Осетия Квайса



Марат ГАЦАЛОВ: «Театрам страны необходим переход на контрактную основу»

gatsalovmarat-big-229 апреля премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с известными российскими деятелями театра и кино. Во встрече с Председателем Правительства, наряду с министром культуры РФ Александром Авдеевым, известными актерами и режиссерами Сергеем Бондарчуком, Львом Додиным, Марком Захаровым, Владимиром Меньшовым, Евгением Мироновым, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, принял участие и ценимый в родной Осетии наш земляк, главный режиссер Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола, режиссер Марат ГАЦАЛОВ.

Незадолго до этого его спектакль «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова получил на международном театральном фестивале «Золотая маска» престижный приз критики.

В интервью noar.ru Марат поделился подробностями встречи с В. Путиным, а также рассказал о том, как в Кемеровской области восприняли успех Прокопьевского драматического театра.

- На приглашение Министерства культуры РФ принять участие в беседе с Владимиром Путиным я, безусловно, ответил согласием. Нечасто выпадает такая возможность. Для меня это – очень ценный опыт и возможность рассказать о проблемах провинциального театра.

Став главным режиссером Прокопьевского драматического театра, мне пришлось столкнуться не только с творческими задачами, но и с разного рода административными проблемами. На встрече обсуждались очень важные вопросы. Например, действие Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Говорили о верхней планке закупок, которые можно осуществлять без проведения конкурса. Сейчас это – 100 тысяч рублей, что совершенно не подходит для театров в современных условиях.

- Но это – не единственная проблема для современного театра…

- Работая в Прокопьевске, я понял, насколько важно для развития театрального искусства в провинции приглашать режиссеров и актеров из других городов. Но ведь их нужно как-то обеспечивать жильем. Сейчас, например, многие региональные театры просто снимают необходимое количество квартир. Однако это – своего рода «латание дыр», которое проблему не снимает. К сожалению, законы в нашей стране таковы, что ипотечный кредит для покупки жилья может быть выдан только физическому лицу. А почему бы не разрешить, к примеру, тому же театру, как юридическому лицу, приобретать квартиры в кредит?! И пусть они остаются в распоряжении театров в качестве ведомственного жилья.


- Воспользовался ли ты возможностью задать вопрос Владимиру Владимировичу?

- Конечно! Меня очень волнует такой аспект, как трудовые отношения театра и актеров. Именно на это я попытался обратить внимание премьер-министра. Театрам страны необходим переход на контрактную основу найма. Зачастую я и мои коллеги сталкиваемся с невозможностью уволить нерадивого сотрудника, а вместо него принять на работу профессионала. Ведь суд всегда будет на стороне работника, состоящего в штате.

Еще одна проблема – кадровая: становление молодых режиссеров и актеров. Начинающим театральным деятелям можно и нужно помогать. Порой в столичных театрах нет абсолютно никаких возможностей для работы выпускников творческих вузов. Молодых режиссеров и актеров не пускают на театральные площадки. Нет и системы распределения. Фактически люди, оканчивая лучшие творческие мастерские, оказываются предоставленными самим себе. Прозвучало предложение подумать о введении системы стажировок в лучших театрах страны для молодых актеров и режиссеров. Во всяком случае, есть надежда, что дело сдвинется с мертвой точки.


- Твой спектакль «Экспонаты» получил «Золотую Маску» (приз критики). Как в Кемеровской области восприняли это событие?

- Это – первая «Золотая Маска» в истории региона, что само по себе много значит. Коллектив театра, актерский ансамбль «Экспонатов» тепло чествовали в Администрации Кемеровской области. Губернатор Аман Тулеев устроил в нашу честь торжественный прием. Всем создателям спектакля были вручены Почетные грамоты, медали и денежные премии, а ваш покорный слуга награжден почетным званием «Лауреат премии Кузбасса». Я рад, что постановка понравилась театральным критикам. Но еще больше ценна реакция публики, не обделяющей своим вниманием спектакль.

С 3 по 8 мая на базе Прокопьевского драмтеатра при поддержке Государственного Театра Наций и Министерства культуры РФ проводится театральная лаборатория по современной драматургии. Этот проект направлен на поддержку театров небольших городов. Организуются выезды критиков, проводятся мастер-классы и семинары, а режиссеры, приехавшие с разных концов страны, в течение нескольких дней создают спектакли с участием актеров Прокопьевского театра. Театральные лаборатории уже состоялись в Великих Луках, Рыбинске, Балакове и Новошахтинске. Уверен, за этот короткий срок мы успеем сделать многое.

- Будут ли новинки в репертуаре?

- Не так давно в Прокопьевском театре состоялась премьера спектакля «Пустошь» по пьесе Анны Яблонской – драматурга, трагически погибшего во время теракта в аэропорту Домодедово в декабре 2010 года. Это – очень важный для нас проект. Спектакль поставлен молодым московским режиссером Русланом Маликовым.

Сейчас идет работа над пьесой известного польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Этот спектакль ставит Вера Попова – выпускница мастерской Сергея Женовача.

В ближайшее время в Прокопьевск для работы над спектаклем, название которого пока оставлю в секрете, приедет немецкий режиссер Георг Жено – руководитель столичного театра им. Йозефа Бойса.

- Насколько известно, ты входишь и в состав художественного совета Центра драматургии и режиссуры на Беговой…

- Это так. Недавно мы приняли решение реализовать в ЦДР «долгоиграющий проект» театральных лабораторий «Мастерская на Беговой». Приятно, что Центр драматургии и режиссуры поддержал эту идею. Театр – сложный механизм. В нем – много того, что необходимо опробовать, проверить, изучить. Для этого нужен простор или даже, если угодно, творческая безответственность, которая в репертуарном театре порой просто невозможна.

Первая лаборатория состоялась в феврале-марте 2011 года и была посвящена современной российской драматургии. Молодые режиссеры Талгат Баталов, Валерия Суркова, Кирилл Вытоптов и Вера Попова работали с пьесами В. Дурненкова, Ю. Клавдиева, Н. Ворожбит и финского драматурга С. Пелтола. Результаты превзошли все наши ожидания: получившиеся эскизы спектаклей оказались очень интересными.

С 30 мая по 5 июня в рамках проекта «Мастерская на Беговой» в ЦДР совместно с Йельской школой драмы и Прокопьевским драмтеатром пройдет международная лаборатория по современной американской драматургии.

А уже в октябре 2011 года в ЦДР состоится следующая лаборатория.

Словом, сегодня провинциальный театр становится иным, расширяя границы – и творческие, и географические.