Осетия Квайса



Анатолий ЧЕХОЕВ: «Время собирать камни»…

Так сложилось, что в январе подводятся итоги прошлого года и определяются задачи на новый. Для молодой Республики Южная Осетия, где время сжато до предела, это особо значимо. Ни у кого не вызывает сомнения, что уже должны были быть обозначены приоритеты, ориентиры, не эскиз, а форма нашей государственности, основы общественно-экономических отношений, внешняя и внутренняя политика.

Итак, вопрос: а что мы имеем за полтора года реальной, признанной независимости, и каковы наши дальнейшие перспективы?

Намеренно не буду касаться проблем восстановления жилья, объектов народного хозяйства, ЖКХ и т.д. За последнее время об этом не писал только ленивый. Всем все известно, и выявление каких-либо новых фактов – это всего лишь дополнение в длинный перечень, круто замешанный на коррупции, мздоимстве, воровстве. Сегодня этот вопрос уже не объект исследований аналитиков и экспертов, а непосредственная работа для правоохранительных органов России.

Полный провал программы восстановления, если таковая вообще существует в реалиях, вот оценка, данная руководству республики уже официальной Москвой.

К сожалению, мы, сконцентрировав все внимание на восстановительных процессах, став своеобразными болельщиками в яростной борьбе за контроль над финансовыми потоками, забыли об историческом, реальном, а не бутафорском строительстве нашего независимого государства, реализации общенациональной идеи, озвученной и одобренной Первым российско-югоосетинским форумом общественных и политических организаций в октябре прошлого года.

Приходится констатировать, что мы не скатываемся, а уже скатились в диктатуру, причем, в самой жестокой и извращенной форме. Я с пониманием отношусь к диктатуре, более того, считаю, и это подтверждает история, что именно диктаторы, личности, строили и создавали великие империи, но диктатура во имя нации и государства, и диктатура во имя себя и своего клана – это две совершенно разные вещи. Если в первом случае вся власть используется для строительства, развития, внедрения нового, то во втором – все сведено к укреплению собственной власти.

К сожалению, у нас выстроился второй вариант. Похоже, Э.Кокойты известную формулу К.Маркса «товар-деньги-товар» для себя лично реформировал в другую, как ему кажется, новаторскую – «власть-деньги-власть». И здесь, с упорством, достойным лучшего применения, он строит свою Осетию – для себя!

Я внимательно слежу за его выступлениями и интервью. И, обратите внимание, он практически никогда не говорит о своих перспективных планах, о целях и ориентирах – одно самолюбование и перевод общественных процессов, в частности, и на личностный фактор.

Образцом высокой демократии он считает прошедшие в прошлом году парламентские выборы. Не буду говорить о формах и методах подготовки к ним, уже много про это написано, о самом голосовании – всю демократичность выборов он охарактеризовал одной фразой в своем интервью – «я назначил Председателя Парламента». Как говорится, комментарии излишни!

В итоге мы получили карманный парламент, и представительную власть, не облеченную доверием народа. Абсолютное большинство депутатов свои выступления начинают с заверений о своей безграничной любви к Президенту и безоговорочной поддержки его программы, но ни один из них не может внятно очертить ее контуры. Воодушевленные своей значимостью, они, похоже, не осознают, что в обществе уже созрели прямые вопросы, на которые они обязаны дать ответы, и, причем, без всяких экивоков.

Где парламентские комиссии по получению и распределению гуманитарной помощи; по строительству и восстановлению; расходованию выделенных российских денег? Где собственное мнение, подход к разрешению насущных проблем? Их нет! Вместо этого – «мы поддерживаем и очень оперативно (!?) голосуем!» И это все, на что способен Парламент.

Особый разговор  – о Правительстве. Здесь все захвачено «озерскими». Судя по всему, к ним в ближайшее время добавится команда «из кадрового резерва «Единой России», то есть фактически вся исполнительная власть будет сформирована из варягов. Что это? Неужели изречение общеизвестных истин уровня мелкого предпринимателя на хорошем русском языке для осетин стало верхом профессионализма? А где же цхинвальцы, с чувством собственного достоинства, с дипломами лучших вузов России, а сегодня уже и дальнего зарубежья?

Южная Осетия всегда славилась своей высокой образованностью. По итогам переписи населения 1989 года среди 53 областей и краев СССР мы по этому показателю были на 6-м месте. По сей день утверждаю, что по кадровому составу руководящих органов области, предприятий промышленности и сельского хозяйства, мы ни в чем не уступали другим регионам Кавказа и всего СССР. Но в последнее время даже в весьма доброжелательных к нам кругах, в России, нет-нет да и звучит определенное пренебрежение – почти как к каким-то папуасам.

Естественно, задаешься вопросом: насаждение президентом Кокойты комплекса неполноценности – по неумению и незнанию или это целенаправленная акция?

