Осетия Квайса



Многогранный и неповторимый Исак ГОГИЧЕВ

Ольга РЕЗНИК

къама 1973-2Сегодня ему исполнилось бы 80. И доживи Исак Гогичев до этих лет, он, наверное, был бы неизменно весел, радушен, гостеприимен, щедр, каким бывал всегда и с друзьями, и со зрителями, которые его просто боготворили. Да что там говорить, имя Гогичева долгое время было во Владикавказе и во всей Осетии у всех на слуху. Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии и Абхазии, лауреат Государственной премии им. К. Станиславского, он отличался тем, что умел удивлять. И не только блистал на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, переиграв все – от зарубежной и русской классики до национальной драматургии, но и, обладая превосходным голосом, исполнил главные партии в операх «Великая дружба» В. Мурадели и «Азау» И. Габараева, пел в опереттах, снимался в кино. Сегодня трудно представить такие художественные фильмы, как «Ах, любовь», «Волшебная папаха», «Чегери», «Мужское самолюбие», «Во всем виновата Залина», «Диалог» без колоритного и достоверного Исака Гогичева.

А какой популярностью пользовались у зрителей спектакли, поставленные по написанным им пьесам, в которых он сам же и играл! «Любимая песня», «Дикарка», «Ох уж эта молодежь», «Я не женюсь» шли на сцене Осетинского театра с неизменным успехом. Особо полюбились владикавказским театралам песни из этих спектаклей, стихи, а порой и музыку к которым Гогичев писал сам.

Его и называли подчас то Ацамазом, по имени главного персонажа из «Любимой песни», то Саламом, как звали его героя в «Я не женюсь». Исак вовсе не случайно ассоциировался у зрителей с созданными им образами – настолько достоверно он проживал чужую жизнь. Комедия, драма, трагедия – все было по плечу неутомимому, невероятно талантливому и самозабвенно преданному профессии артисту.

Казалось, что он мог сделать даже невозможное. Например, сесть и начать рифмовать, хотя никогда раньше этого не делал. И никого не удивляет, что свою последнюю незавершенную пьесу «Башня сирот», посвященную нартам, Исаак Гогичев писал в стихах. Талантливый человек, говорят, талантлив во всем.

Но среди талантов великого артиста выдающимся был и еще один, присущий Гогичеву – дар человеческого общения, отмеченный добротворчеством, оптимизмом и любовью к людям. Радостным и щедрым на доброту остался Исак Владимирович в памяти тех, кто его хорошо его знал.

Зоя ДЗБОЕВА, заслуженная артистка РСО-Алания, вдова Исака Гогичева

Исак родом из с. Ортев Цхинвальского района Южной Осетии. Их род вообще очень музыкальный. Говаривали даже, что, когда Гогичевы поют, их слышно в соседнем селе. Поэтому неудивительно, что свою творческую карьеру Исак начал в ансамбле песни и пляски Южной Осетии, где он и пел, и танцевал, и занимался художественным свистом. Он и в армии был запевалой. Около четырех лет прослужил в Аджарии, в Батуми. Оттуда привез танец «Гандаган», который с его легкой руки вошел в репертуар югоосетинского ансамбля, где он продолжал работать и после армии.

И.Гогичев в фильме "Волшебная папаха".

И.Гогичев в фильме "Волшебная папаха".

В 1955 году набирали студию для драматического театра в Южной Осетии. Я тоже решила попробовать свои силы и поехала поступать. Поступал и Исаак. Так мы оказались с ним вместе в осетинской студии при МХАТе. Мне тогда было 17 лет, ему – 26. Влюбилась я в него до потери пульса, но гордость не теряла. У Исака была девушка. Ее портрет висел у него в комнате на стене. Потом мне рассказали, что он снял портрет. Оказывается, она Исака не дождалась, выскочила замуж. Несмотря на это, я долго к нему не подходила, чтобы не подумал, что, раз он теперь свободен, я хочу обратить на себя внимание…

В 1961 году мы с Исаком окончили студию и поженились. Сначала работали в Южной Осетии, потом приехали во Владикавказ. Исак многое мне в жизни дал. Он никогда не останавливался в своем развитии, и я старалась следовать за ним.

Мужем Исак был внимательным, ласковым. Человек он был мягкий, неприхотливый. Я старалась окружить его заботой и вниманием. Очень хотела, чтобы он всегда хорошо выглядел, чтобы сочеталось в его одежде все – от галстука до носков. Этому нас учил наш московский педагог Василий Петрович Марков.

Исак для меня в жизни был всем – опорой, другом. Сегодня многие молодые женщины оценивают отношение к себе мужчины по подаркам, которые считают чуть ли не показателем любви. В наше время такого не было. Какие там подарки? Жили мы бедно. Едва концы с концами сводили. Главным для нас являлись творчество, работа. Исак, должна сказать, был гениален во всем. Я не преувеличиваю: он все делал хорошо. А как он был правдоподобен в той или иной роли!

