Осетия Квайса



Осетинских художников объединила «Метафора»

Ольга РЕЗНИК

IMG_3178Керамика Валерия Байцаева, живопись Захара Валиева и Стаса Харина, графика Натальи Соколовой и Валерия Цагараева представлены на выставке с поэтическим названием «Метафора», открывшейся сегодня во Владикавказе в республиканском Доме искусств. Все мастера, чьи произведения так или иначе задели за живое владикавказских любителей изобразительного искусства, довольно известные в Северной Осетии, состоявшиеся художники, нашедшие, тем не менее, повод собраться всем вместе.

Поводом, как заметил во время открытия выставки ее координатор Стас Харин, стало очередное весеннее обострение у художников, которое случается с завидным постоянством – раз в год в связи с обновлением природы. Ведь недаром весну называют порой любви, правда, еще и обострения гастрита. Но о грустном сейчас не будем, тем более, что сами художники в апреле не прочь и пошутить как в

Валерия Байцаева пришла поддержать сестра, Людмила, тоже замечательный художник...

Валерия Байцаева пришла поддержать сестра, Людмила, тоже замечательный художник...

творчестве, так и жизни. Стас Харин, к примеру, сообщил собравшимся, что стал координатором выставки только потому, что у него было больше денег на мобильном телефоне. А Валерий Байцаев и вовсе признался, что в свое время поступил во Владикавказское художественное училище только потому, что его учительница по рисованию сказала, чтобы он даже не пробовал туда соваться, все равно не поступит.

Стас Харин шутил и выглядел довольным...

Стас Харин шутил и выглядел довольным...

Если же говорить серьезно, то идея выставки, как заметил во время ее открытия Валерий Цагараев, заключается в том, чтобы показать произведения, где нет сюжетного прочтения и все завязано на символике. Отсюда и название – «Метафора». Кстати, свои представленные работы Валерий Цагараев посвятил столетию со дня рождения одного из крупнейших художников XX века Василия Кандинского, с чьей «Абстрактной акварели», собственно, и началась история современного абстрактного искусства.

Свое толкование сути представленной на суд зрителей «Метафоры» дал и Стас Харин. По его мнению, когда мы пытаемся объяснить что-то неординарное, то подбираем образное сравнение, именуемое метафорой. Метафора – это еще и важнейший инструмент  изобразительного искусства. Цвет, линия, пятно, фактура в живописи, скульптуре и графике несут многоуровневую символику и являются образной пластикой, материалом для метафоры (хотя и имеют более сложное, чем в литературе, прочтение).

IMG_3181

Захар Валиев позировал на фоне собственной работы...

Свою «Метафору» художники назвали еще и пространством духовной игры. В нем живут удивительные постояльцы – оригинальные керамические изделия Валерия Байцаева, которые, кажется, до сих пор хранят тепло рук мастера, «Метафоры лета» и «Метафоры весны» графика Валерия Цагараева, его же «Острова памяти» и «Забытая святыня». По признанию Цагараева, приоритетами в искусстве он считает оригинальную художественную идею, решенную убедительными художественными средствами. А визуальные художественные образы к нему приходят из культуры архаики и фольклора, эпохи Возрождения (особенно Северного), раннего модернизма, поп-арта и минимализма.

Иного характера работы и иные приоритеты в изобразительном искусстве у Натальи Соколовой, которой ближе византийская и русская икона, японская гравюра, русский лубок, Ван Гог, Матисс и Гоген.

...А керамические старцы взирали на происходящее с удивлением.

...А керамические старцы взирали на происходящее с удивлением.

Живописцы Стас Харин и Захар Валиев удивляют по-своему. «Городские ветра и огни», «Сумеречная набережная», «Запахи нежности и тревоги», «Парк осеннего джаза», «Лепесток розы» («Когда лепесток розы упал, я

пошел в кабачок и напился», – написано краской поверх картины), «Дом Томаса возле моря» Харина и «Мой друг Пабло», «Фиолетовое солнце», «Человек. Метаморфозы любви» Валиева создают свое настроение, прочувствованное и запечатленное тем, кто его писал. И, возможно, не только на холсте. Тот же Стас Харин, как известно, увлекается литературой, пробует писать прозу, стихи. А каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить. Вот и получилась такая вот «Метафора»…