Осетия Квайса



Большой театральный успех начался с предвоенного «Отелло»

h-3-3Камилла БАДОЕВА

Шестьдесят лет назад во Владикавказе на сцене Осетинского театра была поставлена драма Шекспира «Отелло». С момента рождения Осетинского театра в ноябре 1935 года и по сезон 1940-1941 гг. на его сцене было поставлено 38 пьес. Но к первому юбилею – к пятилетию театра – был выбран «Отелло», и  именно этому спектаклю судьбой была уготована долгая сценическая жизнь и непреходящий зрительский успех.

Исполнивший главную роль в шекспировской трагедии тогда еще молодой Владимир ТХАПСАЕВ впоследствии получил всесоюзное и мировое признание, стал народным артистом СССР. О некоторых вехах его триумфального шествия в образе Отелло мы уже писали (читать – здесь и здесь). А сегодня мы предоставляем вниманию читателей первую рецензию, появившуюся в прессе на этот спектакль.

Шекспир на сцене осетинского театра

Прошло более трехсот лет с тех пор, как впервые прозвучала со сцены трагическая история благородного мавра Отелло, а великое творение Отелло продолжает потрясать сердца своей нечеловеческой силой.

Произведения Шекспира – вершина мировой драматургии, и каждый театр, приступая к постановке шекспировских пьес, держит экзамен на творческую зрелость.

Пятилетие своего существования наш национальный осетинский театр ознаменовал постановкой одной из лучших традиций Шекспира – «Отелло».

Трудно представить, что такой молодой и обаятельный красавец на сцене оказывался свирепым Отелло. Фото из коллекции Зои Дауровой.

Трудно представить, что такой молодой и обаятельный красавец на сцене оказывался свирепым Отелло. Фото В.Тхапсаева из коллекции Зои Дауровой.

Удалось ли театру справиться с той большой и ответственной задачей, которую он перед собой поставил, задачей ознакомить осетинского зрителя с Шекспиром так, чтобы зритель испытал при этом знакомстве подлинное художественное наслаждение?

На этот вопрос нужно дать утвердительный ответ.

Театр сумел передать зрителю дыхание больших, общечеловеческих чувств, которыми проникнута трагедия, и в этом заслуга всего творческого коллектива театра, постановщика спектакля Фотиева и, главным образом, исполнителя роли Отелло народного артиста Северо-Осетинской АССР Тхапсаева.

Шекспир не случайно называет своего героя «благородным мавром»: подлинное душевное благородство является характерной чертой Отелло.

Принято считать Отелло олицетворением ревности. Но это не так, и еще Пушкин с гениальной проницательностью заметил: «Отелло не ревнив, он доверчив».

Его благородной натуре чужда всякая ложь, он верит Яго, которого не раз называет «честный Яго». Доверчивый Отелло принял за чистую правду искусно сплетенную клевету Яго, и эта клевета вселила в нем убеждение в том, что за небесной красотой Дездемоны кроется дьявольское лицемерие и ложь.

Отелло убивает Дездемону за это мнимое лицемерие и ложь, за свою оскверненную, как он убежден, любовь.

Благородный мавр на всем протяжении трагедии верен себе, – убедившись в том, что он обманут не Дездемоной, а Яго, он убивает себя; он не может жить, совершив ужасное преступление, убив невинного человека.

Вот эти основные черты шекспировского героя – доверчивость и внутреннее благородство всех побуждений и поступков – с большой силой передает Тхапсаев.

Он прост, благороден и трогателен, и порой исполнение Тхапсаевым роли Отелло достигает огромной высоты.

Глубокий след оставляет у зрителя мастерство Тхапсаева, сумевшего понять душу Отелло и передать его чувства.

Исполнитель роли Яго – М. Цаликов не поднялся до такой высоты.

Тхапсаев силой своего таланта заставляет зрителя полюбить Отелло и поверить в то, что Дездемона полюбила «черномазого». Цаликов же не смог заставить зрителя ненавидеть Яго. Он создал этот образ  слишком однотонным, недостаточно ярким и убеждающим; в нем слишком много рассудка и слишком мало страсти, тогда как Яго кипит порочными страстями лицемерия, зависти, лжи, ненависти. Цаликов, бесспорно, талантлив, в его исполнении есть ряд удачных находок, но рядом с Отелло-Тхапсаевым Яго-Цаликов выглядит бледно.

Дездемона в исполнении Каряевой дышит кротостью, невинностью и трогательностью. Один из лучших образов в галерее шекспировских женщин намечен артисткой правильно, но работа над ним еще не доведена до конца: порой проскальзывает сухость тона, скованность движений и жестов, не показаны полностью смелость и решительность Дездемоны, порвавшей ради мавра с родительским домом.

Артист Точиев слишком оглупил своего Родриго, изображая его полным дурачком. Шекспировский Родриго не таков. Это недалекий умом щеголь, пылко влюбленный в Дездемону, готовый на все, чтобы завладеть ею.

Артист Баллаев удачно передает образ Кассио. Хороши паж Венеции (Токаев) и Брабанцио (Тотров).

Бьянка в исполнении Исаевой – живой полноценный образ, чего нельзя сказать об Эмилии – Каргиновой. Артистке не хватает той живости и легкости, которая необходима в этой роли.

Весь остальной состав исполнителей правильно понял свои задачи и бережно отнесся к Шекспиру, стремясь воплотить на сцене его замысел в каждой, даже маленькой роли. Это одно из достоинств спектакля, достигнутое постановщиком В.С. Фотиевым.

Просты и выразительны декорации художника Ткаченко; музыкальное оформление Полянича вплетается в ткань спектакля, срастается с ним.

Спектакль «Отелло» убедительно говорит зрителю, что молодой осетинский театр в состоянии ставить и разрешать большие творческие задачи.

П. ДЬЯКОНОВ

Газета «Социалистическая Осетия», 2 февраля 1941 г.