Осетия Квайса



Осетины как национальное меньшинство Украины

Эльбрус ТЕДЕЕВ, народный депутат Украины
Андрей БУЗАРОВ, автор книги «Осетины Украины»

В соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» от 1992 года, общественная организация – это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных, социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и иных общих интересов.

Согласно ст. 13 Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине» от 1992 года, граждане, которые принадлежат к национальным меньшинствам, свободны в выборе объема и форм осуществления прав, которые предоставляются им действующим законодательством, и реализуют их лично, а также через соответствующие государственные органы и создаваемые общественные объединения.

На сегодняшний день в Украине функционируют около 800 общественных организаций национальных меньшинств, свыше 30 из которых имеют всеукраинский статус.

По состоянию на 1 января 2011 года в Украине создано 13 общественных организаций, которые связаны с деятельностью осетинской диаспоры Украины. К ним относятся: «Киевское землячество осетин», Донецкая областная общественная организация осетин «Аланы Донбасса», Крымская республиканская община осетин-алан «Алания», Конгресс осетинского народа южного берега Крыма, Ялтинское городское осетинское общество «ИР», Севастопольское осетинское национально-культурное общество «Алания», Общественная организация  «Республиканская организация «Скифо-аланская», Запорожская областная общественная организация «Осетино-Аланское культурное общество», Одесское областное осетинское землячество «Алан», Харьковское областное общество осетинской культуры «Алания», Харьковское городское общество осетинской культуры «Иристон», Осетинский культурный центр «Осетия» в Днепропетровске, «Луганское осетинское национально-культурное общество «Алания».

Статьи 5, 6, 9, 14 и 15 Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине»  предоставляют национальным меньшинствам различные формы реализации своих прав и интересов, очерчивая, таким образом, их основные функции.

Традиционными видами деятельности любой общественной организации, представляющей национальное меньшинство, является содействие возрождению национального самосознания, традиционного семейного воспитания, повышение культурного, образовательного, социального и экономического уровня,  популяризации своей этнической культуры, укрепление дружбы между всеми народами, развитие родного языка и т.д.

Проанализируем, какие из вышеперечисленных видов деятельности нашли своё проявление в функционировании осетинских общественных организаций Украины.

Язык нации является одним из главных показателей её этнической самоидентификации. Необходимость поддержки осетинами родного языка за пределами Осетии важна по нескольким причинам. Во-первых, владеть родным языком – это священный долг каждого осетина, независимо от своего семейного состава и местонахождения. Во-вторых, нужно популяризировать  осетинский язык среди других народов, предоставляя им интересные факты об истории и красоте осетинского языка.

Кроме того, существуют и более серьезные причины для сохранения и развития осетинского языка. Так, например, в феврале 2009 года ЮНЕСКО опубликована обновленная версия атласа вымирающих языков. В издании сообщается, что 2500 из 6900 языков мира находятся под угрозой исчезновения. К таким языкам был отнесен и осетинский язык. Осетинский язык, как известно, принадлежит к восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, и является уникальным, так как, на сегодняшний день, он является единственным живым языком скифо-сарматской группы языков.

Данные переписи населения 2001 года показывают, что для большинства осетин Украины родным языком является русский, а не осетинский язык. Только 1150 осетин из них своим родным языком считают осетинский, 401 украинский, 3110 русский и 151 другой язык.

Таким образом, уровень этноязыкового соответствия среди осетин низкий, что указывает на присутствие ассимиляционных процессов в осетинской диаспоре Украины. К причинам незнания украинскими осетинами своего родного языка следует отнести:  урбанизацию, а именно, большинство осетин в Украине живут в городах, что затрудняет общение между соотечественниками из-за отдалённости друг друга; большое количество смешанных браков, в которых осетины вступают в брак с представителями других национальностей, что затрудняет использование родного языка в семье;  географическую отдаленность украинской диаспоры осетин от Осетии.

Кроме того, в осетинских общественных организациях, существующих в Украине нет курсов или воскресных школ, в которых молодое поколение могло бы изучать осетинский язык. Тем не менее, некоторые позитивные тенденции имели место в этой сфере.

