Осетия Квайса



Из золотом написанных страниц истории Осетии

// О книге М. Бетоевой и Т. Дзатцеевой «Дигорканал. Время • Люди • Судьбы»

Книга известных в республике журналистов Марии Бетоевой и Тамары Дзатцеевой, вписавших не одну строку в летопись средств массовой информации как печатных, так и электронных, не оставляет равнодушными людей, интересующихся историей Осетии.

В свое время я работал с авторами в редакциях газет, на телевидении и радио и хорошо помню, что во всех их материалах – от небольшой информации до очерка – чувствовались оригинальный почерк, умение видеть суть проблемы и делать ее достоянием общественности. В их работах всегда на первом плане – образ человека-созидателя. И теперь, когда они находятся чисто формально на заслуженном отдыхе, им некогда сидеть сложа руки, они не «слили чернила из ручек». В последнее время все чаще дают нам чувствовать, что их перья остаются такими же острыми, как тогда, когда они были штатными журналистами, и опишут еще жизнь многих прекрасных людей, творивших в разное время славные страницы истории, и своих современников.

Такую уверенность вселяет каждая строка из книги «Дигорканал. Время • Люди • Судьбы». Она вышла в издательстве «Проект-Пресс» объемом 17 печатных листов.

В центре внимания двух известных авторов, а после выхода книги, естественно, и читателя, оказались события 1926-1929 годов, связанные со строительством Дигорского обводнительно-оросительного канала. Это было одно из важнейших гидросооружений в национальных районах Северного Кавказа в довоенные годы. Если построенная на том же историческом отрезке времени Гизельдонская гидроэлектростанция осветила глубокие ущелья, помогла поднимать промышленность и крестьянское хозяйство, то Дигорский обводнительно-оросительный канал решил проблему пресной доброкачественной воды для ряда сел равнинной Дигории, Кировского района и Кабардино-Балкарии. Между прочим, канал по сей день служит людям, обеспечивая водой села некогда безводных районов Осетии. Кроме того, он насытил живительной влагой тысячи гектаров полей.

Авторы произведения подробно рассказывают о том, какие обстоятельства вызвали создание канала. Они не умалчивают многочисленные драматические моменты в процессе строительных работ. Хотя рассказ касается прошлого, но журналисты настолько «осовременили» тему, что актуальность и злободневность поднятых в ней проблем не могут не заинтересовать и сегодняшних читателей, круг которых достаточно широк. А это очень важно, так как в настоящее время мы как-то «отвыкли» от исторических книг, посвященных созидательному опыту предшествовавших поколений. Кроме того, когда общество захлестывают инновации, то так или иначе с течением времени уходят в забвение целые пласты памяти и культуры народа, его технических свершений. Да, такой парадокс, к сожалению, имеет место. Учитывая это, еще больше радует, что М. Бетоева и Т. Дзатцеева заслуженно высоко оценивают крупные достижения научно-технического прогресса и отдают должное тем героическим труженикам, которые в тяжелых условиях ручного труда создавали прочную базу для того, чтобы страна наша поднялась так высоко.

В актив авторов наряду со многими их находками можно включить то, что они уже во введении отмечают острую экологическую актуальность проблемы нехватки пресной воды в мире, проблемы, которая, возможно, когда-нибудь коснется и Осетии, несмотря на кажущееся благополучие в этой области.

Авторы «Дигорканал. Время • Люди • Судьбы», отдавая дань глубокого уважения и чести людям из поколения строителей социализма на территории Осетии, концентрируют внимание читателей на ряде проблем настоящего и, более того, заглядывают в будущее. Надо отметить, что для современной публицистики, тем более если она углубляется в историю, одним из важнейших элементов является поиск перспектив решения той или иной проблемы. Если подходить к работе с этой точки зрения, то ее можно приравнять к серьезным исследованиям важнейших аспектов истории Осетии 20–З0-х годов XX века. Видный представитель осетинской интеллигенции, ныне покойный Анзор Хачиров, одним из первых ознакомившись с рукописью книги, с удовольствием подчеркнул: «Авторы полагают, что в опыте прошлого мы сможем найти ответы на вопросы, которые уже стоят перед нами в области экологии».