А, может быть, все значительно проще, и ему кажется, что он всех перехитрит, когда к следующим президентским выборам, с сохранением пресловутого «ценза оседлости», для альтернативы не найдется ни одного более-менее вразумительного кандидата, и тогда «свой» парламент, исходя из «исторической целесообразности», разрешит «солнцеподобному» баллотироваться на третий и дальнейшие сроки.

Если это так, то это преступно перед нацией, которая по прошествии восьми веков получила исторический шанс на строительство независимого государства.

А люди, кадры у нас есть! С момента создания Координационного Совета и, особенно, после проведенного форума, на А.Джуссоева, на других членов КС, вышло неожиданно много людей – и каких! Со всех концов бывшего Советского Союза крупнейшие организаторы, производственники, юристы, политики, военные и т.д. – все выходцы из Южной Осетии. Они хотят работать во благо Осетии, они патриоты, но они готовы работать в правовом, демократическом государстве, где закон и только закон, а не прихоть какого-либо чиновника, регламентирует взаимоотношения в обществе и государстве. Это те, о ком постоянно говорит президент: дескать, сбежали, отсиделись в тепле и сейчас, когда появились деньги, они стали рваться в Южную Осетию.

К сожалению, у определенной части населения это находит поддержку, они же не знают, что эти люди придут со своими деньгами, что только патриотизм, ответственность перед потомками, любовь к своему народу, заставит многих из них вернуться, перевести свой благополучный и устойчивый бизнес в Южную Осетию.

Тот же А.Джуссоев, который, кстати, еще ни разу не заявил о каких-либо своих амбициях, просто непонятен сегодняшней действующей власти – она видит в нем лишь угрозу самой себе. Для кого-то власть – это все, а у него многомиллиардные проекты, престижнейшие объекты в России и за рубежом, и в Осетию он приедет не воровать деньги у стариков и детей, а наоборот – строить и созидать.

Уже не вызывает сомнения, что «вахтовое правительство» себя не оправдало, и нам надо формировать его по другой формуле, в основе которой честность, профессионализм и патриотизм.

О третей власти – судебной – и вовсе говорить нечего. Ее в нормальном понимании современного общества просто не существует. «Телефонное право», «каста неприкасаемых», «репрессии неугодных» – это не журналистские оценки, это реалии.

Может быть, кто-то скажет, что я сгущаю краски, что все не так плохо. Рад был бы ошибаться, но, к сожалению, время безжалостно и у нас на дипломатические конструктивы его катастрофически нет.

В нынешнем году необходимо совершить исторический рывок. Необходимо серьезнейшим образом реструктуризировать власть, общество, экономику. Определить приоритеты и ориентиры. Нет худа без добра – за 20 лет все развалено, и Южная Осетия, по сути, начинает с чистого листа. В этом есть свое преимущество – мы можем перенести к себе самое лучшее, наработанное путем проб и ошибок в России, СНГ и восточной Европе.

Весьма успешная попытка уже сделана. Координационный Совет разработал и представил на рассмотрение форума Программу восстановления и выхода из социально-экономического кризиса РЮО. Она получила весьма хорошие отзывы специалистов и экспертов, в том числе в госструктурах России. Программа предполагает создание нового, демократического, самодостаточного и независимого сообщества граждан, но ее реализация вряд ли по силам нынешним властям республики – она для профессионалов.

Год 2010-й – значимый и определяющий для нас. Если в прошлом году мировое сообщество наблюдало, не вмешиваясь, за происходящим в РЮО, то сейчас, уже не Грузией (она будет только инструментом), а в лице европейских организаций, ООН, будут подняты вопросы политические, экономические и гуманитарные, и будут они ставиться больше перед Россией, а не Южной Осетией. Переплетение интересов Запада, России, Грузии и Южной Осетии – это и есть геополитика, а здесь свои правила игры. Любит – не любит, это не для политики, и я очень опасаюсь, что наша беспомощность и неадекватность могут превратить нас в разменную карту, когда из нескольких худших вариантов, мы будем вынуждены выбирать не лучший.

Поверьте, восстановление жилья и объекты народного хозяйства – это лишь малая часть того, что надо сделать. Здесь может или не может Э. Кокойты, уже не имеет значения. Россия взялась за это сама и к концу года все будет восстановлено, а вот ответить на прямой вопрос – что это за государство и нация, которая не может сформировать собственное правительство и почему из этого государства бегут люди, придется все-таки Э. Кокойты?

На Западе не поймут – что значит, что с ним никто не хочет работать. А где демократия, выборы, права граждан, в том числе на протест? Им не объяснить, почему в республике осталось всего 23-25 тысяч человек, из которых большая часть – чиновники и силовики, и что в сфере производства во всей республике работает всего 650 человек. Главное в том, что они ответов искать не будут, а вот жесткость, и не только риторических вопросов, будет нарастать.

