Осетия Квайса



«Создаются коррупционные предпосылки, обусловленные возможностью сговора футбольного клуба и агента…»

Сегодня газета «Известия» опубликовала материал о некоторых методах финансовой деятельности футбольного клуба «Алания» (Владикавказ), основанного на отчете аудиторов Счетной палаты РФ. Проверка не только футбольного клуба, но и соблюдения законодательства и эффективности использования Северной Осетией бюджетных средств, проводилась почти год назад и касалась 2011 года.

Полный отчет аудиторов С.Рябухина и С.Агапцова опубликован на официальном сайте Счетной палаты вчера, 22 января (см. здесь). Это большой многостраничный документ, изобилующий массой цифр и специальной терминологией. Ввиду этого приводим из него наиболее примечательные выдержки.

ИЗ ОТЧЕТА

о результатах контрольного мероприятия «Комплексная проверка соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов –  получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в Республике Северная Осетия-Алания» 

…В структуре безвозмездных поступлений из федерального бюджета объем дотаций в 2011 году составил 6 287 116,7 тыс. рублей, или  53,5%, субсидий  – 2 661 365,2 тыс. рублей, или 22,6%, субвенций – 1 606 639,0 тыс. рублей, или 13,7%, иных межбюджетных трансфертов – 1 195 154,7  тыс. рублей, или 10,2  процента.

Доля межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета Республики в 2011 году по сравнению с показателем 2010 года увеличилась на 3,2%  и составила 55,4%,  в  собственных доходах республиканского бюджета в 2010 году увеличилась на 4,1% и составила 65,1 процента.

Все указанные  показатели характеризуют возрастающую зависимость Республики Северная Осетия-Алания от финансовой помощи из федерального бюджета.

…Расходные обязательства Республики в полном объеме не выполнены по всем разделам бюджетной классификации, в наибольшей степени (на  21,3%)  – по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство».

По сравнению с 2010 годом расходы снизились на социальную политику на 436 027,7 тыс. рублей, или на 14,9%,  жилищно-коммунальное хозяйство – на 179 991,1  тыс. рублей, или на 23,7%,  охрану окружающей среды  –  на 1 071,2  тыс. рублей, или на 3,1 процента.

При этом в числе приоритетных направлений расходов бюджета – поддержка профессионального футбола. В этой связи возросли расходы на физическую культуру и спорт на 124 206,0  тыс. рублей, или на 22,8%…В структуре расходов  по разделу наибольший удельный вес составили расходы на спорт высших достижений (83,1%).

Таким образом, в условиях финансовой зависимости от федерального бюджета не обеспечено планомерное  и рациональное использование бюджетных средств  на исполнение принятых обязательств, в том числе на оказание социально значимых государственных услуг.

Из-за недостаточности денежных средств были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 1 400 000,0 тыс. рублей для частичного покрытия дефицита бюджета, в частности на исполнение расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками. При этом ежемесячно  сохранялись значительные объемы просроченной кредиторской задолженности… В отдельные месяцы 2011 года прослеживается увеличение просроченной задолженности более чем на 50% по сравнению с началом года.

…За период с 2009 по 2011 год государственный долг Республики вырос на 2 392 294,7 тыс. рублей. Темп роста государственного долга Республики, составивший в 2011 году 121,3%  уровня  2010 года и 159,2%  уровня  2009 года, значительно превысил темп роста доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений. Тем самым отмечается прогрессивный рост государственного долга Республики.

…Проверкой использования бюджетных средств, направленных на финансирование мероприятий в области спорта, установлено следующее. Основная доля расходов (83,1%) приходится на расходы спорта высших достижений, на расходы массового спорта – 14,5  процента…

Постановлением Правительства Республики от 31 декабря 2009  года № 379 утверждена РЦП «Развитие футбола в Республике Северная Осетия-Алания на 2010-2015 годы» (далее – программа) с уточненным объемом финансирования в сумме 2 583 925,0 тыс. рублей.

