Осетия Квайса



Валерий ГЕРГИЕВ впервые стал «народным» в родном Владикавказе

gergiev__1-1Всемирно известный дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий ГЕРГИЕВ – маэстро планетарного масштаба. Он работает с такими престижнейшими музыкальными коллективами, как Всемирный оркестр мира, Венский филармонический оркестр, оркестр Берлинской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, оркестр Шведского радио, Роттердамский филармонический оркестр.

Сегодня не счесть призов, наград и званий Гергиева. Он – народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, неоднократный обладатель «Золотой маски». В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро стал «Артистом мира ЮНЕСКО». И далее каждый год – российские и зарубежные ордена, медали, премии, титулы, одно перечисление которых займет немало времени.

А первое звание, которого был удостоен в январе 1980 года тогда еще молодой, подающий надежды дирижер, стало звание народного артиста Северной Осетии, в честь чего ровно 30 лет назад во Владикавказе, в государственной филармонии, состоялся концерт и торжественное чествование Гергиева. Об этом знаменательном событии газетная летопись сохранила подробный отчет.

ЭТИ ТВОРЧЕСКИЕ БУДНИ

Ровно семь лет отделяют недавно состоявшееся выступление Валерия Гергиева от того памятного вечера, когда он, еще студент третьего курса Ленинградской консерватории, впервые встал за дирижерский пульт нашего симфонического оркестра, чтобы исполнить большую и сложную концертную программу. Это был яркий дебют молодого музыканта. И всей своей дальнейшей творческой судьбой он подтвердил свое право на тот первый большой успех.

В 23 года он стал лауреатом Всесоюзного конкурса дирижеров, а менее чем через год столь же блистательно победил на труднейшем международном музыкальном турнире-конкурсе дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» в Западном Берлине.

Сегодня концерт в госфилармонии не совсем обычный. В его «программу» включено чествование Валерия Гергиева в связи с присвоением ему почетного звания народного артиста СОАССР. Приветствует артиста и вручает награду заместитель председателя Совета Министров республики С.Е. Ужегов.

За эти годы окрепло мастерство дирижера, талант его помножился на опыт. Уверенно и высокопрофессионально работает он с оркестром. Крепкая техническая оснащенность дает ему возможность быстро и эффективно решать поставленные задачи. Нельзя не отметить, в частности, зрелость и отточенность его мануальной техники (техники рук). Ясность дирижерского жеста, умение найти четкую пластическую адекватность эмоциональному строю музыки помогают ему держать крепкий контакт с оркестром, а музыкантам – мгновенно понимать намерения и требования дирижера. В таких случаях даже при отсутствии кропотливой репетиционной работы возможно свободное музицирование в процессе исполнения. По-видимому, эти качества дирижера (если учесть несколько сложные обстоятельства подготовки к концерту) очень способствовали тому, что исполнение Пятой симфонии Чайковского оставило столь яркое и цельное впечатление.

Центром программы стало исполнение двух концертов для фортепиано с оркестром Листа. Валерий Гергиев продемонстрировал здесь одно из ценнейших дирижерских качеств – большое мастерство в аккомпанементе, создав великолепный ансамбль солиста и оркестра.

О солисте Лексо Торадзе можно без колебания сказать, что это пианист самого высокого класса. Его игра произвела сильнейшее впечатление. Поразило сочетание романтической свободы исполнения и неуклонной логичности, строжайшей дисциплины музыкального мышления. Привлекло внимание полное отсутствие заштампованности в интерпретации. Необычайно масштабны его динамические градации. И трудно определить, что больше впечатлило – его подлинно листовские мощь и виртуозный размах или тончайшая грациозность в легких пассажах и фигурациях.

Лексо Торадзе – лауреат Всесоюзного и международных конкурсов в Америке и Италии. После блестящей победы на конкурсе Вана Клиберна в Техасе в 1977 году он совершил восемь длительных концертных турне по Америке, буквально покорив сердца американцев, в том числе известных музыкантов, таких, как Ван Клиберн, Элла Фитцджеральд, Оскар Питерсон. Об этом свидетельствуют многочисленные фотоснимки с автографами, материалы прессы. Сейчас он много гастролирует по Европе.

Валерий уже не первый раз выступает с этим замечательным музыкантом, очень рад их творческому союзу. Скоро им предстоит совместное выступление в Ленинграде с заслуженным симфоническим коллективом, руководимым Евгением Мравинским.

Характерной чертой дирижерской деятельности Валерия Гергиева является отсутствие у него узкого жанрового амплуа – оперного, балетного или симфонического дирижера. Он успешно и с удовольствием работает во всех этих жанрах.

