Осетия Квайса



Театральному фестивалю «Сцена без границ» пожелали безграничной жизни

Ольга РЕЗНИК

RWNV_Как один день, пролетела фестивальная неделя во Владикавказе. В зрительном зале академического Русского театра им. Е. Вахтангова, где один за другим знакомили со своим творчеством зрителей русские театры Северного Кавказа, был неизменный аншлаг. Вслед за артистами из Кабардино-Балкарского русского драматического театра им. Горького, показавшего спектакль по пьесе В. Константинова и Б. Рацера «Невеста из Имеретии» в постановке Султана Теуважева, на сцену вышли творческие коллективы из Калмыкии, Ингушетии. А завершающим аккордом фестиваля стали спектакли Русского и Осетинского театров Республики Северная Осетия-Алания, показанные 19 декабря, в день закрытия IV фестиваля театров Северного Кавказа «Сцена без границ».

Современное и довольно своеобразное прочтение Мольера представил на суд жюри и зрителей Калмыцкий республиканский русский театр драмы и комедии, привезший во Владикавказ спектакль «Тартюф» в постановке Николая Никольского. Талантливая игра актеров и сегодняшнее переосмысление вечных тем показали, что Мольер ныне актуален, как никогда. Вот что значит классика, которая потому, наверное, и классика, что была написана будто сегодня утром!

"Тартюф" по-калмыцки.«Тартюф» по-калмыцки.

По окончании спектакля основатель и генеральный директор театра из Элисты, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия

Валерий Хотлин, согласно древней калмыцкой традиции, пожелал фестивалю во Владикавказе «Сцена без границ» белой дороги и подарил хозяевам – министру культуры РСО-Алания Фатиме Хабаловой и директору Русского театра Владимиру Уварову – символичные этой традиции белые шарфы.

На следующий день на этой же сцене шел уже спектакль Русского государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия по пьесе Г. Горина «Убить Герострата» в постановке народного артиста Республики Ингушетия Ахмеда Льянова. Выбор именно на это драматическое произведение пал неслучайно. По словам художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Микаэла Базоркина, полгода назад экстремистами было сожжено здание театра. Премьера спектакля «Убить Герострата» состоялась на обожженной сцене. «Это был наш ответ экстремизму языком искусства», – заметил Микаэл Базоркин.

Фатиме Хабаловой и Владимиру Уварову вручили белые шарфы - на удачу.Фатиме Хабаловой и Владимиру Уварову вручили белые шарфы – на удачу.

Спектакль «Убить Герострата» творческий коллектив из Ингушетии уже показывал на фестивале в Махачкале и в Грозном. Пришел черед и владикавказским зрителям, оставаясь в настоящем, перенестись в далекое прошлое, в те времена, когда в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды, строившийся на протяжении ста лет.

По окончании спектакля Владимир Уваров поблагодарил коллег из Ингушетии за участие в фестивале. Они приехали во Владикавказ на другой день после трагических событий в республике, где 17 декабря прогремел взрыв, унесший человеческие жизни. «Язык театра, быть может, сумеет победить это мракобесие, эту вакханалию», – сказал Владимир Уваров. Микаэл Базоркин, в свою очередь, выразил надежду, что между театрами из Осетии и Ингушетии в скором будущем состоятся обменные гастроли. «Кто, как не мы, должны сделать все возможное, чтобы наша молодежь улыбалась друг другу при встрече», – заметил он.

Сцена из спектакля "Зойкина квартира"Сцена из спектакля «Зойкина квартира»

Вчера, в последний фестивальный день, зрители увидели сразу два спектакля. Днем Северо-Осетинским государственным академическим театром им. В. Тхапсаева была показана притча-сказка «Черная бурка» мэтра осетинской национальной сцены, народного артиста РФ, режиссера Г. Хугаева, по чьей инициативе идея проведения театрального фестиваля во Владикавказе обрела в свое время плоть и кровь. А вечером спектаклем Русского театра им. Вахтангова «Танго на закате» по пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Марий-Эл, режиссера Малого театра России Владислава Константинова фестиваль завершил свою работу.

Актеров (а в спектакле по пьесе М. Булгакова, который именно во Владикавказе писал свои первые пьесы и ставил их на этой сцене, была занята практически вся театральная труппа) и гостей IV фестиваля театров Северного Кавказа зрители приветствовали стоя. Всем участникам театрального форума были вручены дипломы и памятные подарки.

«Ничто так не способствует сближению, как фестиваль», – сказал напоследок Владимир Уваров. И добавил: «Не хочу никого обидеть, но мы еще раз заявили о том, что центром культуры на Северном Кавказе является Осетия».

«Театр – это то, что делает нас лучше, это самый короткий путь к взаимопониманию», – заметила Фатима Хабалова.

Подвела итог всему сказанному председатель жюри фестиваля, театральный критик из Ганновера, обладательница многих международных титулов Нина Мазур. Накануне она встречалась в Доме искусств с творческой интеллигенцией и поделилась своими мыслями о современном европейском театре, заполненном абсурдом, похабщиной и бессмыслицей, а также об исповедальном жанре монотеатра (Нина Мазур является президентом международного форума монотеатра), который в настоящее время весьма популярен. Она пожелала «Сцене без границ» безграничной жизни, а Осетии – мира, покоя и благоденствия.

Нина Мазур: "Сцене без границ" - безграничной жизни!". Нина Мазур: «Сцене без границ» – безграничной жизни!».

Со словами благодарности к хозяевам фестиваля обратился и гость из Калмыкии Валерий Хотлин. Он признался, что никому из участников театрального форума не хотелось уезжать из Осетии. А у него самого была давняя мечта – побывать во Владикавказе. Теперь она сбылась и появилась новая – приехать в город на Тереке вновь.