Осетия Квайса



Аслан ГАЛАЗОВ: «Возрождать страну нужно через культуру»

Имя Аслана Галазова, режиссера, сценариста, продюсера, хорошо известно и у нас в Северной Осетии, и далеко за ее пределами. Сам же он, независимо от того, где живет и творит, душой и сердцем предан этой земле. Здесь все родное, близкое, знакомое.

Во Владикавказе Аслан родился и рос. Учился в гимназии № 5. Потом изучал литературу и лингвистику в СОГУ, МГУ, слушал лекции в Вашингтонском университете, там же прошел курс истории и теории европейского кино, после чего учился во ВГИКе.

В творческой копилке Галазова – несколько документальных кинолент, в том числе такие, как «Вероника Дударова», «Женщины Кавказа», короткометражные фильмы «Пятнадцать лет», «Восхождение»… Однако наибольшую известность принесла Аслану Галазову его полнометражная художественная кинокартина «Ласточки прилетели».

Этот фильм, к слову сказать, имеет богатую фестивальную историю. Является, к примеру, обладателем Гран-при «Золотая тайга» Пятого международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и фестиваля «Чистые грезы» в Санкт-Петербурге, участником программы «Эйфория» фестиваля «Кинотавр» в Сочи, конкурсной программы дебютов Монреальского международного кинофестиваля, Дней российского кино в Берлине, конкурсной программы в номинации «Новые фильмы новых режиссеров» 23-го международного кинофестиваля в Варшаве. И так далее и тому подобное.

Однако наша беседа с Асланом Галазовым началась, как это ни странно, не с разговора о кино, хотя и о кино тоже шла речь. Мы начали с вопроса о значимости культуры вообще и, в частности, о деятельности Регионального общественного фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа», инициатором создания которого, одним из учредителей и председателем на протяжении десяти лет являлся отец Аслана, первый президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов. Сам же Аслан, по его словам, «занимался в фонде творческой стороной».

– Стратегической целью фонда, насколько мне известно, является восстановление разрушенных культурных связей между Россией и Кавказом, пропаганда средствами культуры общности культурно-исторического наследия России и Кавказа, профилактика этнических конфликтов и терроризма, использование подлинной культуры как эффективного инструмента для достижения межнационального согласия, утверждения нравственных ценностей, воспитания молодежи в духе интернационализма и гражданственности.

– Да, так оно и сеть. Фонд начал свою деятельность, утверждая непреходящую ценность культуры и ее огромное значение в решении межнациональных проблем на Кавказе. Сегодня «Мир Кавказа» продолжает пропагандировать культуру и культурный диалог как эффективное средство в решении многих мировых проблем.

Деятельность же фонда, который был учрежден в 2000 году выдающимися деятелями российской культуры Беллой Ахмадулиной, Андреем Битовым, Арменом Джигарханяном, Вероникой Дударовой, Рустамом Ибрагимбековым, Фазилем Искандером, Владимиром Соскиевым, который сейчас стал уже президентом фонда, была изначально ориентирована на осуществление конкретных проектов в области культуры. Проекты эти стали частью долгосрочной программы «Культура против войны». За десять лет деятельности фонда «Мир Кавказа» было снято десять документальных фильмов о выдающихся деятелях культуры России и Кавказа, издано два сборника поэзии Кавказа в переводах Арсения Тарковского и Беллы Ахмадулиной, сборник прозы Андрея Битова «Кавказский пленник». В 2003 году при поддержке Правительства Москвы и активном участии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН фондом была создана уникальная художественная выставка «Женщины Кавказа в фотографиях, живописи, скульптуре, графике». На основе материалов выставки в 2009 году был издан художественный фотоальбом с одноименным названием, имеющий несомненную художественную, культурную и научную ценность.

