Осетия Квайса



Два крыла актрисы Риммы ЦАРИКАЕВОЙ

Carikaeva-2Стремление к прекрасному, судя по всему, проявляется у человека с детства. И каждый из тех, кого, как говорят, Бог поцеловал в темя, находит свой способ приобщения к высокому, чтобы потом делать любимое дело так, как не делает, быть может, никто другой. Для актрисы Осетинского театра Риммы Царикаевой такой отправной точкой стала осетинская гармоника.

Детство будущей артистки прошло в Чиколе. В память врезалось навсегда, как бабушка взяла ее, четырехлетнюю девочку, с собой на свадьбу. А бабушка у Риммы была знатная гармонистка. «Как умеют эти руки эти звуки извлекать?» – стало потом главной загадкой, разгадку которой пытался найти ребенок. Чем бы ни занималась после этого маленькая Римма, она все время представляла, что играет на гармошке, скользя пальцами по воображаемым клавишам. Бабушка, видя такое устремление внучки к музыке, купила ей в конце концов музыкальный инструмент.

И в шесть лет Римма отправилась покорять свой Олимп в местную музыкальную школу. До сих пор она с благодарностью вспоминает уроки своего педагога Заремы Харитоновны Галуевой. Потом была учеба во владикавказском училище искусств – на фортепьянном отделении, по окончании которого Римма Царикаева вернулась в родную Чиколу. Преподавала в музыкальной школе, в общеобразовательной, а еще проводила музыкальные занятия в детском саду. «В общем, – смеется Римма, – была, что называется, нарасхват». Признается, что очень любила свою профессию, детей, которых учила. Без преувеличения сказать, вкладывала в них всю душу. И, тем не менее, не покидало ощущение, что чего-то в жизни не хватает. Это «чего-то» подтолкнуло учиться дальше. И Римма Царикаева с присущей ей решимостью поступила на отделение заочного обучения Краснодарского института культуры, дабы получить профессию режиссера массовых представлений. У будущих режиссеров, вспоминает она, был такой предмет – актерское мастерство. И педагог, проводивший занятия, выделял Римму, отмечая, что у нее хорошие актерские данные. Вспомнить об этом заставила, казалось бы, случайность, которых на самом деле, как утверждают философы, не бывает.

А вспомнила Римма об уроках актерского мастерства, когда упаковывала чемодан, отправляясь в Краснодар сдавать очередную сессию. Вот тогда-то по радио и передали, что объявляется набор в осетинскую студию Щукинского театрального училища…

Во Владикавказ Римма приехала задолго до отправления поезда. Чтобы скоротать время, решила просто пойти посмотреть, как отбирают студийцев. Народу, вспоминает она, было тьма тьмущая. И тут у девушки проснулся спортивный азарт: а почему бы не попробовать свои силы? В общем, достала она билет на поезд и попросила, чтобы ее пропустили на прослушивание вне очереди. И, что удивительно, ее пропустили. Вошла в зал. А там… корифеи осетинской сцены! Но Римма не растерялась. Она, как положено, прочла стихотворение, спела песню и даже станцевала. А потом села на поезд и уехала в Краснодар. Как оказалось, первый тур она прошла. Прошла и второй тур, уже вернувшись после сдачи сессии.

Так Римма Царикаева нежданно-негаданно стала студенткой Щукинского училища. Учиться в Москве в одном из лучших театральных вузов страны было интересно и даже захватывающе. Так пронеслись полные трудов и надежд незабываемые студенческие годы.

По окончании училища только трое из студийцев были зачислены в труппу Осетинского театра. Римма в их число, увы, не попала. И вернулась в Москву. Поработала у Владимира Назарова в Музыкальном театре, походила на репетиции к Армену Джигарханяну. А потом пришло время показов. И Римма Царикаева решила «показаться» сразу в нескольких театрах. Но на самом деле очень хотела попасть в Театр драмы и комедии на Таганке – к разработавшему собственную систему воспитания актеров Юрию Петровичу Любимову.

На показ в Театре на Таганке она вместе с однокурсником Маратом Гудиевым подготовила отрывок из «Укрощения строптивой» Шекспира… Через неделю Римме позвонили и сообщили, что она понравилась Юрию Петровичу. Но… много кто еще ему понравился. В общем, будет второй тур.

Второй тур Римма тоже прошла. Вместе с Вадимом Цаллати, еще одним своим однокурсником, «показала» сцену из античной трагедии «Медея». Потом еще она исполняла причудливый танец с коромыслом и ведрами. А после взяла в руки осетинскую гармонику. Юрий Петрович долго слушал исполнение Риммы, слушал, закрыв глаза, не останавливал. И наконец произнес: «Как красиво!»

