Осетия Квайса



Скульпторы из Италии создали триптих в память о трагедии Беслана

Ольга РЕЗНИК

IMG_5167В воскресенье во Владикавказе в центральном парке культуры и отдыха им. К.Л. Хетагурова собралось много народу. Интереснейшей выставкой завершил свою работу IV международный художественный симпозиум «Аланика», который проходил в столице Северной Осетии с 20 августа по 20 сентября. 29 художников из Австрии, Румынии, Венгрии, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и, конечно же, Владикавказа, не покладая рук, работали в течение месяца над шедеврами, чтобы представить их в заключительный день симпозиума для взыскательной оценки любителям изобразительного искусства.

Итальянские скульпторы и Александр Реутов.

Итальянские скульпторы и Александр Реутов.

Судя по количеству зрителей, собравшихся сначала на площадке, где работали скульпторы, а потом переместившихся в Центр современного искусства (будет теперь в нашей столице и такой), ценителей прекрасного во Владикавказе немало. Они дотошно разглядывали скульптуры, которые будут теперь украшать наши парки и скверы, и делились впечатлениями. Вот «Песня» московского скульптора Андрея Митенева (интересная работа!). Вот «Сублимация» Георгия Сабеева из Владикавказа (тоже есть над чем поразмыслить)… И вдруг словно удар молнии – именно такое впечатление произвели на присутствовавших три работы скульпторов из Италии, составляющие единую композицию. Композиция посвящена трагедии в Беслане.

Альберто Мариани у скульптуры «Школа».

Альберто Мариани у скульптуры «Школа».

В «Школе» Лука Дзупелли (это первая часть триптиха) просматриваются профили детей, которые когда-то играли в спортивном зале в мяч, а потом этот же спортзал стал для них последним пристанищем в их печальной юдоли. Вода в небольшой емкости напоминает о том, как хотелось пить маленьким заложникам террористов. Кирпич и камень из бесланской школы, вкрапленные в тело скульптуры, будто говорят о том, что никто не забыт и ничто не забыто. А зеленая трава на самом верху – символ того, что, несмотря на пережитое, жизнь продолжается. Другая скульптура из бесланского цикла – «Больница» Пауло Помпея – напоминание о том, как боролись за каждую жизнь люди в белых халатах. А круги, расходящиеся по сторонам, – это потоки позитивной энергии, что врачевала раны и души пострадавших… Третья часть композиции – «Кладбище» Альберто Мариани – печальная повесть в камне о месте, где обрели вечный покой невинно убиенные дети.

Композиция итальянских скульпторов, которые, прежде чем приступить к работе, побывали в Бесланской школе №1, на кладбище, называемом Городом ангелов, будет размещена в новом медицинском центре в Беслане как напоминание живущим о страшной трагедии, произошедшей по злой воле террористов. Об этом сообщил собравшимся директор медицинского центра Александр Реутов.

Но прежде таланты и их поклонники замерли в ожидании, когда к микрофону подошла заместитель министра культуры и массовых коммуникаций и автор идеи проведения в Северной Осетии художественных симпозиумов Галина Тебиева. Она на правах ведущей предоставила слово министру Фатиме Хабаловой. Фатима Сосланбековна с грустью заметила, как быстро и незаметно пронеслись эти 30 дней, во время которых художники из разных городов и стран лучше узнали друг друга и поняли, что говорят на одном языке – языке искусства, а он не требует перевода. Она пожелала симпозиуму «Аланика», который проходит под патронатом председателя правительства РСО-Алания Николая Хлынцова, многие лета.

«Больница» Пауло Помпея.

«Больница» Пауло Помпея.

Каждый новый симпозиум, заметила снова взявшая микрофон Галина Тебиева, преподносит свои сюрпризы. Вот и на этот раз без них не обошлось. Работы, созданные в Осетии, сначала выставляются во Владикавказе, а потом в Москве. Там-то на них и обратили внимание представители Государственного центра современного искусства. И вот теперь принято решение о создании во Владикавказе Северо-Кавказского филиала этого центра (подобные филиалы на территории России существуют уже в Санкт-Петербурге, Калининграде и Екатеринбурге). Подробнее о грядущих перспективах собравшимся рассказал художественный директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, отметивший, что Владикавказ становится центром притяжения для мирового художественного сообщества.

Добрые слова в адрес организаторов симпозиума и отличающихся неравнодушием владикавказцев высказал художник из Краснодара, являющийся на протяжении вот уже четырех лет куратором симпозиума и «его душой» (по определению Галины Тебиевой), Владимир Мигачев. «Надеюсь, симпозиум будет жить и развиваться», – пожелал он. И, обращаясь к зрителям, добавил; «Все, что мы делаем, мы делаем для вас».

Потом скульпторы из Италии рассказали о том, как работали над композицией, посвященной Беслану. Своими впечатлениями о празднике изобразительного искусства в городе на Тереке поделилась заслуженный художник Северной Осетии Людмила Байцаева…

И вот прозвучал заключительный аккорд. Честь закрыть работу IV Международного симпозиум «Аланика» была предоставлена Фатиме Хабаловой. Это она, заметила Галина Тебиева, год назад благословила четвертый по счету форум художников во Владикавказе, который оказался весьма успешным и плодотворным.

Под занавес зрители наградили министра громкими аплодисментами и стройными рядами проследовали в бывший центр «Иртекс» (там теперь будет размещаться Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства), чтобы напоследок вдоволь насладиться художественной выставкой, что рождалась на их глазах.

Андрея Митенев. Песня.

Андрей Митенев. Песня.

Магрез Келехсаев. Колесница.

Магрез Келехсаев. Колесница.

Алексей Ланцев. Дигория.

Алексей Ланцев. Дигория.

Валерий Цагараев. Тени забытых предков.

Валерий Цагараев. Тени забытых предков.

Людмила Бдайцаева. Затерянный город.

Людмила Байцаева. Затерянный город.