Осетия Квайса



Театральный роман

Ольга РЕЗНИК

1В Национальной научной библиотеке Северной Осетии в рамках программы содружества творческой интеллигенции «Культура Осетии» состоялась первая встреча из нового цикла «Творческая семья». Гостями вечера стали народный артист России, директор Русского театра Владимир Уваров и его супруга, ведущая актриса этого же театра, заслуженная артистка России Наталья Серегина.

Эта супружеская пара давно стала своеобразным символом Русского театра. А театральный роман длится вот уже четверть века. Владимир Уваров и Наталья Серегина узнаваемы, талантливы, активны, они прекрасные рассказчики и остроумные собеседники. И потому встреча с ними стала настоящим подарком для любителей театрального искусства.

Само собой, разговор о личном счастье, так или иначе, переходил в разговор о его величестве театре. Возможно, потому «театр» и «счастье» для героев встречи – понятия неразделимые. В любви к Осетии и к Русскому театру Владимир Уваров может признаваться бесконечно. Ведь это они подарили ему любимую работу, жену и родину. Относительно родины кто-то может удивленно пожать плечами. Кто угодно, только не Владимир Иванович. Дело в том, что он вырос в семье военного, и потому с раннего детства приходилось часто менять место жительства. Пятнадцать лет своей жизни прожил в Курске и вот уже 25 –во Владикавказе, где родилась Наталья Серегина. Ведь родина, по мнению Владимира Уварова, – это то место, где чувствуешь себя комфортно, где ты востребован, где родились дети, где живут твои друзья.
В столицу Северной Осетии молодой актер попал в 1982 году как будто случайно. Хотя случайностей на самом деле не бывает. Получив приглашения из трех театров – ульяновского, ставропольского и нашего, он выбрал тот город, откуда можно было без пересадок добраться до Курска, в котором жили родители.

5Во Владикавказе Владимиру Уварову сразу же была предложена главная роль в спектакле по пьесе Мольера «Жорж Данден». Его партнершей на сцене стала Наталья Серегина, игравшая Клодину. Она покорила сразу – как актриса, как человек, как прекрасная женщина. Выпускница факультета музыкального театра ГИТИСа, ученица знаменитого Георгия Анисимова, она прекрасно поет. Владимир Иванович до сих пор смотрит на жену, исполняющую романсы, с восторгом и восхищением.

Конечно же, Наталья порадовала участников встречи своим пением. Вместе с мужем они сыграли сцены из спектаклей «Каждые семь лет страсти», «Пять вечеров». И ответили на вопросы поклонников их таланта. «В последние годы театр стал чаще выезжать на гастроли», – заметил кто-то из зала. «Нет, в последние годы театр перестал выезжать на гастроли, ибо это накладно», – парировал Владимир Иванович. И продолжил: «Но если театр перестает куда-то выезжать, он умирает. Нужно выходить на сцену перед разным зрителем, нужно развиваться, не стоять на месте».
Тем не менее, Владимир Уваров рассказал о недавних гастролях театра. В Махачкале они пришлись на священный месяц Рамадан. Но, несмотря на это, в зрительном зале был аншлаг. Рассказал он и о триумфальном участии в фестивале «Островский в доме Островского», который проходил в Москве на сцене Малого театра. Владикавказский «Банкрот» в постановке Модеста Абрамова покорил сердца зрителей. Хочется верить, что новые гастроли и фестивали еще впереди.

Пришедшие на творческий вечер могли увидеть и фотографии из семейного альбома Уваровых. Они одна за другой выводились на экран. И в них опять-таки – история театра. Сцены из спектаклей «Рядовые», в котором Наталья играла узницу концлагеря, а Владимир ее освободителя, «Отелло», где он – Яго, она – Дездемона (роль Отелло играл легенда осетинской сцены Бимболат Ватаев), «Вишневый сад» с Раневской-Серегиной и Лопахиным-Уваровым.

2Роль Раневской, по мнению Владимира Ивановича, – самая лучшая из ролей супруги. В «Вишневом саде» она играла трогательно и проникновенно. «Так не играют, так умирают на сцене», – убежден Владимир Уваров. А какой она была Екатериной, каким он был Меньшиковым в «Придворной комедии» по Григорию Горину!

На следующих фотографиях – страницы совсем другой истории, действующие лица которой банк Москвы, Московский ТЮЗ и все остальные участники проекта по психологической реабилитации детей, переживших трагедию в Беслане. Все спектакли в рамках проекта проходили на сцене Русского театра. Еще одна фотография – с конгресса народов Юга России, участником которого был Владимир Уваров. И, наконец, снимок, сделанный в Малом театре в кабинете его руководителя Юрия Соломина. Новая встреча, должно быть, уже не за горами: грядут Дни Северной Осетии в Москве. И актеры нашего Русского театра вновь будут играть на сцене Малого…

Что только ни интересовало участников встречи. И то, как строятся взаимоотношения с молодыми актерами, которых в Русском театре немало, но которые при этом не обделены ролями. И то, как оценивает худрук и директор театра новую постановку Валерия Попова «За закрытыми дверями» по пьесе Сартра, премьера которой состоялась недавно на малой сцене. А малая сцена – это всегда эксперимент, это хорошая школа для актеров.

На главный же вопрос, где черпают вдохновение Наталья Серегина и Владимир Уваров, последовал дружный ответ: «В семье, в любви, в дружбе, в творчестве».

4