М. Бетоева и Т. Дзатцеева точно и добросовестно извлекли материалы из архивной пыли, со страниц центральных и республиканских периодических изданий, использовали научную и иную литературу на избранную ими тему. Если добавить к этому их умение создавать светлые образы «облюбованных» ими героев-созидателей, «обыгрывать» факты и события таким образом, чтобы они несли в себе только позитив, то еще больше убеждаешься в том, что они смогли как можно полнее восстановить историю создания уникального гидротехнического сооружения в сложнейших условиях высокогорья и засушливого плато.

Вместе с тем, надо отметить, что еще одно очень важное историческое событие в Северной Осетии того же времени – строительство Гизельдонской ГЭС – в какой-то степени отодвинуло на второй план публичный показ трудового азарта созидателей Дигорканала. В то романтическое время ведущие авторы из крупных газет и журналов считали своим долгом и честью бывать в командировках на стройках, выраставших на просторах Советского Союза. Многих из пишущей братии манили горы и равнины Северной Осетии для того, чтобы увидеть грандиозную для того времени стройку ГизельдонГЭС и поведать о ней всей стране. Таким образом, стройка в Кобанском ущелье для журналистов и фотокорреспондентов превратилась в объект пристального внимания. Жизнь строителей гидроэлектростанции и ход работ находили достойное место в прессе. Газеты Осетии «Власть труда» (ныне «Северная Осетия») и «Р?стдзинад» с начала строительных работ взяли шефство над объектом.

В то же время об истории прокладки Дигорского оросительно-обводнительного канала пресса рассказывала скуповато, и наш современник может судить об этом только по немногочисленным официальным документам: протоколам, приказам, разного рода косвенным источникам информации, позволившим лишь отчасти сконструировать ход стройки. На страницах печати нет яркой летописи трудового подвига рабочих и инженерно-технических работников. К сожалению, это именно так.

И тем большей благодарности заслуживают М.Бетоева и Т.Дзатцеева, нашедшие в себе столько терпения, желания и, главное, журналистского задора, чтобы с высоты сегодняшнего научно-технического прогресса объективно взглянуть на дела, которые творились более 80 лет назад у нас. Удивляет предельная фактическая достоверность, с которой в книге повествуется о буднях строительства. Читатель легко замечает, что авторы не попали под влияние технической стороны дела. Еще один очень важный момент – живо написанная книга, которая, бесспорно, войдет в осетинскую научную публицистику, привлекает своей интересно выстроенной сюжетной линией, что способствует лучшему и наиболее полному показу перипетий истории строительства. Авторы смогли умело вывести свое повествование за рамки истории одного Дигорского канала.

После тщательного и всестороннего изучения всех материалов, учета мнений современных специалистов они уверенно заявляют, что оригинальный для своей эпохи проект и его претворение в реальность не могут не вызывать чувство гордости, восхищения энтузиазмом рабочих и инженерно-технических работников. В самом деле, если учесть, что строители не имели никакой техники, а располагали только киркой и лопатой и воздвигли столь грандиозное сооружение на высоте турьих троп, «протянули» искусственное русло через овраги, склоны, лесные чащи и топи, их смело можно называть отважными людьми.

Как отмечают авторы книги, на долю строителей Дигорского канала выпало немало исключительно серьезных испытаний. Они имели дело с почти недоступной местностью, с горной рекой Ираф, отличающейся коварным и неукротимым нравом. Однако, преодолевая массу трудностей на каждом шагу, строители Дигорской обводнительно-оросительной системы смогли сказать новое слово в мировой практике создания гидротехнических сооружений в горах. Они впервые в мировой практике возвели на горной реке не поперечные (как практиковалось до этого), а продольные дамбы. Как отметят позднее специалисты, рабочие и инженерно-технические работники сделали, по существу, открытие мирового уровня.

О Дигорском канале помнят, наверное, только представители старшего поколения, и то не все. Между тем в судьбах осетинского крестьянства он сыграл исключительно большую роль. Однако в последнее двадцатилетие он превратился в бесхозный объект. И правы авторы рецензируемого исследования, когда с тревогой пишут о сегодняшнем жалком состоянии канала. В самом деле, жители окрестных населенных пунктов, где раньше полнокровной жизнью жили крупные колхозы и совхозы, хорошо помнят, что в каждом хозяйстве были специалисты, отвечавшие за состояние участка канала на его территории. Не откладывая на завтра, немедля надо засучив рукава браться за серьезные ремонтные работы. Если это не будет сделано по доброй воле сегодняшнего поколения хозяйственников республики, то этого потребует потом сама жизнь, но уже куда большей ценой придется наверстывать упущенное. Не надо забывать о том, что Дигорский канал – это резерв Северной Осетии на будущее, ее золотой фонд, ее неприкосновенный запас на случай непредсказуемых катаклизмов и дефицита пресной воды. Хочется обратить внимание на то, что он может выдавать ежесуточно 370 тысяч кубометров пресной воды высокого качества.

