Осетия Квайса



Гордая поступь главного символа осетинской культуры

IMG_8804-1Ольга РЕЗНИК

// Вчера во Владикавказе национальный театр Северной Осетии отметил свое 75-летие и 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Владимира ТХАПСАЕВА

Вообще-то обе эти юбилейные даты пришлись на прошлый год. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Торжества в только-только отремонтированном здании Осетинского театра стали настоящим праздником.

IMG_8801-1Окунуться в эту атмосферу всяк, пришедший на юбилей, мог, как говорится, прямо с вешалки, с которой, говорят, театр и начинается. В фойе были развернуты фотовыставка и выставки книг. Здесь же была организована радиовикторина. Желающие имели возможность сфотографироваться с арлекинами, раздающими зрителям программки. Одним словом, театральное действо начиналось еще за порогом зрительного зала.

А как только поднялся занавес, оно незамедлительно было перенесено и на сцену, где взору изумленных зрителей предстала театральная площадь перед национальным храмом Мельпомены. На площади этой вдруг стали собираться люди, одетые по моде 30-х годов прошлого столетия. В руках они держали узелки, чемоданы, вещмешки и явно собирались куда-то уезжать.

То, что это действительно так, подтвердили ведущие вечера – известный актер и режиссер Анатолий Галаов и актриса Русского театра, народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц. Молодые люди на площади, сообщили они, – это представители первой студии Осетинского театра. В 1931 году они уезжали учиться в Москву – в Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского.

Театр начинался с отъезда первой осетинской театральной студии в Москву.

Театр начинался с отъезда первой осетинской театральной студии в Москву.

Инициатором отправки на учебу в столицу группы осетинских юношей и девушек с целью последующего создания театра был небезызвестный подвижник Борис Тотров, многие годы посвятивший себя национальному самодеятельному искусству, мечтавший о создании  в Осетии настоящего профессионального театра. Благодаря его настойчивости, весной 1931 года руководство Северной Осетии обратилось к ректору ГИТИСа с просьбой обучить осетинских ребят мастерству актера. 12 девушек и 18 парней отправились тогда в Москву, чтобы учиться актерскому мастерству у таких известных педагогов, как В. Станицын, И. Раевский, Р. Симонов. А вот ассистентом по технике речи у них стал сам Борис Тотров…

История в театральном действе, разыгранном на сцене, надо сказать, нет-нет да перемежалась с днем сегодняшним. Поэтому, оставив первый набор осетинской театральной студии в далеких тридцатых, ведущие перенесли внимание зрителей в настоящее время. Они сообщили, что в зале присутствует немало гостей. В их числе дипломаты – посол Венесуэлы в России Уго Хосе Гарсиа Эрнандес и чрезвычайный посол Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев. После этого на сцену поднялся глава РСО-Алания Таймураз Мамсуров, который поздравил всех собравшихся со знаменательной датой. Таймураз Дамбекович напомнил, что театру, открытому 75 лет назад, суждено было стать славой и гордостью национальной культуры. А сегодня он представляет собой большой развивающийся творческий организм, которому подвластны любые задачи.

В завершение своего выступления Таймураз Мамсуров вручил награды служителям Мельпомены. Медали «Во славу Осетии» был удостоен народный артист РСО-Алания Дзамболат Царгасов. Высокие звания народных артистов РСО-Алания были присвоены Павлу Кабисову, Нелли Хубаевой, Диане Черчесовой, заслуженного артиста республики – Гиви Валиеву, заслуженных работников культуры Северной Осетии – помощнику режиссера Эльвире Галазовой и заведующему радиотехнической частью театра Руслану Даурову.

Артисты играли артистов прошлых лет.

Артисты играли артистов прошлых лет.