В ходе реализации программы отмечается тенденция ежегодного увеличения объемов финансирования (далее – программные назначения) на поддержку автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания» (далее  –  «ПФК «Алания»,  Учреждение), осуществляющего мероприятия в области футбола  высших достижений. Так,  в 2010 году программные назначения увеличились на 280 000,0  тыс. рублей, или в 1,9  раза, и составили 580 000,0  тыс. рублей, в 2011 году –  на 200 000,0 тыс. рублей, или в 1,7 раза, и составили 500 000 тыс. рублей.

Поддержка «ПФК «Алания» является мероприятием с высокой долей  финансирования (92,1%  общего объема программных назначений), на его реализацию программой предусмотрено 238 00 00,0  тыс. рублей. Это означает, что программа не нацелена на решение других задач, связанных с созданием благоприятных условий для развития футбола, популяризации и приобщения детей и молодежи к регулярным занятиям этим видом спорта, укрепления инфраструктуры детско-юношеского футбола, исполнение которых предусмотрено комплексом мероприятий программы. Крайне низкий уровень финансового обеспечения мероприятий массового футбола характеризует формальный подход к целям принятой программы.

…В составе расходов, предусмотренных Минспорту Республики как главному распорядителю средств, уточненные бюджетные назначения на поддержку «ПФК «Алания» утверждены на 2010 год в сумме 395 702,0 тыс. рублей, на 2011 год  –   472 500,0 тыс. рублей. По сравнению с первоначально утвержденными показателями уточненные бюджетные назначения увеличены в 2010 году на 250 000,0  тыс. рублей, или в 2,7 раза, в 2011 году – на 239 000,0 тыс. рублей, или в 2 раза.

В 2011 году увеличение бюджетных ассигнований на поддержку «ПФК «Алания» произведено за счет сокращения ассигнований по отдельным расходам, в том числе на государственную поддержку сельского хозяйства, что привело к несоблюдению условий соглашения от 11 февраля 2011  года № 24/17, заключенного Правительством Республики с Минсельхозом России…

Кроме того, в 2011 году при недостаточности объема годовых программных назначений участниками бюджетного процесса принимались решения, приводящие к увеличению объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующего расходного обязательства на поддержку «ПФК «Алания».

Так, Законом Республики от 30 марта 2011 года № 9-РЗ «О внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2011 год» ассигнования на поддержку   «ПФК «Алания» были увеличены до 382 500,0  тыс. рублей. При этом программные назначения на 2011 год (в редакции постановления Правительства Республики от 12 марта 2011 года № 81) на указанное мероприятие утверждены в сумме 300 000,0  тыс. рублей… Соответствующие изменения назначений внесены в программу только в апреле 2011 года.

…Таким образом, в нарушение нормы статьи 174.2 Бюджетного кодекса и постановления Правительства Республики от 22 мая 2009  года № 158 в 2011 году Правительством Республики осуществлялось планирование бюджетных ассигнований, соответственно и исполнение бюджета, на поддержку  «ПФК «Алания» при отсутствии правовых оснований увеличения ассигнований на исполнение действующего расходного обязательства.

Удельный вес расходов на поддержку «ПФК «Алания» в общем объеме расходов бюджета, произведенных по безвозмездным перечислениям государственным организациям, в 2010 году составил 73,1%, в 2011 году – 80,8  процента.

В то же время  финансирование 10 спортивных школ и 2 автономных учреждений, подведомственных Минспорту Республики, составило в 2010 году 97 540,3 тыс.   рублей, или в 4 раза меньше расходов бюджета на поддержку «ПФК «Алания», в 2011 году – 166 549,7 тыс. рублей, или в 2,8 раза.

Предоставление субсидий из республиканского бюджета осуществлялось на  основании договора от 11 января 2011 года б/н, заключенного Минспортом  Республики и «ПФК «Алания»,  с объемом субсидии из бюджета в сумме 472 500,0 тыс. рублей…

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания «ПФК «Алания» рассчитано в сумме 827 721,0 тыс. рублей, из них 487 341,8 тыс. рублей, или 58,9%  общих расходов,  –  расходы на оплату труда с начислениями и на оплату суточных; 222 847,6  тыс. рублей, или 26,9%, – прочие расходы, из них трансферные и агентские выплаты – 188 442,6  тыс. рублей, на содержание имущества учреждения – 36 652,6 тыс. рублей, или 4,4 процента.

…Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2010 года №  63 РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на развитие республиканской целевой программы «Развитие футбола в Республике Северная Осетия-Алания на 2010-2015 годы» «ПФК «Алания» были утверждены ассигнования в сумме 233,5 млн. рублей. При этом, согласно заявке на финансирование от 13 января 2011 года, расходы в размере 224,007 млн. рублей составляли задолженность Учреждения за 2010 год по заработной плате, налогам, трансферам за переход игроков и юридическим лицам за оказанные услуги. В связи с этим, заявкой и сметой от 14 марта 2011 года «ПФК «Алания» запросило дополнительное финансирование на сумму 149,0  млн.   рублей. Кроме того, в течение 2011 года Учреждением главному распорядителю средств республиканского бюджета направлено 11 заявок на финансирование на общую сумму 287,1 млн. рублей без приложения смет.

Согласно представленным к проверке бухгалтерским документам одним из основных источников финансирования Учреждения в период 2010-2011 годов являлись субсидии республиканского бюджета, которые составили в 2010 году 395,7 млн. рублей (32,7%  общей суммы доходов), в 2011 году – 472,5 млн. рублей (36,1%). Ввиду недостаточности объемов субсидий на покрытие расходов футбольного клуба руководством Учреждения привлекались кредиты и займы как юридических, так и физических лиц, которые в 2010 году составили  528,55 млн.   рублей (43,7% общей суммы доходов), в 2011 году – 690,86  млн. рублей (52,8%).

Задолженность по займам и кредитам у «ПФК «Алания» за период 2010-2011  годов возросла более чем в 7 раз и составила:

- на 1 января 2010 года – 84,0 млн. рублей,

- на 1 января 2011 года – 226,35 млн. рублей,

- на 1 января 2012 года – 612,52 млн. рублей.

Кроме того, Учреждение получило безвозмездную финансовую помощь для осуществления уставной деятельности на общую сумму 85,5  млн. рублей (6,6% от общей суммы доходов) от Фонда государственной поддержки культурных, молодежных и спортивных программ, учредителем которого является администрация Главы и Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Также в бухгалтерском учете Учреждения в 2011 году в качестве целевого финансирования были учтены денежные средства на общую сумму 1,52  млн.   рублей, которые по заявлениям 19 спортсменов  «ПФК «Алания» вычтены из их заработной платы на развитие спортивного образовательного учреждения дополнительного  образования  СДЮСЧШОР по футболу «Спартак» (г. Владикавказ).

Доходы Учреждения от внереализационной деятельности (продажа прав на вещание спортивных соревнований, продажа билетов и абонементов на матчи, сдача в аренду имущества, размещение рекламы и т.п.) составили всего лишь 35,8 млн. рублей в 2010 году (2,95 % общей суммы доходов) и 54,6 млн. рублей – в 2011 году  (4,2%).

Расходы «ПФК «Алания» в 2011 году составили более 1,1 млрд. рублей и осуществлялись в следующих основных направлениях:

-  оплата труда 60 спортсменов, 104 сотрудников и 10 физических лиц по договорам оказания услуг составила 444,3  млн. рублей (39,12 % общей суммы расходов);

-  погашение кредитов и займов, выплата процентов по кредитам – 331,3 млн.  рублей (29,2%);

- участие в матчах и организация УТС – 115,3 млн. рублей (10,14%);

- агентские вознаграждения – 93,6  млн. рублей (8,24%);

- трансферные выплаты – 77,3 млн. рублей (6,8%);

- налоги и иные обязательные платежи – 37,6  млн.  рублей (3,3%);

- приобретение и содержание имущества – 26,2  млн.  рублей (2,3%).

В нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) Учреждение не вело раздельного учета целевого финансирования и доходов, полученных за счет иных источников. Доходы «ПФК «Алания» поступали на единый банковский счет, в связи с чем в ходе проверки не представилось возможным достоверно установить источники финансирования конкретных расходов Учреждения, в том числе проверить целевое использование средств республиканского бюджета.