В 2001 и 2006 годах фондом были организованы «круглые столы» выдающихся деятелей культуры России и Кавказа по проблемам культуры и межнациональных отношений под общим названием «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий». Люди собирались не для того, чтобы просто встретиться и поговорить, хотя деятели культуры, которые приняли участие в работе первого «круглого стола» – а это Расул Гамзатов, Фазиль Искандер, Андрей Битов и другие, – на самом деле давно не собирались вот так вот вместе. Чтобы принять участие в работе «круглого стола», они приехали из разных мест. И сразу ясно было одно: у деятелей культуры проблем и разногласий между собой нет, они друг друга хорошо понимают. Материалы «круглых столов» были изданы отдельными сборниками и направлены в администрацию президента РФ, правительство РФ, Государственную Думу РФ, в посольства и представительства кавказских республик, в центральные библиотеки России. В обращениях к руководителям России, Армении, Азербайджана, которые тогда принимались, подчеркивалось, что необходимо уделять больше внимания культуре. Обращения эти, увы, остались без ответа. Главная мысль, которую проводил и проводит фонд, – нашу страну разрушили через культуру, значит, возрождать ее тоже нужно чрез культуру.

– Что вы имеете в виду, когда говорите, что нашу страну разрушили через культуру?

 – Культура содержит в себе идеологию. Я не имею в виду идеологию в узком смысле – коммунистическую, например. Культура – это мировоззрение. Что такое хорошо и что такое плохо? На эти вопросы тоже дает ответы культура. На самом деле культура – это и память – коллективная, и ум коллективный, и совесть коллективная. И когда это все подменяется ложными ценностями посредством массовой культуры, происходит то, что происходит. В итоге то, что хлынуло на нас с телеэкранов, через какое-то время появилось в реальной жизни. Раньше нам говорили, что искусство отражает жизнь. На самом деле телевидение, искусство, культура – они производят жизнь. И если раньше делали жизнь с героев любимых фильмов, книг, то сейчас на смену героям пришли антигерои, один за другим показываются сериалы типа «Бригада», «Брат за брата», «Братаны», «Бандитский Петербург». Одни названия чего стоят! Сводки новостей показывают – ужас на ужасе. Чтоб у зрителей совсем голова поехала – им на десерт «Давай поженимся», «Танцы со звездами», «Дом-2». У меня сложилось стойкое убеждение: все, что показывают по ТВ последние 20 лет, преднамеренно направлено на то, чтобы опустить культурный, интеллектуальный, нравственный уровень наших граждан. Есть такое словосочетание некрасивое – «дебилизация населения». Оно, пожалуй, точно отражает происходящее.

 – И каков, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

 – В декабре фондом был проведен третий «круглый стол». Основная тема – «Центры развития современной культуры Кавказа – от просветительства до создания новых рабочих мест». Речь шла о том, как с помощью культуры улучшить качество жизни населения кавказских республик. Значение культуры трудно переоценить. Она должна не развлекать, а просвещать и воспитывать. И телевидение, скажу я вам, должно быть познавательным. Познание – оно интересней любого пустого созерцания. Речь идет, если хотите, о медицинском аспекте телевидения. Впечатление – это то, что впечатывается в наше сознание, влияет на него. Почему сейчас так много фильмов, в которых стреляют? Потому что внимание зрителей пытаются удерживать механически, внешними эффектами. А вот возьмем, скажем, фильмы Георгия Данелия, да и вообще все советские фильмы и не только советские, – они ведь не на внешних эффектах строились. Или взять передачи с Лихачевым или Лотманом, где нет внешних эффектов. Стоит камера, человек говорит. И не оторвешься. Люди говорили интересные вещи, познавательные. То же самое можно сказать о Капице. А ведь и он тоже не переставал твердить о роли культуры. Но его никто не слушал.

Я сам несколько лет назад обратился к этой теме – написал две статьи для журнала «Дарьял». Одна называется «Глобализация и культура», другая – «Культура, вперед!». Название последней появилось после послания Медведева «Россия, вперед!». О роли и значении культуры сегодня задумываются и говорят далеко не только деятели культуры. Мне было удивительно некоторое время назад услышать то, что сказал генерал-полковник Леонид Ивашов. Профессиональный военный, стратег, он говорил о значении культуры. Когда я утверждаю, что через культуру нас разрушили, я имею в виду, что мы не пережили такую ситуацию, что к нам вторглись вражеские армии, которые перешли нашу границу. Сейчас другие технологии. Сегодня просто внедрились в наше культурное пространство.

