Осетия Квайса



Село Зилга: две тысячи и 208 лет

Недавно «Северная Осетия» на почетной первой полосе отметила юбилей селения Зилга. Искренняя благодарность главной газете республики – общее чувство зилгинцев, в том числе и тех, кто знает: 200 лет нашему родному селу исполнилось в 2006 году.

Случайная ошибка, проникшая когда-то в справочную литературу, служит основой разноречий. Преодолеть их – общий профессиональный долг историков и журналистов. Поэтому внимание, проявленное «СО», дает хороший повод для обращения к истории.

 Селение Зилга – старейшее в восточной части Осетинской равнины. Название «Зилгæ» в переводе с осетинского языка означает «кружащийся». Именно в этом месте река Камбилеевка извивается настолько, что создается впечатление, будто она течет по кругу. Именем селения стало старинное название местности, которая была населена с древности.

Аланская равнина обезлюдела на рубеже XIV–XV вв. в ходе кровопролитных войн с иноземными захватчиками. Вековая мечта о возвращении равнинных земель стала исполняться после присоединения Осетии – Алании к России. Возвращаясь на равнину, осетины принялись возобновлять жизнь в старых аланских городищах.

Так на месте средневекового аланского города, стоявшего у входа в Дарьяльское ущелье, появилось селение Дзауджикау, которое вместе с построенной рядом Владикавказской крепостью дало начало современной столице Осетии – Алании. И первые равнинные поселения на Камбилеевке возникли вокруг остатков аланского города, которому, как показали археологические раскопки, исполнилось две тысячи лет.

Древнее имя города на Камбилеевке пока неизвестно, поэтому он носит условное археологическое название – Зилгинское городище. Время расцвета Зилгинского городища пришлось на I–IV вв. новой эры. Этот древний аланский город вырос на важнейшей торговой трассе, соединявшей Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией.

Он раскинулся на семи холмах и занимал общую площадь в один квадратный километр. Холмы были искусственно досыпаны и разделены рвами. На самом высоком холме располагалась цитадель, укрепленная глинобитной стеной с «панцирем» из булыжника, семиметровым рвом, валом и земляными бастионами. Для своего времени это были выдающиеся оборонительные сооружения – по мощности они не имеют аналогов на всей территории Российской Федерации.

В случае войны цитадель превращалась в неприступную крепость. В мирное время она служила резиденцией князя, правившего городом и окружающими землями. Здесь же располагался аристократический район города. На остальных холмах размещался посад – здесь жили рядовые горожане: ремесленники, торговцы, земледельцы и скотоводы.

Город был центром развития ремесла – здесь жили гончары, металлурги, ткачи и ювелиры. Многие городские жители, как и население сельской округи, работали на земле – сеяли хлеб, пасли скот. Городская знать контролировала окружавшую равнину и караванную дорогу, которая вела к перевалам Центрального Кавказа.

Массовое возвращение осетин на равнину стало возможным в начале XIX в. Российское правительство стремилось заселить стратегически важный район лояльным населением, склонным к административному порядку и способным нести государственные повинности.

История села Зилга нового времени начинается с 1806 г., когда на берегу Камбилеевки появилось небольшое село, основанное Джанхотом Дударовым. Оно получило название Джанхотов-Ларс и стало первым осетинским селением, которое расположилось в центре так называемой Осетинской равнины, раскинувшейся от предгорья на юге до невысокого Терско-Сунженского хребта на севере. К тому времени существовало лишь несколько предгорных селений, из них, если не считать Дзауджикау-Владикавказ и Салугардан-Алагир, до настоящего времени дожили только Урсдон, Дур-Дур и Хазнидон.

Джанхот принадлежал к той семье Дударовых, которая владела горным селением Ларс в Дарьяльском ущелье. В 1804 г. Дударовы уступили Ларс правительству под строительство укрепления и взамен получили ежегодный пенсион и право занять участок равнинной земли, достаточный для 25 дворов. Императорское разрешение позволило Джанхоту первым основать равнинное селение на свободных землях у Елизаветинского укрепления.

Система небольших военных постов и укреплений была создана на равнине для безопасности дорожного сообщения. Через Елизаветинское укрепление шла дорога от Владикавказа к Моздоку по землям, на которых впоследствии возникли Заманкул, Батако, Скуткох-Эмаус – преодолев Сунженский хребет, эта дорога выходила к Константиновскому укреплению (у будущего Пседаха) и далее вела в Моздок.