Более того, проверкой установлено, что бухгалтерский учет и отчетность «ПФК  «Алания» за 2010 и 2011 годы не соответствовали  первичным документам, ведение регистров бухгалтерского учета осуществлялось с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации…

Выборочная проверка первичных документов и документов бухгалтерского учета и отчетности Учреждения показала, что многочисленность нарушений требований по ведению хозяйственных операций в автономных учреждениях, надлежащему и своевременному отражению их в бухгалтерском учете  АУ «ПФК «Алания» привели к недостоверности бухгалтерского учета за 2010 и 2011 годы и отчетности Учреждения за 2010 год и 9 месяцев 2011 года…

В нарушение статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» по кредитному договору от 26 января 2011 года на сумму 75,0 млн. рублей Учреждением с согласия Наблюдательного совета и Правительства Республики  Северная Осетия-Алания в обеспечение возврата кредита до настоящего времени переданы в залог 3 основных здания стадиона «Спартак».

Кроме того, в нарушение статьи 298 Гражданского кодекса, части 2 статьи 3 и пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» часть недвижимого имущества (здание, тренировочные поля, трибуны), закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, без согласия представителя собственника и Наблюдательного совета была передана в аренду другим юридическим  лицам.

Большая часть движимого имущества на общую сумму 15,1 млн. рублей учтена в бухгалтерском учете Учреждения как материальные активы (запасы), однако перечень материальных активов к проверке не представлен. Кроме того, в балансе Учреждения не отражены сведения об имуществе (в том числе недвижимом) на общую сумму более 33,8 млн. рублей.

Кроме того, проверкой установлены факты неэффективного использования денежных средств Учреждения.

Так, 28 марта 2011 года  «ПФК «Алания» заключило трудовой договор с   футболистом Вандерсоном да Силва Соуза на период до 30 июня 2015 года с годовой оплатой труда 550,0 тыс. долл. США. В связи с постоянным невыполнением условий по трудовому договору, несоблюдением правил внутреннего распорядка Учреждения 30 августа 2011 года Вандерсон да Силва Соуза уволен по пункту 6 подпункта «а» статьи 86 Трудового кодекса Российской Федерации – отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего времени.

Общие финансовые затраты Учреждения на трансфер, агентское вознаграждение и выплаты футболисту Вандерсону да Силва Соуза составили 72,1 млн. рублей, в том числе:

- 40,4  млн.  рублей – агентское вознаграждение;

- 24,25 млн.  рублей – временный трансфер игрока;

- 7,42  млн.  рублей – заработная плата и иные выплаты игроку за 6 месяцев.

При этом штрафные санкции договорами предусмотрены не были.

Статьей 16  регламента по агентской деятельности Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (далее – РФС), членом которого является «ПФК «Алания», предусмотрено, что агент вправе получать вознаграждение только от футболиста или футбольного клуба. Размер агентского вознаграждения, получаемого агентом от футболиста, не может превышать 10% валового годового дохода футболиста, указанного в заключенном трудовом договоре. Агент, заключивший агентский договор с футбольным клубом, вправе получать вознаграждение от футбольного клуба посредством единовременного платежа, размер которого устанавливается агентским договором.

Согласно пояснениям руководства «ПФК «Алания» в настоящее время фактически все профессиональные футболисты международного уровня имеют агентов, но договорные отношения с ними не оформляют, поскольку агенту выгоднее заключать договоры с футбольными клубами, чтобы не быть ограниченным в размере агентского вознаграждения.

Таким образом, создаются коррупционные предпосылки, обусловленные возможностью сговора руководства футбольного клуба и агента с целью расходования средств клуба на агентское вознаграждение без каких-либо ограничений его размера, в то время как регламентом РФС по агентской деятельности агентское вознаграждение по договору с футболистом ограничено 10%  суммы годового дохода игрока.

Анализ данных бухгалтерского учета «ПФК «Алания» показал, что по игрокам, перешедшим в клуб в 2011 году, сумма агентских выплат за их переход превысила как сумму выплаченных трансферов по ним, так и сумму годовых доходов этих спортсменов.

Кроме того, в 2011 году средняя оплата труда спортсмена «ПФК «Алания», состоящая из заработной платы, премии и иных выплат, превысила 4,0 млн. рублей в месяц. Средняя месячная оплата труда отдельных сотрудников Учреждения также являлась очень высокой…

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации    С.Н. РЯБУХИН

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации    С.А. АГАПЦОВ