– Получается, план Даллеса в действии? Нас разлагают морально?

 – Получается, что так.

– В одном из интервью по поводу фильма «Ласточки прилетели» вы говорите, что «Ласточки» – это фильм не о наркомании. Наркоман – это образ современного человека, образ потребителя, доведенный до логического и абсурдного совершенства. Ведь наркоман – это идеальный потребитель. Все его существование постепенно подчиняется потреблению, и происходит перерождение человека, личности в тупой механический автомат потребления. Но разве не то же самое происходит с обычным потребителем товаров, услуг, развлечений, зависимость которого от потребления постоянно растет, подогреваемая рекламой? Интересная мысль. Наше общество – общество потребления. И у героя соответственно потребительское отношение к жизни?

 – У героя, скорее, такая вот форма протеста. Если общество потребителей, так зачем усложнять? Вот он, кратчайший путь ко всем «благам». Но это такая же иллюзия и обман, как то, что счастье можно получить, обладая деньгами или властью. Это все иллюзия. И мне кажется, что та идеология (либеральная или нелиберальная), которая сегодня утвердилась, она навязывает человеку мысль о том, что конкуренция – это то, что заложено в нас природой, что счастливым можно стать, добившись власти, богатства, известности. А ведь все мы знаем и то время еще помним, когда человек чувствовал себя счастливым в социальном и культурном пространстве, когда жил в любви и согласии внутри семьи, коллектива и так далее. История человечества знает много примеров (в том числе и сегодня), когда люди помогают друг другу бескорыстно, жертвуют своими интересами, иногда даже своей жизнью. А общество потребителей, давайте называть все своими именами, попросту превращает нас, я прошу прощение, в скотину. Не в зверей даже (есть благородные дикие животные), а именно в скот.

– Повторюсь: и какой вы видите выход из этого жуткого положения, в котором мы оказались?

– Выход один – культура. Это же очевидно. Я убежден, что с помощью воспитания в семье, школьного образования, высокого уровня того же телевидения, искусства повышается и уровень культурный, нравственный, интеллектуальный. Человеку, который слушал хорошую музыку, читал хорошие книги, труднее совершить какую-то пакость, поднять на кого-то руку, унизить себе подобного, солгать… Конечно, есть и образованные мерзавцы, но грош цена образованию без воспитания.

Какие бы сегодня ни проповедовали модели социального устройства, ни для России, ни для Кавказа неприемлемы (и дело не в социализме или капитализме) толпы нищих, копошащихся в помойках, не только буквально, но и образно. Ведь подавляющее большинство людей сегодня не живет, а выживает. Люди черствеют, у них не осталось сил сопереживать, помогать. У людей совесть сегодня затравлена.

Возвращаюсь к тому, с чего начали. Во время проведения первого «круглого стола» замечательную речь, помню, произнес Фазиль Искандер. Он сказал, что мы живем в век кризиса мировой совести. Это в 2000 году.  Не менее интересными были и другие выступления. Очень глубокие мысли высказывались на том «круглом столе». Если бы политики прислушались… Увы, все это было гласом вопиющего в пустыне.

Самое страшное – нравственность сегодня потеряна. А нравственность воспитывается через культуру. Чему учат Толстой, Достоевский? Состраданию, нравственности.

 – Именно нравственность подталкивает нас к любви.

 – Да. Любовь и насилие – вот то, на чем строится жизнь. Еще в Ветхом Завете говорилось о законе воздаяния. Зло к человеку всегда возвращается. И к человеку, и к странам. Но есть закон, который Иисус принес – это закон любви. Что касается насилия, то оно присутствует и в воспитании, и в самовоспитании. Но выше всего закон любви. Как это ни странно, но советское время вспоминается мною как время, когда мы буквально купались в любви. Да, на протяжении семидесятилетней истории нашего общества происходили и  ужасные вещи, но в то время, когда мы росли – в 60–70-е годы, – люди купались в любви друг к другу, пусть возможностей было меньше, но чувствовали мы себя лучше, потому что социальное пространство не было разрушено. Мне кажется, что сейчас социальное пространство разрушается намеренно, и людей намеренно изолируют друг от друга. Мы уже не общаемся так, как раньше.

