Осетия Квайса



Езетхан УРУЙМАГОВА шла навстречу новой жизни

325 декабря исполнилось 105 лет со дня рождения осетинской писательницы Езетхан Уруймаговой, которая в советский период получила известность после написания романа «Навстречу жизни». Несмотря на то, что роман носил свойственный тому времени «классовый» характер, многие его страницы реалистично обрисовали картину жизни в дореволюционной Осетии.

45 лет назад, к 60-летию рано ушедшей из жизни писательницы, в газете «Социалистическая Осетия» напечатал юбилейную статью один из самых глубоких литературоведов республики Девлет Гиреев. И хотя статья тоже носила соответствующий идеологический отпечаток, она остается интересной и актуальной и сегодня, как остается жизненным и востребованным творчество Езетхан Уруймаговой.

Щедрый талант

Девлет ГИРЕЕВ

Шестьдесят лет назад, 12 (25) декабря 1905 года, в семье крестьянина селения Дигора Алимарзы Уруймагова родилась седьмая дочь. Ее назвали Езетхан. Это событие не принесло радости бедной, безземельной семье. Но именно этой дочери Алимарзы Уруймагова суждено было стать в будущем известной писательницей и занять в истории литературы своего народа видное место.

Трудным был путь Езетхан в литературу. Суровое детство, нужда, учеба урывками, сопровождаемая постоянными заботами о пропитании. Лишь после Октябрьской революции будущая писательница получила возможность завершить свое образование: сначала она окончила среднюю школу, а затем педагогический институт в Орджоникидзе.

Любовь к художественному слову у Езетхан стала развиваться еще в детстве. И в этом решающую роль сыграл ее отец. Обладая великолепной памятью, он был большим знатоком осетинского фольклора и великолепным рассказчиком. Его дочери особенно любили долгие зимние вечера, когда он, собрав их вокруг себя, рассказывал сказки или, аккомпанируя себе на старинном народном инструменте, напевал о подвигах нартских богатырей. В этих напевах вставали живые страницы героической истории родного народа. Они учили понимать силу и красоту художественного слова.

Позднее, когда Уруймагова овладела грамотой, русские классики открыли ей новые миры человеческих чувств и стремлений. Забравшись в укромный уголок, девочка Езетхан могла по нескольку раз перечитывать попавшую ей в руки книгу, а наиболее яркие описания тургеневского пейзажа переписывала в тетрадь, а затем заучивала наизусть. Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Толстой, Горький и Коста Хетагуров стали ее любимыми писателями.

Первые литературные опыты Уруймаговой относятся к концу двадцатых годов. С того времени она записывала рассказы бывалых людей, делала наброски бытовых сцен, воспроизводила яркие портреты, характеры встречавшихся людей. За десять лет скопился огромный жизненный материал, обилие которого привело писательницу к большому замыслу: она решила создать произведение о прошлом своего народа, о его борьбе за новую жизнь, за счастье.

Но для этого потребовалось много труда, упорной учебы, овладения писательским мастерством, культурой… И Езетхан шла к своей заветной цели через все преграды. Были падения, взлеты, ошибки, неудачи и снова непреклонное стремление вперед и вперед… Но зато, когда в 1948 году плод ее многолетней титанической работы – первая книга трилогии «Навстречу жизни» – стал достоянием читателей, она с восторгом писала своему наставнику и другу Николаю Семеновичу Тихонову:

«В моих ученических дневниках переписаны целые страницы из Тургенева и сделаны приписки: «Что такое счастье?» И ответ: «Написать книгу по-русски». Следовательно, я имею право сказать: «Я счастлива».

И после этого очень важного события в ее жизни, события, которым она была признана как писатель далеко за пределами Осетии, все ее помыслы и усилия были направлены на завершение трилогии. Это произведение по своему замыслу было огромным. Оно должно было показать судьбы осетинского народа на великих исторических рубежах. Оно показывало крушение старого мира, народных богатырей, сокрушающих его, и героев – созидателей новых человеческих отношений. часть из этого большого замысла писательнице удалось осуществить. Ранняя смерть в мае 1955 года оборвала ее работу над второй книгой трилогии.

Езетхан Уруймагова принадлежала к числу тех литераторов, которые всегда ощущают острую потребность быть в гуще всех событий современности. Вот почему, помимо своей основной творческой работы над романом, она отдавала много сил публицистике, рассказам, очеркам, драматургии. Так, с 10 мая 1948 года на сцене Северо-Осетинского драмтеатра шла пьеса «Враги» («Саниат Гуларова»), написанная Уруймаговой по мотивам своего романа. Позднее на материале колхозной жизни она создала комедию «Знатная невеста» и историко-революционную драму «На восходе».

недавно местное издательство выпустило сборник рассказов, очерков и статей Уруймаговой под названием «Седьмой сын». В книге собраны произведения, которые частью были опубликованы при жизни писательницы, а в большинстве оставались неизвестными читателю, т. к. по тем или иным причинам в свое время не увидели света. Думается, что и это издание еще не дало полного представления  о наследии Е. Уруймаговой, и поиски ее неопубликованных произведений должны продолжаться.

Очень коротким был творческий путь Е. Уруймаговой после опубликования первого произведения. Всего несколько лет. В литературу она пришла уже зрелым человеком. Она много видела и знала. Она много думала. Обо всем этом ей хотелось рассказать людям, помочь им найти счастье. В своих чувствах она была очень искренна, в своих произведения – очень эмоциональна.

Короткий творческий путь Уруймаговой – это постоянные поиски места в искусстве социалистического реализма. Осетинка по рождению, страстно любящая свой народ, она была беззаветно предана ленинской идее интернационализма. В русской культуре она видела вечно живой и благотворный источник для духовного роста родного народа.

Созданные главным образом на русском языке ее произведения не утратили национального аромата и своеобразия, того народного духа и очарования, которым отмечены подлинные произведения искусства. В них читатель находит удивительно гармоническое  сочетание всего, что могла дать писателю художественная культура родного осетинского народа, его дух и характер, с тем, что пришло от богатств великого русского языка, русской литературы с ее колоссальным опытом и добрыми традициями.

Пример творческой деятельности писательницы-осетинки представляет ценность не только для истории литературы Осетии, но и для других кавказских литератур. гармоническое единство в произведениях Е. Уруймаговой чисто национального и общесоветского, осетинского и русского, как раз и является ярким примером, характеризующим те качественные изменения, которые происходят на наших глазах в многонациональной советской литературе. В этом одно из проявлений новаторства Е. Уруймаговой.

Творческое наследие писательницы-коммунистки Е.Уруймаговой проникнуто подлинной партийностью. В нем – высокая идейность и страстность, значительность тематики, и активное отношение к жизни, эстетическая культура и совершенство формы. Все это выдвинуло роман «Навстречу жизни» в число лучших произведений послевоенной литературы Осетии. И если б не ранняя смерть, Е. Уруймагова создала бы «еще не одно произведение, которое было бы украшением советской литературы». С этой оценкой Н. Тихонова нельзя не согласиться.