Осетия Квайса



Ингушетия хочет вернуть антикварную коллекцию из Осетии назад

Информация МВД Северной Осетии о том, что полицейскими республики пресечена продажа уникальной коллекции антикварных предметов, которую пытались осуществить два жителя Ингушетии (читать – здесь), вызвала большой переполох в соседнем регионе. Настолько большой, что в пятницу глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров провел в Магасе специальное совещание.

Совещание целиком и полностью было посвящено случившемуся накануне. Руководство Ингушетии под давлением общественного мнения попыталось отыграть ситуацию назад, с огромной скоростью проведя собственное расследование. Выяснилось, что уникальная коллекция изделий, относящихся к аланской культуре VIII-IX веков нашей эры, предположительно, выкопанная из одного из курганов, была изъята в населенном ингушами поселке Майский, входящий в состав Республики Северная Осетия-Алания.

Секретарь Совета Безопасности Ингушетии Ахмед Котиев доложил Евкурову, что неудачливыми продавцами оказались жители сел. Кантышево – 56-летний Мажит Кодзоев и 51-летний Руслан Эльдиев. При этом Кодзоев пояснил, что изъятые полицейскими Северной Осетии золотые и серебряные изделия перешли к нему якобы в наследство от бабушки. Эльдиев же выступал в роли посредника за оговоренное вознаграждение в сто тысяч рублей.

Возмущенный Юнус-Бек Евкуров не удержался, чтобы не заклеймить на совещании позором своих алчных сограждан. «Надо, чтобы все узнали про этот низкий поступок. Как можно продавать историю своего народа?!» – цитирует его слова официальный сайт Ингушетии.

Сообщается, что Евкуров поручил руководителям МВД и министерства культуры Ингушетии наладить необходимое взаимодействие с коллегами из Северной Осетии, провести работу по возвращению историко-культурного наследия в ингушский музей.

Однако возникает при этом вопрос, с каких это пор предметы аланской культуры стали «историей ингушского народа»? Стремление присвоить себе аланское прошлое в Ингушетии, конечно, обозначилось давно. И чем дальше, тем это стремление принимает все более настойчивый характер и хозяйские формы – несмотря на то, что от этого аланы не становятся предками ингушей. По крайней мере, в кругу серьезных научных исследователей (не считать же таковым мистификатора Шнирельмана) такие претензии встречаются улыбкой.

Интересным в этой истории, которая набирает резонансный градус, представляется и другой аспект: а как поведут себя МВД и министерство культуры Северной Осетии, с которыми их коллеги собираются «наладить необходимое взаимодействие»? Представляется, что это будет весьма интересным интеллигенции Владикавказа и многим жителям РСО-Алания.