После выхода на экраны фильма «Ах, любовь», где герой Исака почтальон Бицко обращается к зрителям с просьбой в случае чего писать ему по адресу: «Северная Осетия, почтальону Бицко», одна девочка из Литвы Ингрида Забараускайте настолько поверила в это, что прислала письмо Бицко по тому адресу, который назывался в картине. И его принесли в театр. И потом несколько лет Исаак с Ингридой переписывались. Только в графе «Кому» она уже выводила «Исаку Гогичеву». Вот такая она, сила искусства!

Алла ДЗГОЕВА, народная артистка РСО-Алания

Мне посчастливилось (иначе не скажешь) работать с Исаком Гогичевым. Первый спектакль, в котором мы вместе играли, – «Не говорите, что не слышали» по пьесе Владимира Гаглоева. Исак был невероятно талантливым человеком и замечательным партнером. С ним очень легко работалось. Мастер импровизации, он мог повести за собой, заразить своим творческим подъемом. Бывало, скажет мне: «Давай вот так сделаем. Поддерживаешь?» И все мы работаем в едином порыве.

Спектакли с участием Исака, песни в его исполнении еще в 60-е годы звучали по радио. Я была большой поклонницей таланта этого замечательного артиста и даже подумать не могла, что мне посчастливится с ним работать.

В спектакле по пьесе Георгия Хугаева « Бабуца, Гагуца, Данел и Дарданел» мне вообще довелось играть с целой плеядой корифеев осетинской сцены. Я, естественно, робела. Исаак, помню, не уставал повторять: «Не бойся. Чего ты боишься?» А, правда, чего я боялась? Ведь играть на одной сцене с ассами было комфортно и легко. Они помогут, подскажут, вытянут, заставят полюбить то, что ты делаешь. Такой самоотдачи и любви к профессии я больше не встречала. То поколение отличалось одержимостью театром.

А какой разноплановый актер был Исак! Почему-то мне вспомнился его Дагка из «Цветка и камня» Сергея Кайтова. За шутками-прибаутками героя скрывалась драма его жизни, которую Исак смог донести до зрителя. Он гениально играл и роли второго плана, делая их не проходящими, как, скажем, в «Тимоне Афинском». Если надо было быть мудрым, он был мудрым, надо было быть смешным, был смешным и так далее. Таких актеров сейчас нет. К тому же он был душой общества – веселый, внимательный, доброжелательный.

Великий Станиславский ошибся, когда сказал, что незаменимых нет. Гогичева никто не заменил. Я недавно слушала по радио запись спектакля по пьесе Исака «Любимая песня» и, не поверите, плакала. Какие были актеры, какие спектакли!

Роза ЦИРИХОВА, народная артистка РСО-Алания

Исак был невероятно талантливым человеком, очень ярким, многогранным актером. О таких говорят – звезда. И партнером он был чудесным, готовым всегда прийти на помощь, поддержать, поделиться. А все оттого, что человеком Исак был удивительным – мягким, приветливым, добродушным и доброжелательным. В актерской среде всякое бывает: и злость, и зависть. Исак был начисто лишен даже намека на эти качества.

А каким он был гостеприимным человеком!. Всегда зазывал в гости, говоря, что Зоя приготовила что-то очень вкусное. Мы семьями дружили. Я не переставала восхищаться тем, какой он заботливый, внимательный муж. Его волновала жизнь близких ему людей. Он умел сопереживать. Душевный, честный, добропорядочный – таким Исак остался в моей памяти.

Людвиг ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор, благодарный зритель

Исак Гогичев – яркая большая звезда на театральном небосклоне. Его трудно с кем-то сравнить. Я хорошо помню его еще по Цхинвалу, где мы жили по соседству. Каждый вечер, особенно летом, мы бежали на центральную площадь, называемую Стоветровкой. Так вот там вокруг Исака Гогичева и Заура Техова всегда собиралась толпа, стоял гомерический хохот, веселью не было конца.

Исак был настолько оригинален, талантлив, самобытен и всесторонне развит, что просто приводил всех в восторг. Помню его в опере Павлиашвили «Таисия», где он не только пел, но еще и замечательно насвистывал. В 1957 году он принимал участие в Днях культуры Южной Осетии в Тбилиси, где свел с ума и грузинскую публику.

Исак был невероятно интересной личностью, достойнейшим, добрейшей души человеком. Поэтому он притягивал к себе людей, и друзей у него было неимоверное количество.

Москва, театр-студия МХАТ.

Москва, театр-студия МХАТ.

Ансамбль песни и пляски Южной Осетии "Симд".

Ансамбль песни и пляски Южной Осетии "Симд".

В фильме "Во всем виновата Залина".

В фильме "Во всем виновата Залина".

Дни культуры Осетии в Москве. На переднем плане - И.Гогичев, З.Дзбоева и композитор А.Ачеев

Дни культуры Осетии в Москве. На переднем плане - И.Гогичев, З.Дзбоева и композитор А.Ачеев

В фильме "Диалог".

В фильме "Диалог".

В родном Осетинском театре после спектакля.

В родном Осетинском театре после спектакля.