Многие пока не придали значения принятой правительством Грузии т.н. программы мирного возвращения абхазов и осетин, «деокупации» РЮО и Абхазии. Более того, кое-кто уже пренебрежительно отмахнулся от этого. Но проанализируйте внешнеполитическую деятельность Грузии за последние 3-4 месяца, особенно в рамках рабочих визитов и встреч, их географию, и, уверен, от благодушия не останется и следа.

Думаю, что это первая ласточка в широкомасштабной программе по дезавуированию государственности Южной Осетии и Абхазии. Недооценивать Грузию глупо, у них очень грамотные и изощренные советники.

Многое стало бы понятно, если бы можно было, хотя бы краешком глаза, заглянуть в закрытую часть документов. Но можно и спрогнозировать. Грузия поняла, что военного решения конфликта нет, т.к. воевать в новой войне придется уже с Россией. Можно, конечно, представить, что Саакашвили сделает заложником свой народ ради привлечения на арену НАТО, но в Грузии всегда уважали силу, вся многовековая история выработала в них политическую изворотливость, хитрость, если хотите, чисто грузинскую мудрость, иначе им не удалось бы уцелеть в постоянном окружении потенциальных завоевателей.

Судя по всему, запускается широкая пропагандистская программа, в которой Грузии отведена роль миротворца, пекущегося о благополучии осетин и абхазов. Мировому сообществу будут представлены многочисленные гуманитарные, экономические программы и Запад захочет (!?) поверить в это, прекрасно понимая, что это блеф и фарс.

Наверное, в закрытой части программы главная цель – поставить Россию в положение оправдывающейся стороны. Трибуны ООН, СЕ, ПАСЕ, ОБСЕ, и других организаций будут использоваться на полную мощность. Цель – выработать «объективное» мнение, что да, Грузия была агрессором в августе 2008 года, но признала свои ошибки, одумалась, хочет мира и согласия, но мешает этому Россия – благо желающих «укусить» ее и сегодня предостаточно.

Восстановление присутствия России в Закавказье, на фоне складывающейся геополитической напряженности в регионе, вызывает плохо скрываемое раздражение в высоких кабинетах Запада, что гарантирует серьезную поддержку Грузии.

Во всей этой игре Абхазия с сильным, авторитетным руководством, реально обозримым настоящим и будущим, является крепким орешком. А вот Южная Осетия, к сожалению, слабым звеном, и она, скорее всего, будет направлением главного удара. Естественно, Грузия прекрасно понимает, что без формирования пятой колонны успеха не будет. Уверен, что работа по ее созданию ведется давно, а в дальнейшем пойдет по нарастающей. В предыдущей своей публикации я говорил о трех командах, которые сформировались на политическом небосклоне Южной Осетии.

Попытаемся спрогнозировать, с кем из них Грузия будет работать. При этом надо знать, что Грузия прекрасно осведомлена о происходящем в Южной Осетии.

С первой командой (Э. Кокойты) все просто – она дает достаточно убедительные аргументы по дезавуации государственности РЮО, и этого вполне достаточно.

Вторая команда (А. Джуссоева) – это профессионалы, патриоты, видят будущее в отношениях с Грузией только в рамках межгосударственных в строгом соответствии с международным правом и в тесном союзе с Россией.

Третья команда по-прежнему предпочитает открытой позиции кулуарную, подковерную деятельность, доброжелательно обсуждает многообразие форм государственного устройства Грузии. Эти – весьма интересны для Тбилиси и, наверное, уже в ближайшее время многие из них станут соучредителями совместных предприятий, благотворительных фондов, благо можно предположить, денег на это будет выделено немало. Опыт Эргнетского рынка показал, что проблемы текущего дня могут отнести на второй план кровь, боль и унижения, перенесенные еще вчера.

Не будем идеализировать наше общество – многие даже не задумаются о происхождении денег, если они им дадут новые предприятия, рабочие места, льготные кредиты и т. д.

Более того действующая власть, не ставящая заслон этим «данайцам» и не дающая альтернативных предложений, рискует оказаться еще более ненавистной народу. Думается, Грузия всерьез уверовала в успех и надеется убедить в этом своих спонсоров.

Все эти планы и замыслы Россия может похоронить изначально своими четко продуманными действиями. Необходимо пересмотреть критерии и оценки. Уже понятно, что власть Южной Осетии недееспособна и контрпродуктивна. А, значит, надо не затягивать, сделать ставку на тех, кто способен эффективно решать проблемы в обществе, чья деятельность будет реальным препятствием любой форме экспансии Грузии, залогом успешного и перспективного сотрудничества России и Республики Южная Осетия.