– Вы долгое время находились за пределами Осетии. Как, по-вашему, какие-то перемены в нашей жизни произошли?

– Я сам об этом много думаю. Последние 15 лет я жил в Москве и видел, как Москва задыхается, застраивается уродливыми зданиями. Сегодня там коллапс. Там невозможно передвигаться ни по земле, ни под землей. И человек в Москве все больше чувствует себя не человеком, а пылью. Сюда не так быстро доходит научно-технический прогресс. И человек себя здесь даже при всех негативных явлениях чувствует все же больше человеком. После московских небоскребов владикавказские здания кажутся маленькими и уютными. Такая высотность больше соответствует масштабу человека.

Но, с другой стороны, много, конечно, и негативного. Та Осетия, тот Владикавказ, из которого я уехал, в котором молодость прошла, были провинцией в хорошем смысле этого слова. И тогда, конечно, были негативные моменты. Я не хочу ничего упрощать и идеализировать. Но все-таки то была провинция в хорошем смысле слова. А сегодня и у нас появились автомобильные пробки, сутолока, суета. Сегодня мы теряем то, что было хорошего в провинции, в том числе и более теплые человеческие отношения. Да и цены, в принципе, здесь московские, необузданные. А при наших местных зарплатах это вообще нелогично. И зачем нам повторять то, что происходит в Москве, а Москве – то, что происходит в Соединенных Штатах? При этом мы внимательно не смотрим. А ведь там скоро к социализму повернутся. И кого же мы догоняем?

Есть такой американский политик Рон Пол. Он от республиканцев участвовал в выборной президентской кампании. Ему удалось многое на поприще пробуждения американских умов. Он открыл глаза на многие вещи, которые американцам вдалбливались, как то: иранская угроза, необходимость войны в Афганистане. И люди неагрессивные, неодержимые начали задаваться простыми вопросами: для чего США 2500 военных баз по всему миру, для чего в тот момент, когда страна стала банкротом, когда практически уничтожен американский средний класс, нужны эти войны? Мало того, что они безнравственны, так еще и… Так вот, этот человек говорил: «Если меня выберут президентом, я закрою федеральную резервную систему, которая не является на самом деле федеральной, а является частным банком, является корпоративным банком могущественных мировых кланов. И устрою расследование, потому что сегодня федеральная резервная система выпускает бумажки, которые ничем не обеспечены – ни золотом, ни серебром». Выпуская в огромном количестве эти бумажки, они не только военные сценарии по всему миру разыгрывают, но и помогают, скажем, Грузии в проведении военных действий. Они создают инфляцию по всему миру. И вот-вот доллар падет.

Пол Рон открыл американцам  глаза, и у многих людей его слова нашли отклик. Его спрашивали: «А как же иранская угроза?» – «Ну, какая иранская угроза? Им до ядерного оружия еще ой как далеко… Это маленькая страна, которая хочет просто жить по своим законам. Если мы оставим их в покое, не будет никакой угрозы».

Посмотрите, везде, где есть давление, возникает противодействие. И вообще я хотел бы сказать, что сейчас в мире возникает интересная ситуация. Я писал об этом в статье «Глобализация и культура», писал, может быть, слишком мягко. Глобализация, которая преподносилась как нечто естественное, на самом деле представляет собой этакую захватническую политику. И сегодня уже можно ставить знак равенства между глобализмом и фашизмом. Глобализм в настоящее время – это модернизированный фашизм, который использует, в том числе, и вот такие мягкие технологии, когда подменяются ценности, когда подкупаются элиты, когда пропагандируется идея, что национальные государства устарели, что должен быть один мир, что все должны быть одинаковые. Причем это на разных уровнях делается: одна финансовая система, общие природные ресурсы. То есть российские природные ресурсы – они не российские, они общие. Это то же самое, как если бы вместо многообразия видов флоры и фауны у нас только одни ромашки или кактусы росли по всему миру. А из всех животных одни крокодилы остались. Почему я говорю о крокодилах? Да потому, что лучше всего сегодня выживают люди с качествами рептилий. У них быстрая хватательная реакция, они не имеют никаких сомнений ни в чем, у них прекрасный аппетит, и их ничто не беспокоит.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей сегодняшней творческой деятельности. Под творчеством я имею в виду, в первую очередь, кино.

