Осетия Квайса



Премьера 6.05.2014

Танго любви

Государственный Дигорский драматический театр относится к тем театрам, которые в борьбе за публику – любую и любой ценой – остались верны собственным устремлениям. На его афишах почти нет случайных названий: каждая новая постановка – логическое следствие репертуарной политики театра, его поисков, которые могут приводить к разным результатам, но от этого не становятся менее ценными. И все это напрямую связано с именами художественного руководителя театра, народной артистки РФ и Украины Ларисы Гергиевой и его директора и режиссера-постановщика, народного артиста Северной Осетии, лауреата Государственной премии им. К.Л.Хетагурова Анатолия Галаова.

Сегодня в Дигорском театре наметился поворот к режиссерскому театру, что, несомненно, делает его постановки более привлекательными и интересными. В таком театре режиссер – не только организатор спектакля, а, прежде всего, толкователь идейного и художественного замысла пьесы. Мастер, который не просто так или иначе ее интерпретирует, но и, используя ее текст, актерскую игру, оформление, музыку, танец, свет и другие художественные приемы, создает качественно новое произведение искусства – спектакль.

 В режиссерском театре постановщик постоянно требует от исполнителя чего-то нового, он его направляет, контролирует, призывает к вдумчивой и вдохновенной работе над ролью. Ему важно, чтобы спектакль обрел самое главное – творческое единство, цельность, гармонию… В зависимости от сверхзадачи спектакля режиссер предлагает актерам определенные задания, обговаривает вместе с ними суть каждого образа. А когда это нужно, он должен подвести их к решению той или иной конкретной задачи, объяснить ее, подсказать, даже показать, как она может быть решена. Но наполнить образ живыми красками в рамках этой задачи должен, конечно же, непосредственно сам актер.

 Недавно Дигорский театр выпустил новую постановку, которая, несомненно, стала заметным событием в театральной жизни республики. Спектакль этот называется «Танго нашей любви», а поставлен он по пьесе яркого представителя итальянского неореализма, актера, режиссера и драматурга Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» (экранизация которой, «Развод по-итальянски», в свое время с успехом шла и в кинотеатрах нашей страны). Режиссер-постановщик спектакля – Анатолий Галаов.

 Пьеса написана в середине ХХ века, в эпоху расцвета неореализма в итальянском искусстве. А режиссер определил жанр спектакля как ироничную комедию. Поскольку в этом многогранном произведении Эдуардо де Филиппо есть элементы и комедии, и иронии, и фарса… И, в то же время, как это нередко бывает и в реальной жизни, которая сплавляет воедино смех и горечь, шутку и слезы, – элементы драмы. Это трогательная история любви уже немолодых людей – любви, доказывающей, в итоге, что она имеет право называться большой и настоящей.

 …Героиня, Филумена Мартурано, вот уже четверть века живет вместе с состоятельным эгоистом Доменико Сориано на правах не то невенчанной жены, не то служанки. Причем ловелас и повеса Доменико не знает о том, что верная Филумена тайно исполняет еще одну роль – матери троих его сыновей, которые живут отдельно от родителей. И на пути к обретению настоящего женского и материнского счастья героине приходится пойти на многое…

 Филумена прощает любимому его увлечения. Терпеливо ждет от него предложения руки и сердца – женщина со сломанной судьбой и нелегкой молодостью, женщина, у которой отобрали право быть женой, и мать, у которой отобрали право быть матерью… И для нее становится ударом грома с ясного неба, когда Доменико решает, наконец, жениться – но не на ней, а на другой, молоденькой избраннице. Однако Филумена так просто не сдается – тем более, что она хранит тайну, способную удержать возлюбленного. И решает притвориться неизлечимо больной, чтобы «на смертном одре» вырвать у Доменико обещание вступить с ней в официальный брак…

 Трагизм сюжета налицо, он подчеркнут в пьесе – и в то же время противопоставлен комизму разворачивающихся в ней ситуаций. Это – пьеса-поединок двух центральных героев, двух сильных личностей, двух равных соперников. И, чтобы добиться успеха у зрителя, необходимо было максимально точно подобрать в этом спектакле актеров на две главные роли – Филумены и Доменико.