Селение Джанхота Дударова называлось по-осетински «Джанхоты хъæу». Новые поселения на равнине по осетинской традиции носили имена основателей. В тех особых случаях, когда на новое место переезжали большинство жителей горного селения, его название тоже выносили на равнину. Какадур, Карца, Цмити и другие примеры, дошедшие до нашего времени, хорошо известны. Поскольку горный Ларс был оставлен казне, его имя тоже вынесли на равнину.

Джанхотов-Ларс стоял на левом берегу Камбилеевки – на околице современного селения Зилга (напротив нынешнего Ног-Батако). А в 1814 г. примерно в километре выше по течению, но на правом берегу Камбилеевки, основал свое селение Тасултан Дударов. Он принадлежал семье, вышедшей из Балты и двумя годами ранее построившей селение Фыдхуз (Редант).

А следующей весной, в 1815 г., на левом берегу реки на равном расстоянии между «Джанхоты хъæу» и «Тасолтаны хъæу» возникло еще одно селение – «Гæбисы хъæу». Габис происходил из той ветви Дударовых, которой принадлежало селение Даллаг-Чми в Дарьяльском ущелье. Он был родным дядей (братом матери) знаменитого Муссы Кундухова.

Как показывают сохранившиеся документы, к Зилгинскому городищу переехали не только подвластные Дударовым горцы. Даже если все крестьяне, зависевшие от Джанхота, Тасолтана и Габиса, согласились переселиться, их было недостаточно, чтобы основать новые равнинные селения. Хорошо известно, что количество зависимых крестьянских дворов у знатного семейства редко доходило до десяти. Большинство жителей равнинных селений не только не были подвластны Дударовым, но даже происходили из других горных селений и обществ.

В начале XIX в. Дударовы были самой влиятельной фамилией высшего сословия в Тагаурском обществе Осетии. Их высокие амбиции подкреплялись не только удачным приобретением равнинных земель, но и офицерскими чинами, которыми правительство привлекало на службу осетинскую знать. Дударовы стали безоговорочными лидерами освоения Осетинской равнины – из 25 знатных тагаурцев, сумевших основать селения на равнине, восемь принадлежали этой фамилии.

Получая разрешение выселиться на равнину, они были уверены, что занятая земля отойдет в их вечную собственность, а потому занимали такие пространства, какие были в состоянии использовать. Чтобы увеличить число переселенцев, им предлагали льготные условия, освобождая даже собственных крестьян от феодальных повинностей.

Дударовы задавали тон и в подражании кабардинским князьям. По примеру кабардинской аристократии они старались приобрести дворян-вассалов, для чего приглашали к совместному переселению независимых осетин из благородных сословий.

Когда в середине XIX в. стало ясно, что государство считает занятые земли общими и не собирается наделять осетинскую знать княжескими привилегиями, именно эти несостоявшиеся вассалы возглавили жителей Джанхотова-Ларса и других селений в их решении размежеваться с Дударовыми. К чести всех участников, при «разводе» были соблюдены приличия и сохранено взаимное уважение.

Сохранились документы, позволяющие уточнить численность зилгинцев во второй трети XIX в. По данным 1838 г., в Ларсе – 45 дворов и 252 жителя, в Габисово – 22 двора и 123 жителя. В 1852 г. в Ларсе числились 44 двора, в Габисово – 37, в Тасултаново – 20.

В декабре 1850 г. к начальнику Владикавказского округа обратились доверенные «деревни Ларс, что по Камбилеевке». Они назвали точное число семей, не состоявших в зависимости, – 30 дворов. Остальные 14 дворов составляли сыновья Джанхота Дударова вместе с их подвластными.

Ларские старшины испросили у властей разрешения поменять местоположение своих жилищ и вскоре переместили усадьбы на высокий правый берег Камбилеевки, где находились обрабатываемые ими земельные угодья. Тем самым фактически совершилось территориальное слияние трех селений в одно общее поселение, за которым вскоре и закрепилось название местности Зилга.

Впрочем, для этого понадобилось несколько лет. В документах 1851 г., подписанных зилгинцами, они называют свое селение Камбилеевкой, или Камбилеевским аулом. В государственных документах 1852 г. три селения еще сохраняют прежние названия, но уже неотрывны друг от друга и всегда называются в одинаковой последовательности: Ларс-Габисово-Тасултаново – в соответствии с численностью жителей.

