Осетия Квайса



В 75 все только начинается

В это трудно поверить, но заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат Государственной премии им. К.Л.Хетагурова, актер Академического русского драматического театра им. Е.Вахтангова Николай ПОЛЯКОВ отпраздновал свое 75-летие. Трудно поверить потому, что Николай Александрович полон сил, энергии, куража, молодого задора!

Когда он выходит на сцену, то либо вызывает хохот до упаду, если его персонаж комический, либо запасайтесь валидолом, дамы и господа, — это если персонаж трагический. Вот тогда зритель просто не сможет не прочувствовать это чужое «болит». Прочувствует, еще как прочувствует, как свое собственное! И ведь зрителя не обманешь, он различает фальшь, как собака различает мясные запахи. В этом Николай Поляков убежден, а потому он даже не играет, нет, а прямо-таки проживает на сцене чью-то заметно отличную от его собственной жизнь…

Родился Н.А.Поляков 29 февраля 1940 года. Год был високосный. Поэтому свой день рождения актер отмечает ежегодно 28 февраля. Артистом он мечтал стать с шестилетнего возраста. Почему именно с шестилетнего? Да потому, что в шесть лет Коля Поляков пошел в первый класс Аду-Юртовской сельской школы (Аду-Юрт — местечко неподалеку от Грозного). Уже в ту пору он впервые вышел на сцену. Исполнял песню «Ехал Ваня» и тут же сам ее инсценировал.

Учителя заметили эту присущую мальчику любовь к сцене, его раскрепощенность и потому задействовали во всевозможных постановках. Будучи учеником третьего класса, Коля Поляков играл в школьном спектакле «Все хорошо, что хорошо кончается». В четвертом классе на него обратила внимание учительница русского языка и литературы Нина Семеновна Сологуб. Она доверила своему талантливому ученику роль Луки Лукича Хлопова в «Ревизоре» Гоголя, чему он был несказанно рад.

В 14-летнем возрасте будущий артист перевелся в вечернюю школу и пошел работать на завод. В ту пору семья Поляковых уже проживала в Грозном. Николай принимал самое активное участие в клубной художественной самодеятельности: пел, читал стихи, конферировал. Во время выдачи паспортов прямо в милиции читал Маяковского — «Стихи о советском паспорте»…

А вот решение стать профессиональным артистом созрело после того, как он посмотрел спектакль «Женитьба Фигаро» грозненского русского театра. Николай Поляков в подробностях помнит, как он тогда зашел за кулисы, чтобы спросить, где можно научиться так играть. Ему ответили, и вскоре он уже ехал в Москву поступать в ГИТИС.

Актерское мастерство сразу сдал на пятерку. А вот сценическую речь «завалил». Подвел казачий гэкающий говор и кавказский акцент. Так не солоно хлебавши Николай Поляков вернулся домой и поступил на работу в театр — во вспомогательный состав. Учился правильно говорить по-русски: «Гуси гогочут, город горит. Всякая гадость на “г” говорит». И так два года.

В 1962 году он поступил в ЛГИТМИК — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1966-м получил диплом актера театра и кино. По распределению начинающего артиста отправляли в Казань. Но директор и главный режиссер смоленского театра пригласили Николая Полякова к себе. Причем согласились взять на работу не только его самого, но и его супругу Валентину Александровну — ныне заведующую труппой нашего Русского театра. Так Поляковы оказались в Смоленске.

Потом из Смоленска переехали в Томск. Очень уж хотелось Николаю Александровичу побывать в Сибири. Вот и созвонился он с главным режиссером томского театра. Тот вынес свой вердикт: «Приезжайте».

А потом, как это часто бывает, потянуло домой — на Кавказ, хотелось быть поближе к родителям, которые жили в Грозном. Прежде чем принять окончательное решение, Николай Поляков посоветовался со своим другом Махмудом Эсамбаевым, стоит ли ехать во Владикавказ. Тот ответил: стоит, там работает замечательный режиссер Зарифа Бритаева. Николай Александрович написал ей письмо. Бритаева прислала одобрительный ответ.

Первую свою роль на сцене владикавказского Русского театра — роль журналиста в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» — Николай Поляков запомнил навсегда. Врезался в память и образ белогвардейца Григория, одного из братьев в спектакле «Братья» по пьесе Хаджумара Цопанова. Сколько потом еще было разных постановок и ролей! Есть ли среди них любимые? Конечно, есть. Все те, что удались, они и любимые…

Зрителям запомнились созданные Николаем Поляковым образы профессора в «Халам-бунду» Юрия Полякова, Артура Фостора (пытающегося всеми правдами и неправдами вернуть свою жену) в спектакле «Сосед — соседка» по пьесе Джерома Чодорова, царя Петра в «Шуте Балакиреве» Григория Горина — эта роль была отмечена Государственной премией им. К.Л.Хетагурова, Самсона Силыча Большова в «Банкроте» А.Островского, Хозяина в «Очень простой истории» Марии Ладо, Гуся в «Танго на закате» по М.Булгакову. Из последних — дипломата в отставке Гаврюшина в спектакле «Как боги» по пьесе Юрия Полякова, деда в «Похороните меня за плинтусом» Марка Розовского по повести Павла Санаева.

Что вдохновляет актера при работе над ролью? Вдохновляет, говорит он, сам материал, то, как написана роль, как ее трактует режиссер, с которым порой бывают и разногласия. Режиссеру, скажем, видится образ так, а Полякову иначе. Главное, к чему стремится актер, — быть правдоподобным. Зритель очень чутко чувствует фальшь. В образ необходимо вдохнуть жизнь. Чем старше артист, уверен Николай Поляков, тем ему легче это дается. Уже не надо объяснять, что чувствует и как передвигается человек, у которого болят коленные чашечки. Жизненный опыт помогает быстрее вживаться в роль.

А, в общем-то, с правдоподобием у Николая Александровича никаких проблем не было никогда. Он достоверен, открыт, понятен зрителям и любим ими — они с удовольствием ходят в театр на Полякова.

Сам же Николай Александрович считает, что главная его «песня» еще не спета. Он мечтает сыграть во «Власти тьмы» Л.Толстого, а еще в «Иванове» Чехова. Примеряет на себя роль Силы Ерофеича Грознова из «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского. Ведь недаром же в дипломе у актера написано: «Показано играть русскую классику, особенно Островского».

Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 03.03.2015