Осетия Квайса



Старые песни о вечном

Творческая биография композитора Мурата Плиева многогранна. Создание музыкальных оформлений к спектаклям, аранжировка различных композиций, сочинение собственных мелодий, руководство детским хором «Саби» – все это является составной частью его любимой профессии, его жизни.

Большой вклад вносит Мурат Плиев и в сохранение музыкальной сокровищницы Осетии. Он собирает и перезаписывает с помощью современных технологий старые осетинские песни и кадаги, тем самым сохраняя их от полного исчезновения. Композитор надеется, что вскоре эти бесценные творения будут растиражированы и станут доступными всем любителям осетинской музыки.

Мурат ПЛИЕВ дал эксклюзивное интервью корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ.

– В марте в Осетинском академическом театре им. В.Тхапсаева состоялась премьера философской пьесы-притчи «Черная бурка». Музыкальное оформление спектакля вызвало восторг у зрителей. Это Ваш первый театральный опыт?

– Восьмой. Первый спектакль, к которому я писал музыку, назывался «Два сердца» режиссера Розы Бекоевой. Это было лет 14 назад. Потом последовали постановка Дигорского театра «Аланти нана», оформление спектаклей конного театра – «Тарпан» и «Посвящение семерым». Я сочинил музыку и для «Осетинской легенды», но поставить спектакль, к сожалению, не удалось. Сегодня песни, которые тогда не прозвучали, я записываю заново. Это замечательные композиции, и их пока никто не слышал. Но, надеюсь, услышат в скором будущем – репетиции с артистами, их исполняющими, вступили в завершающую фазу. Я и к спектаклю «Зилахар» писал музыку… Словом, все сразу и не вспомнишь.

– А как рождается музыка к спектаклю?

– Мне дают сценарий, рассказывают о том, какой характер должен быть у того или иного персонажа. А дальше уже дело композитора. Музыка если придет, можно написать ее и за неделю. А если нет, и ты не можешь поймать нужный образ и характер, ничего не получится. Честно говоря, оформление для «Черной бурки» я написал быстро, за одну неделю. Но ни одна композиция не подошла, потому что все мелодии напоминали больше детский, мультипликационный вариант. А нужен был серьезный, несмотря на то, что спектакль по своей сути – и комедийного, и драматического характера. Так мне пришлось во второй раз писать новую версию музыки, которая уже подошла по всем параметрам.

– Вы собираете старые осетинские песни и кадаги, исполнявшиеся на хъисын и дала фæндыре. Последним этой благородной деятельностью занимался композитор Феликс Алборов, не так давно ушедший из жизни. Когда Вы начали коллекционирование народного фольклора?

– Этим занимается еще и талантливый музыкант, замечательная певица, окончившая Киевскую консерваторию, Лана Алборова. В свое время она в буквальном смысле ходила по селам и собирала старинные осетинские мелодии. Прошлым летом она мне принесла 34 кассеты с народными песнями по 90 минут каждая. Они были ужасного качества, и я предложил ей их оцифровать. На это у меня ушел целый месяц. Зато композиции уже можно слушать на любом проигрывателе, они не канут в лету. В свое время очень много мелодий я перезаписал по просьбе Феликса Алборова и Алана Плиева. Сегодня многие из них уже даже можно скачать в Интернете.

Когда-то жил в Осетии Мысырби Томаев. Он играл на хъисын-фæндыре. После его смерти дочь принесла мне на старых бобинах много записей с игрой и песнями отца. Ей очень хотелось сохранить память о родителе. И я записал целый диск с песнями Мысырби Томаева на хъисын-фæндыре. Теперь эти ценности точно никогда не пропадут.

– Опираетесь ли Вы на староосетинские мотивы в своем творчестве?

– Естественно. Когда начинаешь изучать народное творчество, погружаешься в него полностью. Ты не пытаешься скопировать что-то и подать это за свое – так делают только непрофессионалы, а пытаешься понять идею, ход, ритм и гармонию тех мелодий и песен, которые когда-то сочиняли наши предки. И уже на основе этих компонентов придумываешь что-то свое, по-новому звучащее. Вот в чем смысл. Зачем собирать мелодии, если не черпать из них полезное и не использовать в своем творчестве?

– Ваши творческие планы на будущее?

– Планы одни – работать, работать и работать. Что я с удовольствием и делаю. Ведь музыка – моя жизнь.