Осетинских художников объединила «Метафора»
Ольга РЕЗНИК
Керамика Валерия Байцаева, живопись Захара Валиева и Стаса Харина, графика Натальи Соколовой и Валерия Цагараева представлены на выставке с поэтическим названием «Метафора», открывшейся сегодня во Владикавказе в республиканском Доме искусств. Все мастера, чьи произведения так или иначе задели за живое владикавказских любителей изобразительного искусства, довольно известные в Северной Осетии, состоявшиеся художники, нашедшие, тем не менее, повод собраться всем вместе.
Поводом, как заметил во время открытия выставки ее координатор Стас Харин, стало очередное весеннее обострение у художников, которое случается с завидным постоянством – раз в год в связи с обновлением природы. Ведь недаром весну называют порой любви, правда, еще и обострения гастрита. Но о грустном сейчас не будем, тем более, что сами художники в апреле не прочь и пошутить как в
творчестве, так и жизни. Стас Харин, к примеру, сообщил собравшимся, что стал координатором выставки только потому, что у него было больше денег на мобильном телефоне. А Валерий Байцаев и вовсе признался, что в свое время поступил во Владикавказское художественное училище только потому, что его учительница по рисованию сказала, чтобы он даже не пробовал туда соваться, все равно не поступит.
Если же говорить серьезно, то идея выставки, как заметил во время ее открытия Валерий Цагараев, заключается в том, чтобы показать произведения, где нет сюжетного прочтения и все завязано на символике. Отсюда и название – «Метафора». Кстати, свои представленные работы Валерий Цагараев посвятил столетию со дня рождения одного из крупнейших художников XX века Василия Кандинского, с чьей «Абстрактной акварели», собственно, и началась история современного абстрактного искусства.
Свое толкование сути представленной на суд зрителей «Метафоры» дал и Стас Харин. По его мнению, когда мы пытаемся объяснить что-то неординарное, то подбираем образное сравнение, именуемое метафорой. Метафора – это еще и важнейший инструмент изобразительного искусства. Цвет, линия, пятно, фактура в живописи, скульптуре и графике несут многоуровневую символику и являются образной пластикой, материалом для метафоры (хотя и имеют более сложное, чем в литературе, прочтение).
Свою «Метафору» художники назвали еще и пространством духовной игры. В нем живут удивительные постояльцы – оригинальные керамические изделия Валерия Байцаева, которые, кажется, до сих пор хранят тепло рук мастера, «Метафоры лета» и «Метафоры весны» графика Валерия Цагараева, его же «Острова памяти» и «Забытая святыня». По признанию Цагараева, приоритетами в искусстве он считает оригинальную художественную идею, решенную убедительными художественными средствами. А визуальные художественные образы к нему приходят из культуры архаики и фольклора, эпохи Возрождения (особенно Северного), раннего модернизма, поп-арта и минимализма.
Иного характера работы и иные приоритеты в изобразительном искусстве у Натальи Соколовой, которой ближе византийская и русская икона, японская гравюра, русский лубок, Ван Гог, Матисс и Гоген.
Живописцы Стас Харин и Захар Валиев удивляют по-своему. «Городские ветра и огни», «Сумеречная набережная», «Запахи нежности и тревоги», «Парк осеннего джаза», «Лепесток розы» («Когда лепесток розы упал, я
пошел в кабачок и напился», – написано краской поверх картины), «Дом Томаса возле моря» Харина и «Мой друг Пабло», «Фиолетовое солнце», «Человек. Метаморфозы любви» Валиева создают свое настроение, прочувствованное и запечатленное тем, кто его писал. И, возможно, не только на холсте. Тот же Стас Харин, как известно, увлекается литературой, пробует писать прозу, стихи. А каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить. Вот и получилась такая вот «Метафора»…