Осетия Квайса



Владикавказ: на чем и за сколько будем ездить?

Буквально две недели назад Управление транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказ возглавил Асланбек БЕСАЕВ. В должности заместителя начальника данной муниципальной структуры он проработал четыре года. Ситуацию на городских дорогах знает хорошо. Но в последние месяцы на застарелые проблемы неизбежно накладывает свой отпечаток и нынешняя тяжелая экономическая обстановка.

– Асланбек Бексолтанович, вы уже освоились на новой должности? Ведь раньше курировали только направление «Организация дорожного движения». Теперь же спектр ваших обязанностей существенно расширился, впрочем, как и мера ответственности.

– Стараюсь. На раскачку времени нет. Буквально на третий день после моего назначения состоялось совещание у главы АМС Сергея Дзантиева по проблемам городского транспорта. В качестве основного вопроса рассматривалось улучшение финансового состояния наших муниципальных автотранспортных предприятий ВМУП «Владавтотранс», ВМУП «Влад-электротранс», ВМУП «Владгортранс».

– Непростая задача в период кризиса.

– Ситуация в трамвайном хозяйстве всегда была сложной. И нынешнее предприятие не исключение: ежегодно оно несет убытки. Бюджет города на покрытие ущерба выделяет десятки миллионов рублей, но их не хватает. На сегодня экономически обоснованный тариф на проезд – 36 рублей, а мы по-прежнему ездим за 10. Большая межтарифная разница, которую не покрывает республиканский бюджет, – одна из основных причин накопления долгов. За 2014 год эти потери составили более 10 млн рублей. В этом году ВМУП «Владэлектротранс» будет выделено 64 млн рублей, которые будут равномерно распределяться по кварталам. Но этот год уже характеризуется существенным ростом цен буквально на все, поэтому убытки, скорее всего, будут расти.

– Поменяется ли цена на билет в трамвае? И прокомментируйте, пожалуйста, информацию о повышении цены на проезд в маршрутных такси.

– Начнем с того, что тариф на проезд в авто- и электротранспорте был установлен еще в 2012 году. Естественно, за три года возник существенный дисбаланс между ростом цен на ГСМ, запчасти, ремонтные работы и услуги и ценой на проезд. А учитывая, что более 90% перевозок пассажиров во Владикавказе осуществляется привлеченным транспортом, то здесь однозначно должна присутствовать экономическая заинтересованность в результатах своего труда. Администрация города понимает, что перекладывать финансовые проблемы на плечи горожан – мера непопулярная, но другого выхода нет: перевозчики будут уходить с транспортного рынка. Особенно это касается вечернего времени, когда падает пассажиропоток. Никто не хочет ездить с пустыми местами и тратить газ, тем самым нарушается регулярность перевозок. Это может привести в дальнейшем к транспортному коллапсу. Об этом говорилось на недавней встрече главы АМС г. Владикавказ Сергея Дзантиева с руководителями фирм-перевозчиков.

– Сегодня мы можем говорить о конкретных цифрах и сроках повышения тарифа?

– Нет. Это не в компетенции городской администрации. Регулированием тарифов занимается Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания. Процедура следующая: каждая фирма-перевозчик делает свой расчет со всеми необходимыми обоснованиями и предоставляет его в службу по тарифам. Расчеты разные, потому что разные пассажиропотоки: у кого-то выходит более 20 рублей, у кого-то менее. Не надо забывать и о том, что мы должны думать и об обновлении автомобильного парка. А, по словам перевозчиков, сегодня они еле-еле сводят концы с концами. Но с другой стороны – пассажиры, им тоже непросто, поэтому следует подходить к этому вопросу очень внимательно.

Приведу пример из соседней республики. С 5 апреля в Нальчике повышается тариф на проезд в маршрутном такси с 12 до 15 рублей. Кроме того, с 20 часов до 5 часов утра тариф составит 20 рублей. Такой график давно существует в Махачкале, и он решает проблему, с которой мы пока не справляемся, особенно в тупиковых маршрутах – Заводской, Южный, Попов хутор и т.д. Благодаря гибкому тарифу не нарушается график работы в вечерние часы. Так что вопрос назрел.

Если говорить о сроках, то все зависит от скорости прохождения данной процедуры в правительстве республики. Скажу для наглядности: в Кабардино-Балкарии она составила два месяца. Пока же у нас в Северной Осетии нет принципиального решения правительства. Но если повышать плату за проезд, то одним постановлением и на трамвай, и на автобусы, и на маршрутные такси. Причем трамвай по-прежнему должен быть дешевле.

– Формирование муниципального автопарка – идея из разряда неосуществимых?

