Осетия Квайса



Если не я, то ЦИК. Кокойты привел на третий срок председателя избиркома

12-631Александр ИСАКОВ,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

Фракция Коммунистической партии парламента Республики Южная Осетия распространила вчера заявление, в котором выразила несогласие с принципами формирования Центральной избирательной комиссии РЮО в канун назначенных на 13 ноября президентских выборов. Негодование коммунистов вызвал тот факт, что в президентскую квоту представителей ЦИК не были включены коммунисты, но включены представители других фракций парламента.

Парламентская фракция Коммунистической партии посчитала это нарушением конституционного закона, что привело, ко всему прочему, к удручающему результату: все семь человек, назначенных действующим президентом в новый ЦИК Республики Южная Осетия, являются членами предыдущей Центральной избирательной комиссии. Еще более феноменальным достижением демократии молодого осетинского государства явилось то, что на парламентской сессии по представлению президента Республики Южная Осетия председателем избиркома вновь назначена Белла Плиева: она возглавит ЦИК РЮО на третий срок подряд!

С одной стороны, заявление коммунистов Южной Осетии наглядно характеризует, как и какими методами намерена провести президентские выборы нынешняя власть республики. И это похвально. Но если посмотреть на проблему с другой стороны, более принципиальной и объективной, то печально, что пробуждение политической силы, представляющей традиционную часть югоосетинского общества, наступило только сейчас.

Компартию устраивал избирком, волюнтаризм президента и его кружения, когда ей это было выгодно. Например, при парламентских выборах, которые прошли в Южной Осетии с вопиющими своей открытой наглостью нарушениями, что особенно проявилось при «голосовании» неизвестного количества (по оценкам аналитиков – от нескольких до 15 тысяч) «избирателей» во Владикавказе.

Да и в период избирательной компании административный ресурс, подкрепленный бездействием, а, вернее, содействием правоохранительных органов, включался без колебаний и без оглядки на общественное мнение. Достаточно вспомнить рейдерский захват Народной партии Южной Осетии, устранение с предвыборного поля лидера социалистической партии «Фыдыбаста» и многие другие моменты, когда власть устраняла встававшие перед ней препятствия.

Выторговав себе пост председателя парламента, Компартия РЮО предпочла не заметить разрушительных процессов в государственном строительстве, которые при подобных безнаказанных подходах обязательно будут продолжаться, принимая зачастую уродливые формы. Третий срок для ставленницы Кокойты – яркое тому подтверждение.

Вряд ли в справедливом заявлении коммунистов можно усмотреть их политическое прозрение как силы, тоже несущей ответственность за государственное строительство в Южной Осетии. Скорее, оно опять носит конъюнктурный характер. А такая политика обречена только на то, чтобы подбирать крошки с барского стола действующей власти. Молчаливая в обществе (и парламентская при голосовании!) поддержка режима Кокойты в вопросе недопущения к выборам неугодных кандидатов «со стороны» с ужесточением пресловутого «ценза оседлости» дискредитирует только саму коммунистическую верхушку Южной Осетии.

Закономерно, что сформированный неправовыми методами парламент за важнейший для Южной Осетии период так и не смог ничего предложить людям, изнемогающим под гнетом жизненных проблем. И как финальный аккорд – «подпел» президенту, вопреки желанию коммунистов, при вызывающе дерзком формировании нового старого состава ЦИК.