Главу республики на сцене вновь сменили артисты. Разыграв настоящий спектакль, они поведали зрителям о том, как пресса тех лет, когда все еще только начиналось, брала интервью у режиссера Осетинского театра Елены Марковой и корифея национальной сцены Бориса Тотрова. А говорили они, конечно же, об актерах, что составляли славу и гордость театра. Это Соломон Таутиев, Серафима Икаева, Борис Борукаев… Они громко заявили о себе уже в первом спектакле «Платон Кречет», который был принят зрителями на «ура». А после триумфа блестящего актерского ансамбля перед зрителями были зачитаны поздравительные телеграммы, полученные от руководителей ряда ведущих московских и ленинградских театров, в том числе от Мейерхольда, Таирова, Симонова. Вот так в ноябре 1935-го и открылся Осетинский театр.

До 1959 года его творческий коллектив оставался в помещении старейшего на Северном Кавказе Русского театра. «И как рассказывают, – заметил директор Русского театра Владимир Уваров, – мы жили единой сплоченной творческой семьей»… Веселое, задорное, музыкальное поздравление коллектива театра, с которым артисты из национального храма Мельпомены долгое время пребывали под одной крышей, явно понравилось зрителям.

Но не успели отгреметь аплодисменты, как актеры Осетинского театра, вновь разыграв мини-спектакль, рассказали еще одну историю, которая позже обрастет легендами. Это история о том, как вышел впервые на сцену народный артист СССР, один из лучших в мире исполнителей роли Отелло Владимир Тхапсаев. Он знал наизусть почти всю пьесу Е. Бритаева «Две сестры», но до этого никогда не играл. А тут заболел один из исполнителей главной роли, и ему пришлось брать бразды правления в свои руки. Так, благодаря случаю, зажглась звезда Владимира Тхапсаева.

В истории театра, как стало известно в этот вечер зрителям, было немало ярких, заслуживающих внимания страниц. С 1936-го по сезон 1940-1941 годов в театре было осуществлено 38 постановок (!), причем, самой что ни на есть различной направленности. Несомненными удачами стали спектакль Елены Марковой «Хажби» с Соломоном Таутиевым в главной роли, «Каменный гость» А. Пушкина, «Проделки Скапена» Мольера и самая громкая постановка тех лет «Коста», роль Леонардо да Винчи осетинского народа в которой играл несравненный Соломон Таутиев.

Великая Отечественная война вплелась особой нитью в историю театра и поставила перед коллективом довольно сложные задачи. Ушла на фронт большая группа актеров. Лихорадочно пересматривался репертуар. Женщинам приходилось играть мужские роли. Не было и пьес, отвечавших духу времени. И все же чуть позднее появилась драма Г. Джимиева «Черный туман», где в главной роли с успехом предстал пред зрителями Владимир Тхапсаев. Тогда же увидела свет знаменитая пьеса Давида Туаева «Желание Паша», где с блеском играли В. Баллаев, К. Сланов, Е. Туменова, В. Каргинова, А. Дзугкоева. В феврале 1945 года Еленой Марковой была осуществлена постановка пьесы Дабе Мамсурова «Хасана», считающаяся одной из жемчужин Осетинского театра.

Чуть позже на постановление партии по улучшению репертуарной политики театр ответил спектаклями «Победители» Б. Чирскова и «Любовь Яровая» К. Тренева, поставленными крупным осетинским режиссером Зарифой Бритаевой (в 1950 году она была назначена главным режиссером Осетинского театра).

В афише послевоенных лет присутствовали и другие большие постановки: «Фатима» Д. Туаева, «Две сестры» Е. Бритаева, «Король Лир» и «Много шума из ничего» Шекспира, «Враги» Е. Уруймаговой, «Данден» Мольера, «Чермен» Г. Плиева. Роль главного героя в последней в разное время исполняли такие блестящие таланты, как Владимир Тхапсаев, Александр Царукаев, Бимболат Ватаев.

Коллег поздравили ведущие актеры Русского театра.

Коллег поздравили ведущие актеры Русского театра.

В 1955 году, поведали далее ведущие, Северная Осетия торжественно отметила 20-летие Осетинского театра. К этому времени на афишах появились Шиллер и Лопе де Вега, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Снегурочка» А. Островского, «Чудак» Н. Хикмета. Руководство театра, худсовет скрупулезно продвигали принципы героико-романтического направления. «Разбойники» и «Мария Стюарт» Шиллера, «Мстители» и «Мухтар» Д. Темиряева. Театр тщательно экспериментировал.