– На данный момент – это трамваи, 46 автобусов «Хендай» и 3 автобуса ПАЗ от Министерства труда и социального развития РСО-А. Желание увеличить автопарк есть, и над этим вопросом мы работаем. Но сегодня возможности бюджета не позволяют приобретать автобусы малого класса, как, например, белорусские МАЗы – современные и надежные. Их цена – 3 млн 250 тысяч рублей. Но один автобус не купишь, минимум надо 40-50. Сейчас думаем о вступлении в лизинговую программу. Нужно приобретать и трамваи. Но тут возникает проблема: необходимо менять контактную и рельсовую сети полностью. Иначе можем просто зря потратить деньги: вагоны в скором времени выйдут из строя.

– Тем не менее на городских дорогах появились комфортабельные «Фиаты» и «Мерседесы».

– Обновление идет. Имеющие средства фирмы-перевозчики приобретают новые машины, но все-таки обновление идет медленно. В связи с этим нам пришлось официально отказаться от программы оптимизации пассажирских перевозок, где автобусы особо малого класса должны были быть заменены автобусами малого класса, и это бы существенно разгрузило проезжую часть. Но пока достаточных средств нет.

– Какова же ваша задача на текущий год как руководителя Управления?

– Не потерять то, что есть. Возникают новые проблемы: растут убытки от содержания муниципальных автобусов в связи с увеличением их срока эксплуатации. Надо менять колеса, аккумуляторы и т.д., и это стоит денег. На совещании директор «Владавтотранса» Таймураз Абаев эту проблему озвучил впервые за время пятилетней работы предприятия. По поручению главы будут произведены соответствующие расчеты и изысканы необходимые средства.

– Но есть же какие-то мероприятия по повышению качества пассажирских перевозок, которые можно провести без денежных средств?

– Конечно. Например, на днях будет введена в строй асфальтированная площадка на конечной остановке маршрутов №№17 и 21. Сейчас решаем за кем ее закрепить, чтобы соблюдались санитарные нормы. Остро вопрос благоустройства площадок стоит только в трех-четырех местах, и приятно, что и жители той территории, и водители, и руководители предприятий сами проявляют инициативу и предлагают помощь.

– Есть ли у вас меры воздействия на нерадивых водителей, которые грубо нарушают правила перевозки пассажиров и еще умудряются хамить на сделанные замечания?

– Хотелось бы вот что отметить. Несмотря на то, что согласно ФЗ №131 в полномочия органов местного самоуправления входит создание нормальных условий для транспортного обслуживания населения в пределах городского округа, контрольных функций никаких нет. Раньше по Республиканскому закону №39 перевозчики всегда проходили конкурсный отбор, а потом прошла нестыковка между законом и муниципальными нормативными актами. Арбитражный суд признал конкурсы недействительными, и нам пришлось расторгнуть договоры. Сейчас работаем над устранением этих противоречий и опять возобновим конкурсную систему на осуществление перевозок. Кроме того, мы хотим выступить с обращением вернуть нам законодательно контрольные функции. Сами понимаете, если нет контроля… Надеемся, что совместными усилиями Ространснадзора, ГИБДД, Роспотребнадзора и администрации удастся улучшить положение.

– Но, с другой стороны, контролеров много, а разваливающийся ржавый транспорт по-прежнему на маршруте. Каков предельный срок эксплуатации автомобиля?

– Предельный возраст установлен постановлением Правительства РСО-А: машины должны быть не старше 7 лет по паспорту транспортного средства. Недавний мониторинг показал: только 5% общественного транспорта младше 7 лет. Если мы сегодня слово в слово исполним этот документ, то 95% маршруток не будут допущены в рейс. А через два года и «Хендаи». Сегодня «Газель» стоит 1 миллион рублей. Кто ее может приобрести? Надо быть реалистами и искать выход из ситуации совместными усилиями.

– Но, повторюсь, не все упирается в деньги. Чтобы запретить выпившему водителю садиться за руль, необходимо соответствующим органам проявить принципиальность и ответственность на своем рабочем месте.

– Согласен. Надеюсь, что при налаженном взаимодействии заинтересованных сторон будет результат. Мы приложим все усилия, чтобы транспортное обслуживание населения улучшилось, посмотрим, как можно продлить маршруты, чтобы людям было удобно. Например, к Дому печати можно будет приехать через проспект Доватора маршрутом №44. Ждем открытия моста с улицы Чкалова, и тогда там тоже будут введены новые маршрутные сети. Жители просят, чтобы маршрутки доезжали до «Деликата», также попробуем решить этот вопрос. В общем, работы много, есть и желание, и трудоспособный коллектив, чтобы выполнить ее хорошо.

Тамара БУНТУРИ
«Владикавказ», 01.04.2015