Слились и земельные угодья трех прежних селений: даже земельные споры тех лет с жителями Беслана и Батакоюрта описаны как общие, хотя Беслан расположен на юге, а Батакоюрт – на севере от Зилги. Наконец, в 1853 г. и в государственных бумагах появилось общее название – «аул у кургана Элберт».

В 1853–1856 гг. состоялось государственное межевание равнинных земель. Для защиты интересов государственной религии было решено расселить осетинских христиан и мусульман. Прежде они жили вместе и в горах, и на равнине. Теперь же впервые в истории Осетии должны были появиться христианские и мусульманские селения.

Одновременно происходило объединение небольших поселений в крупные села.

В первоначальном плане Зилга показана как христианское селение, однако реальная жизнь внесла коррективы в предположения чиновников. Во-первых, большинство зилгинцев оказались мусульманами. Во-вторых, власть из политических соображений предпочла расположить мусульманское население по границам осетинских земель.

Расселение по религиозному принципу происходило путем «обмена»: зилгинцы-христиане переехали в Хумалаг, а мусульмане из окрестных селений собрались в Зилге.

В окончательном распределении земли на правом берегу Терека «мусульманскому селению Зилги» было отведено 3375 десятин: по 33 десятины на 98 дворов, а также по 40 десятин для мечети и школы и еще 60 десятин для двух старшин. Съемка земли на местности и оформление планов завершились в 1856 г. Судя по документам, земля была отведена с некоторым запасом – так, в 1863 г. в Зилге было только 83 двора, в которых числились 567 душ (294 мужчины и 273 женщины).

В 1886 г., когда впервые была проведена перепись населения, в Зилге жили представители более полусотни осетинских фамилий. В 1910 г. в Зилге было уже 318 дворов и 1885 человек коренного населения, еще 42 жили постоянно, но в состав общины не входили.

В 1916 г. в Зилге 1994 жителя (1071 мужчина, 923 женщины), из них лиц духовного звания 13 (5 мужчин, 8 женщин), дворян и офицеров 34 (20 мужчин, 14 женщин), были зарегистрированы 22 торговых заведения.

По рассказам зилгинцев, после революции и Гражданской войны «золотым веком» была середина 1920-х гг. – эпоха НЭПа (новой экономической политики). Тогда в считанные годы произошло возрождение хозяйственных ресурсов Осетии, успешно развивалось кооперативное движение. С 1928 г. начинается следующий этап советской истории – на смену НЭПу пришла форсированная коллективизация сельского хозяйства. Светлые страницы колхозного строительства были омрачены драматическими сюжетами раскулачивания – несправедливой борьбы с зажиточным слоем сельских тружеников.

Незаживающей раной остались в памяти зилгинцев жертвы, принесенные на алтарь Великой Отечественной войны.

Весной 1944 г. началось насильственное выселение осетинских горцев на равнину, Советское государство использовало их для замещения депортированного населения. Одновременно Грузинская ССР спешила освободить от осетин Казбегский район и сократить численность осетин в Юго-Осетинской автономной области. После возвращения репрессированных народов в 1950-е гг. изгнанные осетины не смогли вернуться в разоренные горные селения. Для многих из них Зилга стала новым счастливым домом.

Большая часть первопоселенцев Зилги происходила из Тагаурского общества. А сегодня по фамильному составу зилгинцев можно изучать историю и географию всей Осетии.

В послевоенной истории Зилги центральное место занимают трижды орденоносный колхоз имени Х.Дзарахохова и сильная средняя школа, готовившая к жизни достойных и образованных людей. Зилгинцы бережно хранят память о выдающихся односельчанах, среди них – генералы Афако Фидаров и Александр Борукаев, революционеры Казбек Борукаев и Хаджимурат Дзарахохов, Герой Советского Союза Энвер Ахсаров, академик Рамазан Борукаев, спортсмен Саукудз Дзарасов, многие другие герои войны и труда, деятели образования, науки, культуры.

Созданные старшими поколениями традиции скромности и достоинства, бесценные примеры высокого духа, мужества и благородства – главное зилгинское богатство, позволяющее воспитывать детей и с оптимизмом смотреть в будущее.

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук, профессор,
директор Института истории и археологии РСО–А

«Северная Осетия», 02.10.2014