия для того, чтобы жюри комфортабельно работало.

Конкурс Чайковского возрождается сегодня в том числе и благодаря возникновению таких новых возможностей. Поэтому я уверен, что не только мы, но и весь мир увидит на Конкурсе Чайковского Россию в самом выгодном свете.

Справка «РГ»

XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского состоится в Москве и в Петербурге с 15 июня по 3 июля 2015 года. В Москве пройдут туры в номинациях «фортепиано» и «скрипка», в Петербурге – «виолончель» и «сольное пение». Отборочные прослушивания состоятся с 6 по 14 июня.

Во время конкурса с музыкантами выступят ведущие российские оркестры: Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия ГЕРГИЕВа, Российский Национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Заслуженный коллектив России под руководством Юрия Темирканова, Госоркестр им. Е.И. Светланова под руководством Владимира Юровского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова, Камерный оркестр Musica Viva под руководством Александра Рудина и др.

Среди членов жюри – Владимир Ашкенази, Борис Березовский, Мишель Берофф, Максим Венгеров, Давид Герингас, Лиана Исакадзе, Томас Квастхофф, Антонио Менезес, Владимир Овчинников, Джон Фишер и др.

Ирина МУРАВЬЕВА
«Российская газета», 19.11.2014