Так, например, в Донецке летом 2009 года в помещении лицея «Эрудит», по инициативе  Донецкой областной общественной организации осетин «Аланы Донбасса» была открыта воскресная школа по изучению осетинского языка и культуры. Преподаватели осетинского языка и ученые по истории осетин  вели курсы на бесплатной основе, всем, кто хочет углубить свои знания в этой сфере. Более подробно о деятельности школы рассказывается в статье «Воскресная школа осетинского языка в городе Донецке (Украина)». К сожалению, осенью 2009 года, возникли проблемы с помещением, поэтому занятия по изучению осетинского языка временно прекратились.

Одной из основных функций любой диаспоры является проведение культурно-массовых мероприятий, что включает в себя большой спектр различных видов деятельности и самодеятельности. Здесь необходимо отметить, что осетинские общественные организации Украины проводили широкий объем работ в данной сфере.

Так, например, Киевское землячество осетин, время от времени выступает инициатором проведения встреч киевских осетин для общения и празднования различных праздников. Кроме того, под эгидой Э.Тедеева и Р.Савлохова в Киеве ежегодно проводится традиционный Международный турнир по борьбе, на котором выступают лучшие борцы мира, в том числе из Осетии. На этом же турнире всегда можно увидеть в качестве зрителей многих представителей осетинской диаспоры Киева и других регионов Украины.

Осетинская диаспора г. Одессы ежегодно отмечает Джеоргуыба – День Святого Георгия, чествуют память великих земляков, возлагают цветы к памятнику великому полководцу, генералу армии, дважды Герою Советского Союза Исса Плиеву, который установлен в одном из насёленных пунктов Одесской области. В декабре 2009 года одесские осетины вместе со всем народом Осетии отметили 150-летие со дня рождения  основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя и художника Коста Хетагурова. На литературном вечере прозвучали самые известные произведения поэта, песни на стихи поэта.

Запорожская областная общественная организация «Осетино-Аланское культурное общество» одна из первых среди украинских осетинских организаций открыла свой официальный сайт в интернете, на котором можно получить информацию об истории осетин и о деятельности указанной организации.

Среди мероприятий, которые проводились в рамках запорожской осетинской диаспоры, следует отметить, чествование в мае 2009 года Героя Советского Союза Цховребова Ивана Давидовича, погибшего на территории Запорожской области и которого осетинская диаспора Запорожья наградила (посмертно) орденом «Знак почета» Запорожской областной общественной организации «Осетино-Аланское культурное общество».

В Донецке, местная диаспора осетин коллективно празднует различные национальные осетинские праздники, проходят встречи представителей диаспоры между собой.

Крымская диаспора осетин является одной из самых многочисленных в Украине. Среди постоянной работы, которая проводится осетинами Крыма в целом, следует выделить: оказание материальной помощи нуждающимся, детским домам, больницам,  проведение национальных праздников Святого Георгия (Джеоргуыба) и Святого Хетага, свадеб и юбилеев, оказание помощи в трудоустройстве  землякам.

 Говоря о харьковской диаспоре осетин, следует отметить, что с конца 2009 года по настоящее время по инициативе Харьковской городской общины осетин в Харькове каждую субботу и воскресенье начали проводиться еженедельные встречи осетинской молодежи и людей старшего поколения. На этих встречах осетины Харькова обсуждают различные вопросы,  всячески стремятся поддерживать осетинские обычаи и традиции. Подобные встречи призваны сплотить этнических осетин, проживающих на территории Харьковской области с целью поддержки осетинской культуры и осетинского народа.

Важным аспектом в деятельности осетинской диаспоры Украины является поддержка связей со своей исторической родиной – Осетией (Северной и Южной).

Делегаты осетинских общин таких городов Украины, как Киев, Одесса, Донецк, Луганск, Днепропетровск и Запорожье были участниками VII съезда «Стыр Ныхас», большого всемирного собрания осетин, которое проходило в середине июля 2009 года в г. Владикавказе в Республике Северная Осетия-Алания Российской Федерации. В съезде участвовали более 700 делегатов из Северной и  Южной Осетии, представители осетинских диаспор из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Украинские осетины неоднократно выражали свою поддержку исторической родине в наиболее сложные периоды для осетинского народа.

Так, в  2005, 2007, 2008, 2009 годах в Крыму отдыхали дети из Северной и Южной Осетии, пострадавшие в Беслане и в Цхинвале. В течение всего времени пребывания детей осетинская диаспора Крыма принимала самое активное участие в реабилитации пострадавших, организации их отдыха и оказании всяческой поддержки.