Летом 1958 года труппа театра пополнилась долгожданными выпускниками Вахтанговской школы. Воспитанники Бориса Захавы, Цицилии Мансуровой и Татьяны Шумхиной-Щукиной произвели колоссальное впечатление. Это был на редкость талантливый курс: Маирбек Икаев, Олег Хабалов, Маирбек Цихиев, Федор Каллагов, Урузмаг Хурумов, Орзета Бекузарова, Вера Кулова, Заира Тхапсаева, Раиса Дзуцева, Чермен Тибилов, Махар Туриев, Батырбек Дзбоев, Анзор Агузаров, Константин Томаев, Эмма Торчинова, Харитон и Зоя Дауровы. Позже к ним присоединились Земфира Галазова, ученики Юрия Любимова – Бимболат Ватаев и Коста Бирагов, а также Зоя Дзбоева, Гоги Бекоев, Исак Гогичев, Маирбек Абаев, Тасолтан Мамсуров, режиссер Роза Бекоева. Расцвет национального театрального искусства во многом состоялся, благодаря блистательному таланту  этого звездного поколения.

Однако, как было подмечено, успех национального театра на протяжении многих лет «ковали» не только актеры, но и осетинские драматурги – Елбыздыко Бритаев, Коста Хетагуров, Нигер, Гриш Плиев, Дабе Мамсуров, Георгий Джимиев, Татари Епхиев, Давид Туаев, Мухтар Шавлохов, Раиса Хубецова, Ашах Токаев, Дмитрий Кусов, Сергей Кайтов, Давид Темиряев, Георгий Хугаев, Камал Ходов, Шамиль Джикаев, Николай Саламов, Исак Гогичев, Георгий Чеджемов, Ашахмат Айларов, Тотрадз Кокаев и другие. Свою благую лепту в развитие осетинского национального искусства внесли режиссеры Елена Маркова, Маирбек Цаликов, Арсен Макеев, Борис Борукаев, Маирбек Цихиев, Роза Бекоева, Анатолий Галаов, Анатолий Дзиваев, Тамерлан Сабанов, Тамерлан Дзудцов. Что касается творчества таких выдающихся режиссеров, как Зарифа Бритаева и Георгий Хугаев, то оно требует, пожалуй,  отдельной серьезной исследовательской работы.

Особо была отмечена и роль руководителей театра разных лет, то есть всех тех, на чьи плечи ложилась огромная ответственность. Это Борис Тотров, Хаджумар Цопанов, Елена Маркова, Зарифа Бритаева, Георгий Хугаев, Анатолий Галаов, Бимболат Ватаев, Валерий Цариев и нынешний художественный руководитель театра Казбек Губиев.

Поздравление великолепной четверки. Слева направо - Т.Маргиев, В.Гулуев, А.Макоев, А.Магометов.

Поздравление великолепной четверки. Слева направо - Т.Маргиев, В.Гулуев, А.Макоев, А.Магометов.

О том, что в театре присутствует некий синтез разных видов искусств, обратили внимание поднявшиеся на сцену президент Северо-Осетинского государственного университета Ахурбек Магометов (это он поддержал идею открыть на факультете искусств отделение, готовящее актеров), председатель Союза композиторов республики Ацамаз Макоев, являющийся автором музыки ко многим спектаклям, председатель  Союза кинематографистов Вячеслав Гулуев, принимавший непосредственное участие в съемках художественных фильмов с участием актеров Осетинского театра, и председатель Союза художников Таймураз Маргиев. Они поздравили виновников торжества с их, точнее нашим общим праздником.

