Осетия Квайса



Марк РОЗОВСКИЙ: «Я болею за дело владикавказского театра»

Несмотря на то, что в Русском театре 142-й театральный сезон уже закрыт, на сцене, тем не менее, полным ходом идут репетиции. Разыгрываются истории из «счастливого» детства мальчика Саши Савельева. В основу спектакля легла нашумевшая в свое время повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Номинировавшаяся на Букеровскую, шесть раз становившаяся основой для сценических постановок и один — для одноименного фильма Сергея Снежкина, она была написана в 1994 году, а впервые опубликована в 1996-м. Хотя с тех пор минуло 20 лет, повесть по-прежнему современна, я бы даже сказала, невероятно современна.

В ее основе история житейская. Мальчик Саша живет с бабушкой и дедушкой, потому что мама, в которой он души не чает и которую называет ласково «чумочка» (производное от бабушкиного «чума бубонная»), променяла его на «карлика-кровопийцу» (так считает бабушка). Маму мальчик видит в лучшем случае два раза в месяц по одной простой причине: бабушка не отдает ребенка его маме вот уже четыре года в наказание за то, что дочь нашла себе мужчину — выпивающего художника Толю (кстати, прототипом дяди Толи был Ролан Быков, который приходился Павлу Санаеву отчимом).

Наверняка в спектакле, как и в повести Павла Санаева, каждый найдет узнаваемые черты собственной жизни. Тем и притягательна эта история-спектакль, постановку которого на сцене нашего Русского театра осуществляет известный российский драматург, сценарист, режиссер, композитор, художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот», народный артист России Марк Розовский.

Марк Григорьевич самолично на основе санаевской повести написал пьесу, которая вот уже год при полном аншлаге в зале идет в театре «У Никитских ворот». Это первая постановка «Похороните меня за плинтусом» на московской сцене. И первая постановка на сцене владикавказской, осуществленная все тем же Марком РОЗОВСКИМ.

— Марк Григорьевич, расскажите, пожалуйста, как вообще зародилась идея поставить «Похороните меня за плинтусом» на сцене Русского театра во Владикавказе?

 — Все началось год назад. В рамках благотворительного проекта Банка Москвы «Театры — детям Беслана» наш театр «У Никитских ворот» привез сюда спектакль «Бедная Лиза». То был мой первый приезд в Осетию. Мы побывали в Городе ангелов, в спортзале бесланской школы, где произошла трагедия, где террористы удерживали заложников… Лично у меня состоялась встреча с пережившими все это детьми, которые остались в живых. Я находился в большом потрясении. Одно дело знать о случившемся, другое — видеть все воочию. Помню, я тогда час выступал перед детьми. С жертвами и одновременно героями Беслана мы говорили о жизни, об искусстве, о ценности человеческой жизни, о бессмысленности террора, о грехе и ответственности за грех, о потере нравственных ориентиров в современном обществе, о разгуле насилия…

В тот мой приезд во Владикавказ я подружился с художественным руководителем Русского театра Владимиром Уваровым, от него получил приглашение поставить на этой сцене спектакль. Спустя некоторое время Владимир Иванович приехал в Москву и попал на премьеру «Похороните меня за плинтусом». И сделал свой выбор в пользу этой постановки. Так и сказал: «Было бы замечательно, если бы вы осуществили эту постановку».

— Насколько мне известно, спектакль «Похороните меня за плинтусом» идет в Москве с колоссальным успехом.

— Да, наш спектакль «Похороните меня за плинтусом» стал лауреатом ежегодной театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Спектакль малой формы». А исполнительница роли бабушки Галина Борисова получила премию как исполнительница лучшей женской роли. На премьере присутствовал сам автор бестселлера Павел Санаев, он одобрил нашу постановку целиком и полностью.

— В одном из интервью вы сказали, что рассматриваете театр как трибуну. Что вы хотели сказать с этой трибуны спектаклем «Похороните меня за плинтусом»?