10 июня 2010 г. мэры Ялты и  столицы Северной Осетии — Владикавказа подписали соглашение об установлении побратимских отношений. Состоялись также Дни осетинской культуры в Ялте.

Одесские осетины также провели сбор гуманитарной помощи детям, пострадавшим в результате трагедии в Беслане. Всего было собрано 12 тонн продовольствия.  В ноябре 2004 года в Одессу приехали около 30 учащихся СОШ № 1 г. Беслана и члены их семей, бывшие в заложниках, для реабилитации в санатории «Россия» г. Одессы.

В 2008 году представители Киевского землячества осетин, а также руководство других региональных общин осетины Украины через СМИ резко осудили грузинскую агрессию против осетин в Южной Осетии.

Запорожской диаспорой немедленно был открыт расчетный счет для благотворительных взносов для пострадавших от грузинской агрессии. Был начат сбор и доставка гуманитарной помощи в зону конфликта.

Своеобразную помощь Осетии оказали донецкие осетины. С 9  по 29 сентября  2009 года международная группа с участием осетин, проживающих в Бельгии, Голландии, Франции, и четверых представителей осетинской диаспоры Украины выезжала в г. Цхинвал для участия в восстановительных и общественных мероприятиях в Южной Осетии. Данная акция имела широкую огласку и поддержку среди многих общественных движений.

В октябре 2009 года представители Донецкой диаспоры осетин оказали содействие в перевозки гуманитарного груза (вещи, продукты, игрушки для детских садов и школы-интерната) из Донецка в Цхинвал вместе с Фондом «Наследие», Фондом «Дар жизни» и казачеством Донецкой области.

…Издательское дело является новым направлением для  украинских осетин, но первые  шаги на этом поприще уже сделаны. Летом 2010 года была издана книга «Осетины Украины», финансирование которой осуществили более тридцати меценатов осетинского происхождения из разных уголков Украины.

Ещё раньше, в 1997 году, была опубликована научная работа О.Б. Бубенка «Ясы и бродники в степях Восточной Европы». Данная книга была выпущена в свет под грифом  Института востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины и Осетинского национального культурного общества «Ирыстон». Финансовую и организационную поддержку в опубликовании книги оказали Борис Сосланович Савлохов, Тимур Сосланович Савлохов и Зелимхан Ильич Калоев.

В феврале 2011 года в Киеве при поддержке Киевского землячества осетин  вышло из печати уникальное литературно-художественное издание – «Нартиада: героический эпос» на украинском языке. Книга проиллюстрирована уникальной графикой художника, киевлянина, осетина по происхождению Жоржа Шанаева. Она представляет особой перевод части нартского эпоса на украинский язык.

Следует отметить и то, что в Украине издаются книги местных писателей осетинского происхождения. Среди известных авторов необходимо выделить Хачирова Х., Тотикова В., Бязрова Т., Базоева М. и других.

Руководители областных или городских осетинских диаспор входят в различные органы местного самоуправления или государственной власти, которые занимаются межнациональными вопросами, участвуют в реализации общегосударственной политики содействия нацменьшинствам.

В специальной литературе, посвященной общей проблематике деятельности национальных меньшинств в Украине, доказано, что национальные меньшинства Украины проходят три стадии развития: латентный  (на этом уровне пребывает большинство малочисленных национальных меньшинств, которые формально заявили про своё существование); организационный  (когда нацменьшинства создали собственные общественные организации, активно интегрируются в общество); политический (когда меньшинство создало собственные политические движения и партии, берёт активное участие в выборах всех уровней и в политической жизни государства).

Экстраполируя указанный тезис на украинскую осетинскую диаспору, можно с уверенностью сказать, что она подпадает под критерии второго уровня, т.е. организационного. В результате притока осетин в Украину в начале 90-х годов, преимущественно на Востоке Украины, сформировалась достаточно крупная диаспора осетин, которая нашла свою организационную структурированность в виде создания общественных организаций, что, в свою очередь, содействовало интеграции осетин в украинское общество. Причинами структурного оформления региональных осетинских диаспор выступили как внутренние факторы (стремление к общению, изучению своего языка и культуры и т.д.), так и внешние (поддержка исторической родины, связь с зарубежными соотечественниками и т.д.)…

Журнал «Вече» (Киев)