Осетия Квайса



Шантаж по-владикавказски

fb9_XLВ первый же день Нового, 2010 года жителей столицы Северной Осетии ждал пренеприятный «подарок»: часть владельцев маршрутных такси явочным порядком, как говорится, самостийно увеличила плату за проезд сразу на 25% – с 8 до 10 рублей. Другая часть водителей на такой резкий шаг не пошла, выдерживая томительную паузу в ожидании рублевых пополнений своих доходов. Чем же в итоге закончиться инициатива таксистов, и какие еще вопросы, помимо банальной таксы, лежат в основе этого жизненно важного для столицы вида деятельности? Об этом рассуждает наш собственный корреспондент, специализирующийся на городских проблемах, Камилла БАДОЕВА.

Маршрутные такси в эпоху новых экономических отношений стали главным пассажирским транспортом Владикавказа. Ими, как свидетельствует статистика, ежедневно перевозится большая часть жителей столицы Северной Осетии. Вопрос о размере оплаты пассажирами проезда в маршрутном такси поднимается всякий раз в канун и после Нового года. Можно даже назвать его предновогодним синдромом водителей маршруток, стремящихся удовлетворять свои экономические пожелания за счет пассажиров.

Между тем, повышение платы за проезд бьет, в первую очередь, по рядовым гражданам, которые, как известно, не могут себе позволить ездить, например, на таксомоторах. Особенно тяжело приходиться семьям с небольшими доходами, в которых есть дети школьного возраста. Хорошо, если школа рядом. Но для многих непозволительной роскошью является стремление придать своему ребенку дополнительное образование. Поездки в дом детского творчества обойдутся едва ли не в добротного репетитора.

Один из преподавателей республиканского Центра для детей и юношества (по старому – Дворца пионеров) рассказал мне, что сразу несколько его юных учеников в течение года прекратили ходить в шахматную секцию, хотя и подавали большие надежды. Причина – непомерные транспортные расходы (а с маленькими детьми приходится ездить и кому-то из взрослых) и низкие доходы родителей.

Другая сторона медали – сами маршрутки и их обладатели. То, что представляют собой микроавтобусы – не поддается никакому описанию. Речь не только об элементарной чистоте в салоне, но и об опасном состоянии самих маршруток. Многие из них явно нуждаются в утилизации или в капитальном ремонте. И почти все, за редчайшим исключением – не имеют права выезжать на линию по причине нарушения безопасности. Переделка мест в салонах в угоду единовременной перевозки не 13, а 15-16 пассажиров, приводит и к тесноте, и к недопустимой аварийной опасности, особенно пассажиров, сидящих «задом наперед».

В Москве такой номер ни у одного из водителей маршрутных такси никогда бы ни прошел. Его тут же поставили бы на место. Другое дело – Владикавказ. Здесь свои правила игры, которые, вероятно, диктуют суммы отступных. Говорят, что зажмуривание тех, кому зажмуриваться не положено, в каждом конкретном случае оценивается по-разному. На цифры влияют интенсивность и доходность маршрута, количество пассажирских мест в салоне и прочие «навороты». Но ясно одно: и сотрудники ГАИ, и администрация Владикавказа, и министерство транспорта Северной Осетии занимают созерцательную позицию. Интересно понять, почему? Может, как раз поэтому?

Это только часть большой проблемы, которая называется транспортной и которая является бичом многих мегаполисов. Владикавказу пока далеко до задыхающейся от транспортного потока Москвы. Но и город на Тереке задыхается от сонма проблем не меньше. Среди них и огромное количество машин, которые по своим техническим и экологическим данным просто не имеют права на передвижение, и беспредел обычных таксистов, которые вообще никаких налогов со своего бизнеса не платят, но чувствуют себя наглыми и реальными хозяевами города (чего стоит одна только оккупация таксистами площади перед мэрией), и беспорядочная парковка в неположенных местах.

О самой же езде во Владикавказе уже по всей России ходят легенды. Пример тому – недавний дорожный инцидент с Аланом Дзагоевым. Звезда футбола опасался интенсивности транспортного движения в Москве, а попал в передрягу в родной Осетии. В области всеобщего и неистребимого нарушения всех мыслимых правил дорожного движения, как говорится, Москва перед Владикавказом не пляшет.

Однако, пора итожить поднятую тему. На мой взгляд, даже хорошо, что водители маршрутных такси поставили власти Владикавказа и республики перед свершившимся фактом. Потому что мы, жители, очень скоро поймем: удастся ли и на этот раз добиться своей цели тем, кто привык шантажировать власть, в результате чего страдают не обремененные должностями чиновники, а рядовые граждане.