– Моя творческая киношная деятельность, можно сказать, сведена на нет. Фильм «Ласточки прилетели» мы сделали малыми силами, с непрофессиональными актерами. И получили какой-то результат. Фильм обычно оценивается по трем критериям. Это: призы фестивальные, отзывы кинокритиков и кассовые сборы. У нас была просто замечательная кинокритика, за которую мы ни одного рубля не платили, кинокритики сами писали. Фильм вызвал большой интерес. Что касается кассы, у нас просто не хватило денег на рекламу, чтобы этот фильм подать. Но, тем не менее, картина все равно вышла на экраны Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других городов России. В наших условиях это достижение. Но дальше нам не только не дали какую-то дорогу, каких-то возможностей, а, наоборот, отодвинули. Как раньше говорили, что фильмы на полках лежали, кому-то не давали дорогу, так и сейчас такое тоже происходит, только другими средствами – экономическими и так далее.

Мы участвовали в различных конкурсах. Казалось бы, с точки зрения декларируемых вещей, что надо развивать в регионах культуру, должны были нам дать возможность продолжать развивать эту самую культуру. Но, к сожалению, в этой области и в кино, и в культуре вообще действуют те же самые законы, что и везде. Коррупция, откаты – все это имеет место. А мы не очень в этом деле шустрые ребята. Поэтому…

А у нас в проектах, на мой взгляд, вещи интересные: экранизация «Хаджи-Мурата» Толстого, экранизация рассказов Фазиля Искандера – из сборника «Детство Чика». Думаю, могла бы получиться неплохая комедия – добрая, светлая, мудрая. И хотя постоянно задается вопрос о том, где российское отечественное кино, где наши отечественные комедии, найти финансирование мы не можем. Поддержки мы не смогли найти ни в Москве, ни у себя в Осетии, хотя очевидно, что успех фильма «Ласточки прилетели» какие-то баллы республике, безусловно, принес. О республике стали писать, как стали писать и о возрождении  кинематографа на Северном Кавказе.

Проектов у нас, на самом деле, много. Есть проект по Нартскому эпосу. Есть проекты исторические – по истории аланов. Есть проекты современные. Возможно, это связано с филологическим образованием, но у нас много проектов экранизации. Есть, к примеру, очень интересный проект экранизации одной из новелл Дзахо Гатуева. Но кино – дорогое удовольствие. Поэтому мы пока пишем в стол. «Ласточки» вышли в начале 2007 года. С тех пор…

– «Ласточки» – это ведь тоже экранизация рассказа Ирлана Хугаева?

 – Да, тоже экранизация современного писателя. Дело в том, что это не первый наш опыт. До этого был короткометражный фильм, которым мы очень гордимся. Это фильм на осетинском языке – экранизация рассказа Арсена Коцоева «Пятнадцать лет». Там Ирлан играет человека из XIX века –  он там в черкеске, с кинжалом.

Кино чем еще важно для нашей республики? Тем, что можно снимать фильмы на осетинском языке, раз уж мы говорим о возрождении языка. Это не будет помехой тому, чтобы зрители в других регионах России или за границей посмотрели эти картины. Это, напротив, будет придавать фильмам особый колорит.

– Грустно, конечно, все, что вы рассказали нам о кино. И все же будем надеяться на лучшее. Во всяком случае, вся наша редакция желает – думаю, что и читатели присоединятся к пожеланию, – чтобы осуществились все ваши интересные проекты. Будем с нетерпением ждать выхода в свет новых фильмов Аслана Галазова. 

Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 22.01.2013