— Театр не только трибуна. Никто не отрицает и его развлекательную функцию. А если говорить словами Гоголя, то театр — это кафедра, с которой можно сказать много доброго. В русском театре всегда присутствовали человечность, глубинный психологизм, защита униженных и оскорбленных. Все это так свойственно русской драматургии, русской литературе.

В данном конкретном случае мы обращаемся к тематике семейной. А в семье происходит сегодня неладное. Сам институт семьи попран, о чем свидетельствуют огромное количество разводов, миллионная армия беспризорников. Отсутствие цивилизованных отношений, грубость, хамство, насилие — вот что, к большому сожалению, присуще многим современным семьям. Все это можно охарактеризовать как абсолютное неблагополучие, присутствующее в нашей жизни. Вот спектакль и пытается распознать, в чем причины такого положения дел.

Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве, которая сразу стала бестселлером. Миллионные тиражи, фильмы… Восторг читателей — наших и зарубежных. Колоссальный интерес к этому произведению вызван тем, что автор пишет о том, что знакомо многим. Я считаю, что «Похороните меня за плинтусом» — одно из выдающихся произведений современной литературы. Главное качество санаевской прозы — потрясающая узнаваемость правды быта, юмор и лиризм живых человеческих взаимоотношений. Она дает серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания.

Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, превращается в пытку, и то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой. Лишенный материнства мальчик — объект неистовой бабушкиной любви — живет на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств. Во главе угла повествования — кошмар переживаний ребенка, детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых.

Спектакль обращает внимание на то, к чему приводит отсутствие деликатности, терпимости, любви и уважения к близким. Подобные отношения между родными людьми порождают злобу, конфликты. Вырисовывается картина убогости, нравственного недоразвития. Увы, такова наша жизнь. Многие называют себя верующими, носят крестики, а на поверку оказываются злыми, порочными, эгоистичными людьми. Спектакль «Похороните меня за плинтусом» взывает к сопереживанию, взывает к сочувствию.

— Как вам работается над спектаклем здесь, во Владикавказе?

— В процессе работы были пройдены разные этапы. Но в общем и целом я доволен. Я не из тех, кто делит театр на столичный и провинциальный. В Москве, кстати, много провинциализма, если понимать под ним псевдотеатр. А в русской провинции есть замечательно талантливые люди. Довольно часто как раз не московские и не питерские театры выдают замечательные произведения искусства. Я искренне рад, что встретил здесь, во Владикавказе, нескольких отменных мастеров. Ваш театр, должен заметить, весьма трудолюбивый, откликающийся, человечный. Очень помогает мне в работе главный режиссер театра Валерий Попов. Можно сказать, мы трудимся душа в душу.

И все же, поработав здесь, я пришел к выводу, что академическому государственному театру, в котором начинал великий Вахтангов, необходимо более серьезное техническое оснащение. То оборудование, которое есть сегодня, устарело, на это необходимо обратить внимание. Знаете, я болею за дело владикавказского театра.

— В спектакле занято два состава?

— Да, два состава. Мальчика играют Алан Цаллаев и Никита Верзилин. Дедушку — Николай Поляков и Вячеслав Вершинин. Маму — Ангелина Ишкова и Эллина Захарова. А вот бабушка одна — Наталья Елпатова. Сосед — Юрий Хафизов. Дядя Толя — Владимир Карпов.

— Прекрасный актерский ансамбль. И когда состоится премьера?

— Четвертого и пятого октября…

По окончании репетиции, как и положено, состоялся «разбор полетов». «Я очень рад нашей встрече, — признался, обращаясь к актерам, Марк Розовский. — Рад тому, как вы выросли. Вижу звездную работу Натальи Сергеевны Елпатовой. Когда артист тратится каждый раз до конца — это счастье. Сказанное мной имеет отношение и ко всему ансамблю. Я рад нашей творческой встрече».

Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 05.08.2014