И снова через неделю позвонили: очень понравилась, но есть и другие. Восемь артистов, в том числе и Римма, проходили третий тур. Взять в театр могли только двоих.

А еще через две недели опять раздался телефонный звонок. Римме сказали, что нужно прийти в Театр на Таганке. Юрий Любимов ее поздравил своеобразно. «Поздравляю! Теперь вы актриса моего театра», – сказал он. «В тот момент, – вспоминает Римма, – если бы были крылья, то я б взлетела».

В театре работой ее загрузили, надо сказать, сразу и по самую макушку. Ведь у Любимова нет актеров, которые не были бы заняты. И так бы, наверное, продолжалась ее жизнь, заполненная до краев репетициями, премьерами, постановками, если бы не вышла на авансцену ее величество Любовь.

Ирбек Бораев, врач-стоматолог. Так звали избранника Риммы Царикаевой. Он пришел к ней в театр с букетом роз и предложил: «Давай полетим домой, сыграем свадьбу». Сердце разрывалось на части. Но именно сердце, говорят, нужно слушать в такие минуты. И Римма сделала свой выбор. «Я буду вас ждать всегда», – сказал на прощание Юрий Любимов.

А Римма и Ирбек приехали в Осетию. Сыграли свадьбу… Сейчас у них  уже четверо детей: два мальчика и две девочки. Их воспитанию приходится уделять массу времени. А театр… Он так и остался для Риммы делом, которому она служит верой и правдой. Вот уже пятый год она блистает на сцене Осетинского театра. Талантливая актриса полюбилась зрителям в роли принцессы Эстрельи в спектакле «Жизнь есть сон» по философской пьесе испанского драматурга П. Кальдерона. Запомнилась она и как Афаса в «Весенней песне» Раисы Хубецовой. Римма говорит, что роль 60-летней Афасы – ее любимая роль. Чтоб молодой женщине сыграть солидную по возрасту даму, для этого, согласитесь, нужен талант и умение чувствовать другого человека, жить его жизнью, его помыслами, стремлениями, чаяниями. И актрисе Римме Царикаевой, что и говорить, это удается.

Совсем другой увидел ее зритель в роли Боретты в «Черной бурке» Георгия Хугаева, и в роли «Пятницы» в «Осетинах» Асахмата Айларова, и в образе Фузы в поэтической композиции Риты Рамоновой, посвященной Дню Победы. «Ролей у меня не много, – признается Римма. – Но все они любимы, потому что разноплановые». А значит, требуют от актрисы умения раскрыться по-другому, по-иному, нежели в прошлый раз, а в прошлый раз не так, как в позапрошлый.

Раскрылась Римма Царикаева и как вокалистка. У нее красивый голос, и поет она, можно сказать, всю жизнь. Когда артистка выходит на сцену, зал замирает. А песни специально для нее пишут такие известные композиторы, как Ацамаз Макоев, Тимур Харебов, Анатолий Дзоблаев, Людмила Хекилаева, Борис Кокаев.

Римма считает (так, кстати, учили их в «Щуке»), что артист должен быть неуспокоенным (внутреннее беспокойство – вот что должно быть присуще ему всегда), неравнодушным, любопытным. Он должен стремиться (и этому опять-таки учили в «Щуке») делать все, что только в его силах: петь, читать, работать над собой. Следуя этим постулатам, Римма Царикаева, помимо основной деятельности, принимает участие в концертных программах, снимает клипы, исполняет песни. Муж только «за». Он считает, что любимая жена, наделенная талантом от Бога, должна непременно состояться в профессии. А потому, конечно же, помогает с детьми.

Театр, считает Римма, оказывает только положительное влияние на воспитание подрастающего поколения. Ее старшая дочь Алина уже играла в спектакле «Богатый дом». Других детей она тоже время от времени берет с собой на репетиции, а это, что ни говори, приучает к дисциплине. А ну-ка попробуй, посиди, сосредоточившись на том, что происходит на сцене. Кроме того, театр способствует приобщению детей к искусству, к культуре своего народа. Так зарождается любовь к прекрасному.

Конечно, не перестаешь удивляться, как мама четверых маленьких детей умудряется и так прекрасно выглядеть, и все успевать. Но у Риммы на все есть ответ. «Когда знаешь, что востребован, когда есть опора, когда знаешь, что тебя поддержат и поймут, преданный театру человек преодолеет все препятствия», – говорит она. У актрисы в жизни два главных желания (они словно у птицы два крыла) – отдавать себя театру и отдавать себя семье. Это ее алгоритм, ее формула успеха, ее личное представление о гармонии и счастье.

Ольга РЕЗНИК,
«Пульс Осетии», 5.04.2011