 У режиссера Анатолия Галаова хватает опыта и педагогических знаний, чтобы раскрыть талант актера, направить его возможности и потенциал в правильном направлении. Спектакль играется с огромным темпераментом – быстро, динамично и живо. На сцене витают порывы страсти, остановок и пауз нет, мизансцены точны и оправданы. Поражает необычностью сцена бракосочетания. Это, действительно, удачная находка А. Галаова – режиссера, главной чертой которого является его умение увидеть драматургическое произведение в целом. Он внимательно всматривается в природу каждого образа, данного драматургом, вместе с актерами изучает предлагаемые обстоятельства пьесы, тщательно определяет сверхзадачу, которая выражает основную идею будущего спектакля. И результат – налицо.

 Не менее удачно А. Галаов использовал сцены с хором и ритм движений массовки – что тоже помогло спектаклю получиться живым, заполненным волнующим содержанием. Сценография «Танго нашей любви» – мобильная, выразительная и активная (художник-постановщик – Варвара Евчук, г. Санкт-Петербург). Пространство сцены не загромождено, наполнено воздухом. Красные тона создают чувство напряженности происходящего. По ходу действия перед нами – то спальня Филумены, то церковь, то улица, то кухня, и все эти трансформации сценического пространства не нарушают общего замысла. Зрелищность строго осмысленна и точно работает на его главную задачу.

 Активную роль играет в спектакле и хореография (постановщик танцев – Вячеслав Урманчеев). Танцы в нем не просто подчеркивают саму атмосферу 50-х годов ХХ века, но и выявляют и ярко оттеняют глубинный смысл происходящего. Артисты балета, занятые в этой постановке, «перевоплощаются», по ходу действия то в уличную толпу, то в хор, то в свидетелей «умирающей» Филумены. Танец, музыка (музыкальное оформление – народного артиста РСО–А Солтана Цугкиева и Андрея Газзаева) и драма существуют на сцене в цельном единстве – отсюда и особая динамичность этого единства.

 Степень сценического мастерства актера определяется тем, насколько полно и правдиво может он жить на сцене жизнью своих героев. Несмотря на условность выразительных средств, находящихся в его распоряжении, задача актера – предельная жизненная убедительность. А такой результат достижим лишь при условии полного правдоподобия характеров и всех сценических положений. И в то же время без творческого воображения и творческой фантазии нет подлинного искусства. И актеры, исполняющие главные роли в спектакле «Танго нашей любви», полностью обладают этим счастливым даром – даром творческого воображения, превращающим художественный замысел пьесы в сценическую правду.

 Исполнительницы роли Филумены – заслуженные артистки РСО–А Эрна Езеева и Элита Секинаева, ведущие актрисы Дигорского театра, – в полной мере вжились в образ своей героини. Нельзя кого-то из них выделить особо. Обе наделены тем даром предельной сценической искренности, который заставляет сразу поверить в искренность чувств, переживаемых их мятежной героиней. Все, что они делают на сцене, – подлинно, достоверно и обаятельно. Зритель почти физически чувствует любовь и страстное стремление Филумены дать своим детям будущее.

 Равнозначны своим партнершам-актрисам и исполнители роли Доменико – народный артист РСО–А Алик Караев и заслуженный артист РСО–А Антон Тогоев. Они обладают гибкой, подвижной эмоциональностью, динамичны, реактивны, предельно естественны и безукоризненно убедительны. Каждая их фраза, каждый жест органичны и красивы.

 Спектакль отличает высокая постановочная культура. Все, что было в нем, получило свое оправдание в режиссерском замысле, а автором его стал талантливый творческий коллектив, спаянный общностью духовных интересов. «Танго нашей любви» – постановка, рассчитанная на живую зрительскую реакцию. А он, наш зритель, отзывчив и любит открытые эмоции, сильный драматический конфликт, колоритные характеры. И все это было щедро представлено театром публике в этом новом спектакле.

 А сама история Филумены Мартурано – это история со счастливым концом. Сыновья назвали Доменико «папой»…

В.ПИНОВ, зав. литературной частью
Дигорского государственного драматического театра

«Северная Осетия», 06.05.2014

Фото Р.ЛАГКУЕВА