Работа в ленинградском театре оперы и балета имени Кирова доставляет ему огромное творческое удовлетворение.

За три года работы он осуществил ряд самостоятельных оперных постановок. Таковы «Мазепа» Чайковского, «Манон Леско» Пуччини, «Трубадур» Верди, «Дон Паскуале» Доницетти.

Работа над спектаклями потребовала от молодого дирижера большого напряжения творческих сил и энергии. Приходилось постигать специфические задачи оперного дирижера. Ведь здесь большое значение приобретает контакт с режиссером, с певцом-актером. Непростая задача для молодого дирижера – найти путь к истинно творческому сотрудничеству с заслуженными, «именитыми» певцами, которыми славится театр, подчинить их единому творческому замыслу.

И все это время Валерий активно учился. Он учился у опытных театральных музыкантов, прислушивался к их советам, он умел учиться – а это чрезвычайно важно для любого молодого музыканта, иначе для него закроется путь к совершенствованию. Большинство этих постановок представляет капитальное возобновление спектаклей, очень обновился исполнительский состав; в него вошло много молодых талантливых певцов. В спектакле «Манон Леско» было подготовлено три полноценных исполнительских состава. Работа над одной из лучших опер Пуччини принесла Валерию огромное удовлетворение. В смотре театральных достижений, проводимом ВТО, эта его дирижерская работа была отмечена первой премией.

Очень удалась в стилистическом отношении комическая опера Доницетти «Дон Паскуале». Этот спектакль приобрел большое признание публики и, по-видимому, имеет хорошее будущее. Все его спектакли единодушно признаны очень удачными и идут с неизменным успехом.

Постепенно накопился достаточно широкий текущий оперный репертуар. В его творческих поисках – капитальное возобновление оперы Верди «Риголетто», постановка «Лоэнгрика» Вагнера, «Аиды» Верди.

Валерий Гергиев самостоятельно подготовил и ряд балетных спектаклей. Очень захватила его работа над премьерой «Гусарская баллада»  Т. Хренникова. Это необычайно яркий спектакль комедийно-героического плана. Интересная хореография, яркая танцевальная музыка, ее эмоциональная приподнятость, высокое мастерство исполнения определили большой успех балета. Высокую оценку дал спектаклю сам композитор Т.Н. Хренников.

Много удовлетворения доставила работа и над другими балетными постановками. Это балет на музыку Грига «Фея Рондских гор», балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». Готовится премьера балета Щедрина «Конек-горбунок».

Валерий счастлив, что работает с оркестром столь высокого класса, считает, что класс коллектива накладывает отпечаток на дирижера, определяет стиль и характер его работы.

Ничуть не меньше привлекает его и концертная деятельность. Он стремится к частым концертным выступлениям. Из наиболее интересных за последнее время он отмечает концерты в Минске, Риге, Новосибирске, Саратове. Сразу же после выступления в нашем городе он вылетел на гастроли в Минск. В этом месяце состоится его концерт в Москве с оркестром Московской филармонии. Валерий создал камерный оркестр из молодых музыкантов ленинградского театра. Несколько раз в году он дает концерты. Дважды за последнее время он концертировал в ГДР. Недавно принимал участие в Братиславских музыкальных торжествах в Чехословакии. Яркие впечатления и удовлетворение оставил не только успех собственных выступлений, знакомство с талантливыми исполнителями, но и интересные творческие встречи, контакты. Скоро предстоит концертная поездка в Будапешт, а затем гастроли в Югославии, выступление с великолепным оркестром Чешской филармонии в Праге. Но целью года Валерий считает запланированный концерт в Западном Берлине с оркестром Герберта фон Караяна. Особая ответственность этого события определяется не только высочайшим международным авторитетом этого оркестра, но и очень удачным выступлением Валерия с этим коллективом на международном конкурсе дирижеров. В планах театрального сезона 1981-1982 гг. длительные гастроли в Париже, Швейцарии.

Валерий всегда с большим удовольствием приезжает в свой родной город. Ему хочется укрепить контакты с нашей композиторской средой, пропагандировать осетинскую музыку. Он благодарен нашему отделению Союза композиторов за приглашение принять участие в недавно состоявшемся пленуме, которым он, к сожалению, не смог воспользоваться из-за гастрольной поездки. Летом надеется сотрудничать с нашим музыкальным театром.

Как-то уж принято называть трудовыми буднями ежедневную, активную, напряженную работу. Но если она приносит огромное удовлетворение и радость, разве не становится она праздником?

Именно такие будни составляют суть и смысл жизни любого художника и, конечно, нашего талантливого музыканта Валерия Гергиева.

Л.ЛЕВИТСКАЯ, музыковед,
газета
«Социалистическая Осетия», 8.01.1981