Осетия Квайса



Премьера 27.03.2011

Как и 90 лет назад, на сцене Владикавказа царствует Булгаков

IMG_8784Ольга РЕЗНИК

26 и 27 марта во Владикавказе в Академическом русском театре им. Е. Вахтангова премьера! Веселая, искрометная, зажигательная! Ведь пьеса Михаила Булгакова «Полоумный Журден» считается одной из самых интересных, жизнерадостных, умных. Именно ее выбрал для постановки на владикавказской сцене народный артист Северной Осетии Модест Абрамов.

Режиссер, приглашенный из Белоруссии, за довольно непродолжительный промежуток времени ставит уже четвертый спектакль по Владикавказе и второй по счету по Булгакову (в репертуаре театра уже есть спектакль «Танго на закате» по пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира»)

Как признался Модест Модестович, выбор на «Полоумного Журдена» пал вовсе не случайно. Во-первых, в этом году Русскому театру в городе на Тереке исполняется 140 лет. Во-вторых, в этом же году минуло и 90 лет с тех пор, как на владикавказской сцене ставились первые пьесы Михаила Булгакова, написанные будущим писателем специально для нашего театра. И, наконец, Международный день театра, который мы отмечается 27 марта. К этой дате и приурочена премьера «Полоумного Журдена».

Что ж, пьеса, которая создавалась Булгаковым как перевод и одновременно адаптация мольеровского «Мещанина во дворянстве» для современной сцены, вполне этого заслуживает. «Полоумный Журден» построен как репетиция пьесы Мольера в театре «Старая голубятня». На сцене, таким образом, запечатлен процесс театрального воплощения подлинного шедевра. И все это происходит весело, с музыкой в современной обработке, с песнями, танцами, переносом театрального действа в зрительный зал и вовлечением публики в творческий процесс.

В спектакле театральное действо переносится в зрительный зал.

В спектакле театральное действо переносится в зрительный зал.

Имеет место этакая стилизация, спектакль в спектакле, где важным становится образ сцены, символизирующий разные театральные эпохи (неслучайно в зрителей вполне серьезно и даже пытливо всматриваются с портретов гениальный француз Жан Батист Мольер и не менее гениальный русский Михаил Булгаков). Такое оформление сцены, позволяющее проникнуться непрерывностью творческого процесса, придумал сам Модест Абрамов. Он вообще считает, что спектакль должен вселять надежду и дарить людям радость. Ввиду отсутствия этих составляющих режиссер из Белоруссии не жалует современную драматургию, в которой, как он говорит, «сплошная чернуха».

А «Полоумный Журден» – это радость, маскарад, множество комичных ситуаций, переодеваний. Это ненавязчивый, но все же серьезный разговор об актерской профессии (неслучайно главный герой спектакля Журден по замыслу режиссера-постановщика  в конце спектакля умирает, но умирает как персонаж, словно сообщая тем самым зрителям о том, что артист готов к новому перевоплощению). Это и другой рассказ в рассказе – история любви, которая способна преодолеть все препятствия на своем пути.

Великолепный актерский ансамбль, занятый в «Полоумном Журдене», позволяет говорить о том, что спектакль, по-видимому, будет просто обречен на успех.

Очень хорош Антон Морозов в роли господина Журдена (Морозов влился в творческий коллектив сравнительно недавно, но в его лице театр приобрел героя).

Хороши и уморительны до коликов обе госпожи Журден – народный артист РСО-Алания Юрий Хафизов и заслуженный артист России Николай Поляков (как и в пьесе Булгакова, роль госпожи Журден играет актер, а не актриса).

Под стать им и Дорилина (заслуженная артистка России Наталья Серегина), и маркиз Дорант (заслуженный деятель искусств РСО-Алания Валерий Попов), и Клеонт (заслуженный артист РСО-Алания Роман Беляев), и его слуга Ковьель (Роберт Кисиев), и слуга Журдена Брэндавуан (Сармат Токазов), и дочь Журдена (Мария Федорович) и ее служанка (Алена Бондаренко), и уморительный философ Панкрасса (заслуженный артист РСО-Алания Владимир Карпов).

Складывается впечатление, что вся эта развеселая компания под водительством режиссера совершила попытку не просто заглянуть, а проникнуть в мольеровскую театральную кухню. И эта попытка, судя по всему, увенчалась успехом – успехом, вкус которого знают только истинные театральные гурманы.

IMG_8800