Осетия Квайса



Бесо ГАТАЕВ: «Каждая роль – это закрытый сундук, к которому нужен ключ»

106921Римма ГУГКАЕВА

Имя молодого актера Бесо ГАТАЕВА знакомо ценителям театра по его блестяще сыгранным ролям на театральных подмостках республики. Но свое творчество Бесо проявляет не только на сцене. «Страницы истории Алании», «Голос матери», «На игре», «Северный ветер», «Судмедэксперты», сериалы «Вкус граната», «Последние римляне» – это названия телевизионных проектов, в которых снимался Бесо ГАТАЕВ. Ведь он играет еще и в кино.

Родился осетинский актер 2 июня 1981 года в Тбилиси. В 1993 году семья Гатаевых переехала в Северную Осетию. После окончания средней школы в с. Кирово Бесо поступил на математический факультет СОГУ. Но окончив его, в этом направлении дальше не пошел. Потому что, как он сам шутливо посетовал, «математикам не дают Нобелевскую премию». Вот и решил выбрать «более яркую и публичную профессию» – актера театра и кино. Так, в 2007 году молодой, талантливый, амбициозный парень держал в руках красный диплом об окончании актерского отделения факультета искусств…

Еще будучи на 4 курсе, Бесо получил приглашения на работу от двух театров одновременно: Русского академического им. Е. Вахтангова и Осетинского драматического им. В. Тхапсаева. Его выбор пал на Осетинский театр, где он впоследствии проработал 4 года.

О себе, своей  актерской деятельности и дальнейших планах Бесо ГАТАЕВ рассказал сайту «Осетия-Квайса».

Далеко не все студенты факультета искусств получают приглашения от театров. Как ты добился успеха?

– В этом плане действительно редко кому везет, большинство выпускников этого факультета зачастую оказываются за бортом театра и в дальнейшем работают вне профессии. В тот момент передо мной стоял Его Величество Соблазн, я раздумывал, в какой же театр все-таки идти. По совету старших коллег пошел в Осетинский театр. «Отслужил» там 4 года и поддался новому соблазну – оперному искусству. Вот уже второй год являюсь солистом Государственного театра оперы и балета под руководством Л. Гергиевой  и параллельно учусь на 3 курсе колледжа искусств на вокальном отделении.

Бесо Гатаев востребован в кино и на телевидении, а аплодисменты срывает на оперной сцене.

Бесо Гатаев востребован в кино и на телевидении, а аплодисменты срывает на оперной сцене.

– Бесо, как ты понял, что игра на сцене – твое призвание?

– Призвание это или не призвание – один Бог знает. А я люблю свою профессию и получаю от нее духовное удовлетворение, а это выше и значимее всех земных благ!

– Как твоя семья отнеслась к тому, что ты, получив диплом математика, подал документы на совершенно другую, творческую специальность?

– Мои родители даже не знали об этом. Я сообщил им только тогда, когда сдал последний вступительный экзамен. А они всегда меня понимали и в итоге поддержали мой выбор.

– Расскажи про свой дебют в кино.

– Моим дебютом, наверное, можно считать документальный фильм «Страницы истории Алании», который снимался здесь, во Владикавказе, в 2006 году. Я там играл пленного мидийского вельможу, влюбившегося в царицу Зарину. К этому фильму я тогда поставил трюки и бои на мечах. В первый день сняли общий план боя, а на второй день должны были доснять крупным планом моменты боя. Но выпал снег и была ужасная слякоть, бой пришлось вырезать и целое побоище заменить одним ударом! Получилось неплохо, но столько работы было проделано зря. А погода в кино делает погоду!

Бесо Гатаев и Сослан Фидаров партнеры в кино и друзья в жизни.

Бесо Гатаев и Сослан Фидаров партнеры в кино и друзья в жизни.

– А как и когда состоялась ваша встреча с Сосланом Фидаровым? Ведь ты снимался с ним в фильме «На игре», и в сериале «Последние римляне». К тому же в «Римлянах» сыграл еще один  осетин – Вадим Цаллати.

– Сослан и Вадим учились на одном курсе с моим педагогом-мастером Александром Битаровым в училище им. Б. Щукина. По рассказам моего наставника я знал их заочно задолго до нашего знакомства. В 2008 году я снимался в сериале «Северный ветер» в роли чеченского террориста. Роль эпизодическая и совершенно неприметная, учитывая еще и то, что я играл в маске. Вот там мы с Сосланом и познакомились. Позже снимались вместе в фильме «На игре» и в сериале «Последние римляне» – этот проект еще в производстве. Кстати, в «Последних римлянах» я и познакомился с Вадимом Цаллати. Мы очень быстро сдружились.

– Ты ощущаешь поддержку земляков?

– Зная и учитывая то, что в российское кино очень сложно попасть, нужно больше ощущать поддержку в первую очередь от фортуны, везения и, конечно, от себя самого, так как всегда нужно быть в идеальной актерской форме. А так я, Сослан и Вадим встречаемся вне кино, общаемся и поддерживаем очень теплые дружеские отношения.

Много у тебя вообще друзей в актёрской среде? Кто они?

– Я узнал новых мне людей, очень интересных как в творческом плане, так и в человеческом. Как говорится, друзей много не бывает, но несколько имен озвучу с особой гордостью: Саша Битаров (актер Осетинского театра, мой педагог), Роберт Кисиев и Алан Цаллаев (актеры Русского театра), Руслан Цагараев (режиссер-педагог), Андрей Кокоев (актер, режиссер), Чермен Кочиев (режиссер), Олег Чудницов (киноактер), Фаридуншо Рахматтулоев (киноактер), Мухтар Гусенгаджиев (киноактер, внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый пластичный человек в мире), Фархад Махмудов (киноактер) и, конечно же, вышеупомянутые Сослан Фидаров и Вадим Цаллати.

