Осетия Квайса



Вера и Верность

// В январе нынешнего года исполнилось 270 лет со времени учреждения Осетинской духовной комиссии

Осетинский народ принял христианство еще в первом тысячелетии от Рождества Христова. Прошедшие века наполнены множеством событий, связанных с этим судьбоносным выбором. И по-настоящему узнать и понять душу и сердце Осетии-Алании можно только через прикосновение к истории, где религиозный фактор определяет путь народа, становясь основой культуры, оказывая влияние на обычаи и быт.

Сегодня, когда идет уже третье тысячелетие христианской эры, для нас особенно важно сохранить память о Торжестве Православия, о том, как осетины-аланы сохраняли свою христианскую идентичность в период тяжелейших испытаний и возрождали духовную веру. Обращаясь к памяти народной, исследуя архивные документы, многообразные памятники древности, мы все лучше и лучше будем видеть связь поколений, будем хранить верность подвигу предков, на деле показавших, что значат вера и верность.

История создания Осетинской духовной комиссии восходит к первой половине 18 века. В 1742 году на имя императрицы Елизаветы Петровны грузинские священники архиепископ Иосиф и архимандрит Николай отправляют прошение об обращении осетин в христианство. «…Оный народ издревле бывал православный христианский… во знак древнего их благочестия свидетельствуют и поныне каменные церкви, и в них святые иконы и книги,… и святые посты постно содержат. И когда по случаю увидят каковую духовную персону, то и со оною поступают ласково и желательно тую персону к себе в домы для посещения».

1744 год, к которому обыкновенно относят учреждение Осетинского подворья, должен навсегда остаться достопамятным годом в истории христианской Осетии. С этого времени и до настоящих дней со стороны русского правительства и духовной власти проявлялась постоянная забота. Под защитой русского воинства грузинское духовенство учредило на Северном Кавказе специальное миссионерское общество под наименованием Осетинское подворье, которое работало над обращением осетин в христианство, имея своим центром известный нам город Моздок.

Это миссионерское общество выдавало принявшим православие осетинам и более обедневшим из них на первоначальное хозяйственное обзаведение по 20 рублей и обратило в веру Христову сначала лишь 200 человек.

Вскоре это подворье получило название – Осетинская комиссия (1745), которая с 1771 по 1792-й год, в течение двадцати одного года, обратила в христианство 6657 человек.

Новая Осетинская духовная комиссия действовала в деле просвещения осетин христианством путем обучения осетинских мальчиков в школах. Не будучи богата средствами, комиссия привлекала их в свою школу в Моздоке, отпуская на содержание каждого ученика по 2 рубля в месяц – по тогдашнему времени очень большие деньги. Более способные ученики этой школы поступали в Астраханскую духовную семинарию для продолжения своего учения. В 1784 году в этой семинарии обучались 9 учеников из осетин.

Духовная комиссия убедилась, что истинное обращение осетин в христианство может быть достигнуто лишь приготовлением из детей осетин священников, а равно и причетников. Для достижения этой цели, столь важной и необходимой в миссионерском деле, эта комиссия решила открыть в г. Владикавказе в 1830 году специальное для осетин Владикавказское четырехклассное духовное училище, а в селении Алагир – двухклассный пансион. В делах благочиния есть также документ о содержании в с.Цми Зарамагского прихода школы для местных жителей на пожертвования – от барона Вревского – 500 руб. а от Экзарха Грузии Исидора – более 700 руб… В то же время комиссия содержала в Тифлисском духовном училище несколько мальчиков из осетин для определения их в семинарию.

Благодаря такой заботе правительства и Духовной комиссии об Осетии осетинские дети имели возможность учиться в духовных семинариях. Сын жителя Нарского общества Беса Колиева Алексей и Василий Цораев получили богословское образование в Тифлисской духовной семинарии. Впоследствии окончили курс в той же семинарии Георгий Кантемуров, Михаил Сухиев, Соломон Жускаев и Алексей Аладжиков, труды которых принесли огромную пользу православной церкви Осетии.

Осетинская духовная комиссия, ввиду первой необходимости богослужения для осетин на осетинском языке, в 1820 году перевела и напечатала труды И.Ялгузидзе – молитвенник, катехизис, краткое учение о христианском законе, литургию, таинства святые – крещения, брака и погребения. Но когда стали поступать в семинарию осетинские мальчики, были введены при Тифлисской духовной семинарии и уроки осетинского языка. Осетины-семинаристы по составленной епископом Гаием и уже исправленной академиком Шегреном письменности изучали свой язык, им же в 1830 году была составлена азбука, а в 1844 – напечатана полная грамматика на двух наречиях –дигорском и осетинско-тагаурском.

В 1848 году в Санкт-Петербурге был напечатан на осетинском языке Псалтырь, тогда же переведено на осетинский Евангелие.

Осетинская духовная комиссия сыграла свою положительную роль в сближении Осетии и России, развитии письменности на осетинском языке, распространении очагов просвещения на Кавказе.

Хранят историческую память о деятельности Осетинской духовной комиссии архивисты нашей республики, не только сберегая архивные фонды, но и в своих изданиях. Эта тема освещается в сборнике архивных документов «Многонациональные и поликонфессиональные традиции Осетии. Исторический ракурс».

Л.ЛЕННИК
(по материалам Центрального государственного архива РСО–А)

«Северная Осетия», 02.02.2015