Осетия Квайса



Сердце, преданное театру

В воскресенье свой юбилей отметит заслуженный деятель искусств РСО-Алания, лауреат премии им. К. Хетагурова, известный театральный режиссер Роза БЕКОЕВА. Вот уже более полувека она прославляет Осетинский театр, отдавая всю себя без остатка сохранению и приумножению осетинской культуры.

За несколько дней до круглой даты Розу Ясоновну уже начали поздравлять поклонники ее таланта, друзья, благодарные ученики… Накануне праздника побывал в гостях у артистки и корреспондент «СО». В теплой, непринужденной обстановке мы поговорили о творческом пути Розы Ясоновны, о «звездном» часе режиссера, ее удивительных учениках, о том, как она искренне болеет душой за сохранение родного языка.

– С каким настроением подходите к своему юбилею?

– Если честно, очень рада, что в свои годы встречаю юбилей абсолютно здоровым человеком. Ноги ходят, голова «варит», работа есть, а что человеку еще нужно? Счастлива, что мои друзья, знакомые не забывают. И, наверное, это самое дорогое, что есть, потому что, как говорится, жизнь прожить – не поле перейти. Поле тоже переходить нужно, а это не всегда легко. Все, чему учила нас мама, а учить нас было больше некому, только мама и школа – любить друг друга. Этот ее завет я пронесла через всю жизнь, он накрепко нас связал с моей семьей и родными, и куда бы я ни ехала, мой младший брат всюду был со мной. Я ничем не огорчила своих родителей, мать и отца, воевавшего на фронтах Великой Отечественной.

– Каким был для вас этот год?

– Конечно, он был не самым лучшим или самым удачным, но я в строю. И все, что можно делать в этом возрасте, стараюсь выполнять и не подводить ни школу «Интеллект», где преподаю, ни своих друзей, ни Осетинский театр, который для меня с первого дня стал вторым домом. С того самого дня, как я пришла на просмотр, увидела на сцене Елену Туменову, Бориса Тотрова, Александра Царукаева, Коста Сланова, Веру Уртаеву…

В памяти остались люди, которые мне показали, как и что в этой жизни нужно делать. Каждый своим поступком. Тем, как они относились к работе, как любили свой театр, как ничто не могло их остановить, если рождались новая пьеса, новый спектакль, новые герои.

На моих глазах прошло несколько поколений Осетинского театра, я застала первое – Афаса Дзугкоева, Бориса Тотрова, за ними – потрясающая студия: Уарзета Бекузарова, Федор Каллагов, Эмма Торчинова, Олег Хабалов, Урузмаг Хурумов. Это были звезды, получившие настоящую школу…

Побывав и посмотрев, что делала эта студия, я тоже решила учиться. Когда уезжала в 1957 году поступать в Ленинградский институт театрального искусства, начиная от ведущей артистки Тамары Кариаевой и заканчивая теми, кто играл в эпизодах, они собрали, кто что мог, и отправили меня учиться. Я ехала в поезде и думала о том, с чем должна вернуться к этим людям, которые так в меня поверили.

Мне повезло, что училась в классе профессора Георгия Товстоногова, моими педагогами были Василий Сахновский, Евгений Юфит. Считаю себя счастливым человеком, потому что по сей день занимаюсь любимым делом.

– Каким был ваш режиссерский дебют на сцене Осетинского театра?

– Дипломный спектакль, учитывая, что все уже было распределено, поставить в Осетинском театре у меня не было возможности. И когда здесь не получилось, а было это перед Новым годом, я уехала в Иркутск, где поставила новогодний спектакль. А уже позже меня пригласили работать на малой родине, и тогда на сцене СОГАТа была поставлена пьеса Чингиза Айтматова «Материнское поле». В ней играла легендарная Тамара Кариаева. Талантливейший художник Таурбек (Тата) Гаглоев подготовил прекрасные декорации. Это были 60-70-е годы, период всплеска большой советской культуры в нашей стране.

– С тех пор вами было поставлено множество спектаклей…

– Вы правы, они шли и в Осетинском, и в Дигорском театрах, на подмостках в Южной Осетии: «Земные боги», «Любимая песня» В. Гаглоева, «Деревенские старожилы» Р. Акопджанян, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан», «Цыганы», «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Лес» А. Островского, «Амран» Е. Бритаева, «Аланти Нана» Д. Темиряева, «Горькие рифмы» К. Мецаева и Б. Черчесова, «Клятва», «Обман», «Что скажут люди…» С. Лазаровой, «Цола» Г. Чеджемова… Большим успехом пользовалась на сцене Дигорского театра пьеса его основателя, первого директора и художественного руководителя, драматурга Давида Темиряева «Аланти Нана», ставшая событием в театральной жизни республики…

– Одной из самых ярких постановок стал спектакль «Цола», не так ли?

– В спектакле сыграл неподражаемый Дзамболат Царгасов, он стал в процессе репетиций настоящим Цола: настолько понимал народный юмор, так ему подходила эта роль. Это был его «звездный» час. Тут же рядом на сцене были Сурен Хугаев, Светлана Медоева, Коста Бирагов. Все они сделали очень многое, чтобы спектакль удался. «Цола» на сцене Осетинского театра я ставила дважды. В первый раз – в 1981-м, вновь же премьера «Цола» на сцене Осетинского театра состоялась спустя 30 лет – в марте нынешнего года.

– Когда вы стали заниматься педагогической работой?

– Когда поехала в Иркутск, а в Осетии – когда меня пригласили в колледж культуры, я там проработала лет 5-6, не один курс выпустила. Знания, полученные в Ленинграде, я должна была передавать другим. Могла работать в театре и с детьми в прогимназии «Интеллект». Один из моих учеников – Туган Дулаев – совсем недавно устроил мой юбилейный вечер в Ардоне, за что я ему очень благодарна. Сегодня он является директором Ардонской школы искусств, где создал удивительный коллектив. Я вижу в нем одного из будущих талантливых руководителей в области культуры. Мои ученики сегодня трудятся по всей республике, некоторые – за пределами Осетии.

– В чем для вас счастье жизни?

– Когда вы нужны, когда вы востребованы. Когда те, к кому вы приложились рукой, радостно вас встречают и с другого конца улицы окликают и машут рукой. Прожить жизнь и никому ничего не испортить, а помочь понять, почувствовать что-то и уметь сохранить это в себе на протяжении жизни и есть счастье.

– Есть ли у вас еще творческие планы?

– Конечно. Большая проблема сегодня в школах – осетинский язык. Спрашиваешь ребенка по-осетински об элементарных вещах, а он молчит. Это катастрофа! Если сегодня вопрос сохранения родного языка не ставить ребром, если мы не начнем с младшими говорить по-осетински, то как же тогда сохраним свою культуру, свои корни?..

Залина ГУБУРОВА
«Северная Осетия», 23 апреля 2022 г.