Осетия Квайса



Синдром вседозволенности

nomerАлександр ИСАКОВ,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

Статистика свидетельствует: каждый месяц на дорогах Осетии гибнут более 10 человек, за три года – более 400. Это огромные, но сухие цифры. А сколько страшных драм, разрушенных семейных судеб и человеческих трагедий стоит за ними! Вот и последние дни января омрачились фатальным происшествием во Владикавказе, которое из, казалось бы, обычного озорства превратилось в тяжелое преступление.

Напомним хроникальную канву произошедшего в информации пресс-службы МВД Республики Северная Осетия-Алания.

avtoБезобидные, на первый взгляд, шалости, зачастую заканчиваются плачевно. Вечером 30 января около шести часов автомобиль БМВ 5-й модели темно-красного цвета, нарушив правила дорожного движения, выехал в противоположную сторону по улице Иристонской, предназначенной для одностороннего движения. При этом автомашина сбила двух молодых женщин и трехлетнего ребенка, который погиб на месте ДТП. Обе женщины в тяжелом состоянии доставлены в больницу. Преступник не только не помог пострадавшим по его вине людям, но и скрылся с места происшествия.

Практически сразу министерство внутренних дел по РСО-Алания обратилось ко всем гражданам и свидетелям этой трагедии с просьбой откликнуться и помочь.

LizoПо всему городу был введен план «Перехват», в ходе которого машина-убийца была найдена на углу улиц Тельмана-Бритаева. Оперативные службы сработали четко.

В течение часа был установлен и задержан владелец машины. Им оказался водитель одного из радио-такси города, 24-летний Тимур Дзантиев. Однако за рулем автомобиля находился ученик 10 класса средней общеобразовательной школы № 44, Борис Джелиев, не имеющий ни законного, ни морального права управлять автомобилем. За руль его пустил  сам владелец. Следствие и суд установят степень вины обоих задержанных.

По самым резонансным преступлениям на дорогах милиция Северной Осетии всегда срабатывает четко и оперативно. Так было и в случае с Тимуром Кадоховым. Из-за преступного лихачества 24 августа он превратил в металлолом автомобиль «ВАЗ-21099», в котором находились пять человек. Все они погибли, а сам виновник аварии скрылся (читать и смотреть фото аварии – здесь).

Милиция тогда быстро нашла преступника. Но Ленинский районный суд Владикавказа вынес ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и 4 месяца в колонии общего режима. Как с горечью заметил по этому поводу известный журналист Олег Кусов – преступнику дали по одному году за каждого убитого (читать – здесь).

Расторопность милиции уже после совершения дорожного преступления похвальна. Но почему же все-таки столь вопиющие преступления на дорогах случаются в Северной Осетии и в ее столице столь часто? Этот вопрос встает всякий раз, когда происходит очередная страшная авария.

Причин тому, думается, несколько.

Конечно, наша правоохранительная система – всего лишь зеркальный срез той власти, в системе которой она функционирует, и того общества, среди которого живет. И это мы, общество, воспитываем таких Кадоховых, Джелиевых и Дзантиевых, из-за которых становятся возможными ужасные преступления.

Но это только одна сторона медали. Сама власть, особенно на местах, не является тем самым звеном, на которое можно и должно равняться в делах и поступках. Не является таковой в Северной Осетии и «Единая Россия», которая, занимая более чем доминирующие позиции в правительственных, парламентских и прочих властных структурах, никак не тянет и на минимальный авторитет в народе, соразмерный тем безумно высоким процентам, которые демонстрируются публике после очередных выборов.

Вот и получается, что легко писать и произносить протесты против Жириновского (как будто он сказал что-то новое) и не замечать то действительно животрепещущее, что происходит под носом. Это и мимикрирующие игровые клубы, и сауны-притоны, и наркоточки, и полная вольница на дорогах Владикавказа. Ни глава республики, ни правительство, ни парламент, ни мэрия города не могут навести порядок даже под своими окнами, где в вечернее время, а иногда и в дневное, бал правят эквилибристы на колесах, выписывающие восьмерки на площади Свободы, и нагловато-немытые таксисты на площади Штыба. У здания УВД по г.Владикавказ на проспекте Мира после некоторого перерыва вновь образовалась целая стоянка автомобилей, а сам проспект опять превращен в автомагистраль.

О североосетинском ГАИ можно и не говорить, сколько бы парламентских слушаний ни проводилось. Если некоторые остановки маршрутных такси годами существуют прямо на перекрестках и пешеходных переходах, то о каком соблюдении правил дорожного движения вообще можно мечтать? В 2010 году летом выставили было бедного гаишника (бедного – в данном конкретном случае) на углу проспекта Доватора и улицы Первомайской (расстояние – 500 метров от главного офиса ГАИ), чтобы он вернул автобусную остановку с перекрестка на ее законное место. Но тот продержался только несколько часов, после чего под натиском водителей и пассажиров сдался, а ситуация вернулась на круги своя.

Лихачество на дорогах Владикавказа давно уже перешло все мыслимые пределы. Езда на бешеной скорости, опасные обгоны, проезд на красный сигнал светофора, игнорирование пешеходной зоны и самих пешеходов – все это стало визитной карточкой столицы Северной Осетии, что с изумлением всякий раз отмечают гости республики – даже из других регионов Северного Кавказа.

Безнаказанность нарушителей, безответственность облеченных властью и должностями лиц, отсутствие и намека на адекватность наказания загнали эту болезнь внутрь. Судебная система Северной Осетии, как мы видели на примере Тимура Кадохова, также демонстрирует свое олимпийское спокойствие по отношению к деяниям, будоражащим общество. И это с так называемыми громкими преступлениями. А сколько негромких преступлений на дорогах вообще по разным причинам не находят наказания!? Статистика об этом умалчивает. Как и официальная пропаганда действующей власти, которая предпочитает говорить о своих виртуальных достижениях, чем о сохраненных человеческих жизнях.

Фото: пресс-служба МВД по РСО-Алания