А ведущие вечера, между тем, с помощью актеров Осетинского театра, разыгрывавших всевозможные сцены, продолжали рассказывать собравшимся о том, как это было. Итак, в 1970 году театр встретил вернувшееся из ГИТИСа очередное пополнение. Это был курс Анатолия Дзиваева, Казбека Суанова, Аллы Дзгоевой, Светланы Медоевой, Ахсара Бекмурзова, Тамары Кабановой, Анатолия Галаова, Зары Таутиевой, Бимболата Кумалагова. Примерно в этот же период окончили «Щуку» Мурат Кумалагов, Роза Цирихова, Дзамболат Царгасов, ГИТИС – Тереза Кантемирова. В эти годы театр успешно продолжал свою деятельность в русле героико-романтического направления. Свое место в репертуаре заняли также мелодрамы и, конечно же, комедии. А шекспировские «Много шума из ничего», «Гамлет», «Тимон Афинский», «Царь Эдип» Софокла, «Честь отцов Г. Хугаева, «На дне» М. Горького, «Тартюф» Мольера, «Ревизор» Н. Гоголя стали визитной карточкой театра.

Весной 1980 года порог Осетинского театра переступило очередное поколение выпускников Щукинского училища. Среди них: Лактемир Дзтиев, Казбек Губиев, Михаил Кцоев, Альберт Фидаров, Лариса Годжиева, Замира Меликова, Эльбрус Ахполов, Рита Рамонова, Павел Кабисов, Тамерлан Сабанов, Валерий Цариев, Лазарь Качмазов, Дзембат Хамикоев, Лида Бесолова, Рита Баллаева, Рита Кантееева, Артур Дзуцев. Примерно в те же годы в театр пришли Алихан Тедеев, Роберт Битаев, Шота Гогаев, Сурен Хугаев, Аслан Таугазов, Инал Еналдиев, Олег Царахов. Театр в очередной раз получил яркую и профессионально обученную молодежь. Это была студия, на базе которой в Москве собирались построить театр наций. И лишь твердая позиция тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Билара Кабалоева повернула дело в пользу республики. Поработала прибывшая молодежь активно и в кино. «В горах реки бурные», «Чигири», «Пишите письма», «Крутизна», «Во всем виновата Залина» – все эти фильмы по-прежнему популярны и любимы разными поколениями наших зрителей.

А театр… Он по-прежнему развивается. Его сегодняшняя репертуарная афиша достаточно разнообразна и интересна. В ней есть и современная осетинская драматургия – «Чепена» Г. Хугаева, «Желание Паша» Д. Туаева, «Две свадьбы» Н. Саламова и З. Бритаевой, «Старый Владикавказ» В. Гутнова, и русская классика – «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, и зарубежная классика – «Калигула» Камю, «Бродяга» Вивиани, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Гамлет» Шекспира.

За это время театр пополнил свою труппу выпускниками Щукинского училища, ГИТИСа и студийцами педагогов З. Бритаевой, О. Бекузаровой, А. Галаова.

О замечательных образах, созданных нашими артистами, сказал в своем приветственном слове поднявшийся на сцену советник министра культуры РФ Лев Дзугаев. Первым делом он передал поздравления коллективу театра от имени министра культуры России Александра Авдеева и вручил почетные грамоты Министерства культуры РФ художественному руководителю Осетинского театра, народному артисту РСО-Алания Казбеку Губиеву, актерам театра Залине Галаовой и Казбеку Суанову. Последнему накануне вместе с актрисой Тамарой Кабановой было присвоено высокое звание заслуженного артиста России. Лев Дзугаев еще раз поздравил коллектив театра со знаменательной датой и пожелал артистам новых творческих побед и свершений.

Поздравлений звучало в этот вечер еще немало. Немало было подготовлено и сюрпризов. И все же один из них произвел на публику особое впечатление. Таким запоминающимся нюансом стал подготовленный специально к юбилею видеофильм о Владимире Тхапсаеве под названием «Бало». В нем очень трогательно рассказывается о том, как из мальчика, родившегося в бедной крестьянской семье в с. Ардон, получился блистательный артист, вошедший в историю театра со своей большой и важной темой, пронесенной через все творчество. Тема эта – человеческое в человеке как самое доброе, светлое начало всех начал.

Имя этого великого артиста Владимира Тхапсаева носит сегодня наш Северо-Осетинский государственный академический театр, который вот уже 75 лет радует зрителя талантливыми постановками, в которых заняты не менее талантливые артисты. И что еще немаловажно: театр, несмотря ни на какие перипетии, остается верен выбранному им однажды гуманистическому направлению.