Осетия Квайса



Листая старые подшивки. Как Дударова на острове Свободы «побила все рекорды по овациям»

Ровно 50 лет назад, весной 1969 года, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР и народная артистка РСФСР, первая в СССР женщина-дирижер Вероника ДУДАРОВА во главе Московского государственного симфонического оркестра выехала на гастроли на Кубу. И очаровала ее.

Сделать это было не так просто, как кажется. Кубинцы – народ хотя и музыкальный, но вряд ли бы впали в восторг от классической музыки, если бы она не была преподнесена с такой энергией и таким темпераментом, какие продемонстрировала Дударова.

Успех был настолько неординарным и впечатляющим, что о нем написала главная газета страны в области культуры. Воспроизводим эту публикацию.  

«Вероника ДУДАРОВА покорила Кубу»

TАКИМИ словами кончается одна из многих рецензий-откликов на выступления народной артистки РСФСР Вероники ДУДАРОВОЙ во главе Нацнонального симфонического оркестра. И каждый из двух концертов советского дирижера в гаванском театре «Амадео Рольдан» стал подлинным триумфом зрелого мастерства Вероники Дударовой, триумфом советской фортепианной школы, которую с таким достоинством представляла Нелли Акопян. Советская пианистка выступила перед кубинскими слушателями во втором концерте. Обратимся к статье музыкального критика Анхеля Васкеса Мильяреса, опубликованной в газете «Хувентуд Ребельде»:

«…Я был одним из тех, кто с недоверием смотрел на жест, выходящий за привычные для нас рамки дирижерской лаконичности. Дударова заставила нас изменить привычную точку зрения. Советский дирижер добивается высокого уровня звучания всего оркестра, демонстрируя свой неповторимый стиль исполнения, И разгадка тому – ее жест. Удивительный, действенный жест Дударовой».

Автор рецензии с восхищением отмечает разнообразие репертуара концертов В.Дударовой: 5-я Симфония Шостаковича н произведения Равеля (в первом. концерте исполнялись «Вальс», «Павана нa смерть инфанты» и «Болеро»). Во втором концерте исполнялись 4-я симфония Брамса, концерт для фортепиано с оркестром Шумана.

Поэтичность, элегантность, строгость, уверенность, чистота изложения авторского замысла, способность выявить до максимума творческий потенциал оркестра – всеми этими качествами, по мнению кубинских критиков и музыкальных деятелей, обладает советский дирижер. Выяснилось, что Вероннка Дуларова – третья женщина-дирижер, побывавшая на Кубе за полстолетия.

Тридцать лет назад здесь концертировали Этель Легинская и Эмилиана Субельдиа, проявившие себя также как незаурядные музыканты. Однако, по признанию критиков, их интерес к «экзотичности концерта» сменился восхищением после первых же сыгранных тактов. Недаром кубинский композитор Харальд Граматчи заявил, что дирижерская манера Дударовой – страстная, выразительная – напоминает ему почерк лучших дирижеров мира.

Вероника Дударова завоевала не только симпатии слушателей, не только побила все рекорды по овациям, звучавшими в последние годы под сводами театра «Амадео Рольдан». Не лишним будет упомянуть, что сейчас на Кубе – разгар весны, а это означает, что на улице днем – под тридцать градусов жары, ну а в зале – чуть поменьше. И, несмотря на это обстоятельство, переполненный зал (и автор этих строк в том числе) полчаса «отбивал» ладоши, заставляя дирижера вновь и вновь подниматься на подиум.

Вероника Дударова за две недели работы с Национальным симфоническим оркестром, несмотря на свою требовательность и _ железную дисциплину, покорила буквально всех. Кубинский журналист Календас Крус, взявший интервью не у дирижера, а о дирижере, пишет: «Вот что говорят оркестранты, которые имели радость работать с Вероникой Дударовой:

РОБЕРТО САНЧЕС, бас-кларнет: «Дударова – великолепный дирижер, великолепный человек. Ее сердечное отношение к оркестрантам заставляет нас даже на репетициях «отдавать» все наши силы. Естественно, это дает блестящие результаты на концертах».

ОРЕСТЕС УРФЕ, контрабас: «В «Вальсе» Равеля Дударова дирижировала так, что напоминала художника, работающего тончайшей кистью и создающего богатейшую гамму красок на своем полотне. Изумительный дирижер!»

Я прошу Веронику Борисовну поделиться с читателями «Советской культуры» впечатлениями о первых выступлениях на Острове Свободы.

– Как и каждому советскому человеку, – говорит дирижер, – мне близки радости и заботы кубинского народа. Вот почему каждый раз, когда по радио звучит фраза: «Говорит республика Куба, первая свободная территория Америки!», я испытываю глубокое волнение.

– На мой взгляд, – продолжает Вероника Борисовна, – кубинцы — народ с врожденной музыкальностью. Я убедилась в этом и по той чуткой реакции, которую наблюдала на симфонических концертах, слушая концерты народной и, как у нас принято говорить, «легкой» музыки. Познакомилась с творчеством любимых кубинцами исполнителей этого жанра, в первую очередь песнями Элены Бурке. Мне удалось посмотреть спектакль «Балета современного танца», в котором сильнейшее впечатление производит Хорхе Бероа, композитор-пианист, чтец-декламатор, певец. Меня, как каждого музыканта, потрясает пластичность, грациозность, художественный вкус этого народа. Даже самый серьезный музыкант, скептически относящийся ко всему, что не подходит под определение «классика», не может оставаться равнодушным перед праздником кубинских народных ритмов и мелодий.

Дирижер особо останавливается на том, какое удовольствие доставила ей работа с Национальным симфоническим оркестром Кубы, подчеркивает «самоотдачу» оркестрантов, говорит о больших возможностях этого крупного музыкального коллектива, о прекрасной музыкальной библиотеке, которая позволит расширить и обогатить репертуар оркестра.

– Гастроли советских музыкантов на Кубе прошли с успехом, – добавляет Вероника Борисовна, – в этом большую роль сыграла прекрасная организация нашего пребывания. За это большое спасибо Национальному совету по культуре Республики Куба.

На столе лежат партитуры кубинских произведений «Монте Рус», так называется симфоническая поэма о кубинском крестьянстве, которую написал один из старейших композиторов Кубы – Руис Кастельянос Пабло.

«Веронике Дударовой – великолепному дирижеру, человеку, рожденному с арфами и струнами в руках», – гласит дарственная надпись на партитуре.

Л. НОВИКОВА
Газета «Советская культура», 12 апреля 1969 г.