Осетия Квайса



Весна. Джаз. Владикавказ

Ольга РЕЗНИК

IMG_1887Слова, вынесенные в заголовок давно уже стали своеобразным слоганом ежегодного джазового фестиваля, который, начиная с 2000 года, проводится во Владикавказе в первые дни весны. Десять лет – это дата, подтверждает душа музыкального форума, руководитель Национального эстрадного оркестра Республики Северная Осетия-Алания им. Кима Суанова, композитор, заслуженный деятель искусств России Николай Кабоев. Однако сам дирижер и неизменный ведущий концертов, на которых царит его величество джаз, он в то же время считает, что десять лет – это капля в море, когда речь идет о столетнем старце – джазе. Если уж быть до конца точным, то в этом году ему исполнятся не 100, а 99 лет. Но и эта солидная, хотя и не круглая дата – тем не менее, повод тряхнуть стариной.

Основные вехи развития джаза за минувший век и попытались проследить джазмены из Национального эстрадного оркестра, чье творчество пользуется большой популярностью в Северной Осетии. Свидетельство тому – переполненный зал Русского драматического театра, который едва ли мог вместить всех желающих, где, словно гроздья винограда, свисали с балконов восторженные юные меломаны, не поместившиеся в партере. В самом начале концерта они скандировали: «С днем рождения!» Поздравления, как оказалось, были адресованы Николаю Кабоеву, которому аккурат в день проведения концерта, то есть 2 марта, исполнилось 56 лет. В свою памятную дату маэстро сделал музыкальный подарок любителям джазовой музыки, а сам принимал поздравления только в виде аплодисментов и букетов цветов, которых в этот вечер было преподнесено немало.

Аслан ТЕБИЕВ.

Аслан ТЕБИЕВ.

Начался концерт с исполнения джазовой пьесы «Танцы в час ночи» знаменитого Канта Бэзи. После этого слушатели при помощи музыкантов перенеслись в далекие 30-годы. Прозвучали композиция пианиста, аранжировщика, композитора и бэнд-лидера Дюка Эллингтона и неувядающий шлягер всех времен «Неудачное свидание» одного из родоначальников советского джаза, пианиста, композитора, аранжировщика, дирижера и руководителя оркестра Александра Цфасмана.

В начале сороковых, продолжил свой рассказ Николай Кабоев, джазовая музыка завоевывала все новые просторы. Практически в каждом городе появились свои биг-бэнды. Даже мировая война не смогла остановить это движение. Как тут не вспомнить американского джазового саксофониста и композитора Чарли Баркера?

G_1908Не обошлось и без воспоминаний о самом популярном музыкальном фильме всех времен и народов «Серенада солнечной долины» режиссера Брюса Хамберстоуна, в съемках которого участвовал неподражаемый оркестр Гленна Миллера. Несколько мелодий из ставшей классикой кинокартины (автор музыки – Хэрри Уоррен), в том числе и «Chattanooga Choo Choo», знакомая, несомненно, многим, даже тем, кто никогда не видел фильм, вновь прозвучали в исполнении оркестра им. Кима Суанова.

А музыкальная экскурсия, между тем, продолжалась. В концертной программе одна за другой звучали пьесы Гленна Миллера, Херби Хэнкока, американского джазового пианиста и композитора, одного из наиболее влиятельных музыкантов XX века, Уильяма Хэнди, американского композитора и трубача, «отца блюза», в чью честь в 1938 году джаз впервые зазвучал в престижнейшем концертном зале Карнеги-Холл, Чика Кориа, американского джазового музыканта и композитора, многократного обладателя премии «Грэмми» и других.

Артур НАЛБАНДЯН.

Артур НАЛБАНДЯН.

Оркестр звучал слаженно и торжественно, публика была в восторге. Дирижер, казалось, сам получал нескрываемое удовольствие от всего, что происходило на сцене и в зале. Солировавшие в разных произведениях музыканты – саксофонисты Артур Налбандян, Олег Диамбеков, Юрий Красильников, трубач Аслан Тебиев, клавишница Елена Кабоева, гитарист Владимир Сергеев, скрипач Эдуард Маркарян, трубачи Анатолий Абаев (старейший джазмен в республике) и Алексей Лазаров играли свои партии самозабвенно. На смену Алексею Лазарову пришел его сын – юный музыкант Дмитрий Лазаров. Под гром аплодисментов он исполнил блюз Уильяма Хэнди, написанный еще в 1914 году.

Познакомив слушателей еще с таким музыкальным направлением, как прогрессивный джаз, музыканты совершили поворот к джазу вокальному. И первым делом речь пошла о знаменитом бродвейском мюзикле «Хелло, Долли», показанном впервые в театре Сент Джеймс 16 января 1964 года. А в 1969 году на экраны вышел фильм с аналогичным названием, роль Долли в котором сыграла знаменитая актриса Барбара Стрейзанд. У владикавказцев, однако, не замедлила появиться своя Долли. В ее облике предстала необыкновенно артистичная Залина Дзахоева. Потом несколько джазовых «вещичек» исполнил неувядающий Сетрак Налбандян.

А под занавес музыканты попотчевали публику Джоржем Гершвином, чьи произведения пронизаны единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не

Залина ДЗАХОЕВА.

Залина ДЗАХОЕВА.

отворачиваться высокомерно от звучаний улицы, дансинга, от песни негритянки, стирающей белье, от доморощенного джаза в угоду джазу архисложному, не возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. В исполнении солистки Театра оперы и балета РСО-Алания Елены Скалдиной в сопровождении Национального эстрадного оркестра прозвучала ария Клары из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».

В завершении концертной программы оркестр исполнил еще джазовую пьесу одного из основоположников стиля джаз-фьюжи Джо Завинула, необыкновенно популярного в середине 70-х годов.

Уже после того, как отгремели все аплодисменты, Николай Кабоев ко всеобщему удовольствию пообещал, что с учетом того, что во Владикавказе оказалось столь много поклонников джазовой музыки, 1 апреля состоится еще один концерт Государственного национального эстрадного оркестра им. Кима Суанова. И это отнюдь не первоапрельская шутка.