 Важно, что впервые в данном труде называются имена тех, кому Осетия обязана появлением на ее земле уникального гидротехнического сооружения. Авторы заслуживают большой благодарности за восстановление справедливости в отношении создателей канала. Они возвратили осетинскому народу имена талантливых авторов проекта и руководителей стройки братьев Хаджимурата и Бахтынгирея Есиевых – видных, авторитетных в Осетии людей, жизнь и трудовая деятельность которых позволяет говорить о многомерности данного в книге среза жизни эпохи с его высоким накалом. Вызывают симпатии другие инженерно-технические работники, причастные к данному строительству, чьи выдающиеся технические решения и даже сами имена были преданы забвению. По-доброму сказано об участии многих ведущих ученых страны в области гидрогеологии, инженерной мысли, экономики и т. д. в проектировании и создании Дигорканала, консультировавших строителей, чьи решения играли важную роль с самого начала и до последнего дня стройки. Рассказу о создании Дигорканала, как отмечают многие читатели, придан широкий горизонт. Это сделано путем больших исторических вкраплений, содержащих монтаж фактов, событий и имен известных деятелей прошлого. Именно такой метод позволил им на основе ассоциативной связки проследить развитие основных тенденций в общественной жизни осетинского народа в ХVII–ХХ веках, в становлении его национального самосознания, в появлении и утверждении прослойки осетинской научной и технической интеллигенции, из которой вышли многие создатели канала.

В книге убедительно показано, что без помощи России невозможно было бы претворить в жизнь вековую мечту осетинского народа об обводнении засушливого Силтанукского плато, занимающего большинство пахотных земель Дигорского и Ирафского районов. Когда об этом читаешь подробно, когда встречаешься с сотнями фамилий и имен – героев эпопеи, то еще раз приходишь к твердому выводу о том, что никак нельзя из духовной жизни страны того периода вычеркнуть энтузиазм людей 20–30-х годов, с которым они трудились на подобных стройках. Их не сломили ни трудности Октябрьской революции и гражданской войны, ни материальные тяготы – они были переполнены жизненной энергией, верили в свою миссию облагораживания мира своим созидательным трудом и любовью. Авторы книги умело создали их многогранный коллективный портрет: от руководящих работников, таких, как видный государственный и общественный деятель Симон Такоев и его соратники. Именно они были настоящими новаторами и зачинателями многих исторически необходимых событий начального периода советского строительства в Осетии. Люди с горячими сердцами, искренне делающие все для блага страны, не только поддержали идею, но переварив и сделав ее достоянием общественности, мобилизовали тысячи сельчан на трудовой подвиг. На страницах книги публикуется много фотографий передовиков производства – мужчин и женщин, потомки которых и по сей день пользуются ими созданным благом – Дигорским каналом. По их поиску была проведена скрупулезная работа через родственников, проживающих в столице и многих селах республики. В сборе документальных свидетельств авторам большую помощь оказали в основном те, кто совсем еще в детском возрасте стали свидетелями стройки.

 Авторы произведения успешно справились с непростой задачей, требовавшей не только владения обширным материалом, но и умения его литературной обработки. В исследовании архивные материалы и другие документы облачены в такую форму, окрашены такой мягкой и теплой авторской интонацией, что легко увлекают читателя. Также умело использована статистическая информация об экономике сел районов, территории которых так или иначе связаны с Дигорским каналом.

…Один из моих близких друзей, с которым мы довольно подробно говорили о новой книге Марии Бетоевой и Тамары Дзатцеевой, вдруг спросил меня о том, не обнаружены ли мною какие-либо недостатки в ней.

«Я не искал в ней недостатки, – ответил я, – ну, а достоинств имеет многое множество».

Ахурбек МАГОМЕТОВ, доктор исторических наук, президент СОГУ
«Северная Осетия», 11.10.2012