... и красивые гримерши.

... и красивые гримерши.

Каковы были твои первые впечатления от работы на съемочной площадке? Что удивило, что запомнилось? Сложно ли это?

– Признаюсь, первые впечатления были разочаровывающие, наверное, я по-другому это себе рисовал. Последующие впечатления были более положительными. Понравилось то, что на площадке актер это – АКТЕР, и отношения к нему – трепетное, повышенное внимание – неизменное… Запомнились взрывы пиротехники, горящие каскадеры, красивые гримерши и анекдоты, рассказываемые среди актеров. Сложно? Да! В театре ты репетируешь роль месяцами, а тут тебе дают текст за полчаса до вхождения в кадр. Тут тебе друг и товарищ только твой талант.

Случались ли во время съемок какие-нибудь казусы, забавные случаи?

– Да! Вот один такой случай. Режиссер за кадром спрашивал одного актера (не буду называть имя), как его зовут, на что он должен был сказать имя своего персонажа, а тот видать перед съемкой успел выпить втайне от всех. Так вот, четыре дубля подряд на вопрос режиссера о том, как его зовут, он называл свое собственное имя. У него еще и имя такое смешное было, которое в этот сценарий совершенно не вписывалось.

В фильме "На игре" Гатаев такой...

В фильме "На игре" Гатаев такой...

– А какая атмосфера царила на съемочной площадке популярного телесериала «Вкус граната»? Где проходили съемки? Что ты можешь рассказать о своем персонаже?

– Атмосфера была очень горячая и жаркая, ведь съемки проходили в Турции в 45-градусную жару, и почти вся съемочная группа состояла из пламенных актрис, играющих восточных красавиц, которые, уверен, не  оставили равнодушными телезрителей-мужчин. И, конечно, мужественные, брутальные актеры из Кавказа и Средней Азии, которые, думаю, тоже разожгли не одно женское сердце!

...такой и...

такой...

... и такой.

... и такой.

Мой персонаж – Вагиф… Тут я воздержусь от собственных оценок и доверю свою игру суду зрителей, число которых не сотни и не тысячи, а миллионы. Добавлю только то, что Вагиф – отрицательный персонаж, злодей, убийца. Полная моя противоположность!

– Тебе больше по душе положительные роли или нравится играть таких вот негодяев?

– Нескромно признаюсь: сам по себе я – положительный человек. Но зачастую в кино играю негодяев, и, тем не менее, делаю это с удовольствием и уважением к персонажу. В театре часто играю положительные роли и, надеюсь, что скоро и в кино мне представится такая возможность.  Точнее – возможности!

Какую роль хотел бы сыграть сейчас?

Очень хочу сыграть патриотическую роль! И комедийную – роль героя-любовника и Остапа Бендера!

– А есть все-таки роли, за которые ты бы не взялся?

– Да. Я бы не взялся играть Бога.

В фильме "последние римляне".

В фильме "последние римляне".

У тебя есть любимая театральная роль из уже сыгранных?

– Я люблю каждую сыгранную роль, так как я вкладываю в свою работу душу, сердце, не одну капельку пота, и, конечно, нервы. Назову несколько ролей мне наиболее близких: роль Смирнова в спектакле «Медведь» (А.П.Чехов), роль Макбета в «Макбет» (У.Шекспир), роль Дон Кихота – «Хитроумный идальго Дон Кихот» (Сервантес)  и роль Угарова в «Провинциальном анекдоте» Вампилова.

Ты доволен своими достижениями на данный момент?

– Не считаю сделанное чем-то сверхъестественным или глобальным! Вспоминая известную пословицу, скажу, что я не считаю цыплят ранней весной!

– У тебя обширный опыт работы в театре. Что для тебя игра на сцене и в кино? Где интереснее и сложнее работать?

– Для меня игра – это все! Если коллектив хороший, то и сложная работа в удовольствие! А интереснее там, где ты больше заинтересован ролью, сюжетом, режиссером. Ну, и гонорар тоже занимает не последнее место.

Над чем сейчас трудишься?

– В данный момент работаю сразу над несколькими ролями в новых спектаклях, которые, надеюсь, очень скоро можно будет увидеть на сценах наших театров. Это мюзикл «Стойкий оловянный солдатик» (С. Баневич), опера Антона Рубинштейна «Демон», драма «Расстрел» (А. Просекин).

– Чем кроме актёрского ремесла ты занимаешься в жизни? Есть еще какие-то увлечения?

– Я занимаюсь музыкой, пишу стихи, есть даже парочка прозаических рассказов и несколько  незаконченных пьес. Еще увлекаюсь рыбалкой.

Занятия боксом помогают на съемочной площадке.

Занятия боксом помогают на съемочной площадке.

– Слышала, ты еще и боксом увлекаешься…

Да, боксом занимался около 5 лет. Начал поздно – в 20 лет. Являюсь мастером спорта. Тренировался у Виталия Сланова, но с увлечением пришлось расстаться из-за театра. Правда, в  позапрошлом году в течении полугода я тренировал детей школьного возраста, получал от этого огромное удовольствие, однако из-за отсутствия спонсоров это было довольно проблематично. Потом уехал в Москву на съемки и тренировки прекратились. Хотя мне очень сложно было оставлять детей, я их полюбил и привык к ним, да и они ко мне относились с большой любовью и уважением. Приятно было, когда их родители приходили и выражали благодарность не только за то, что я их тренировал и учил боксу, а еще за то, что воспитывал. Помню каждую тренировку. Они мне потом даже во сне, бывало, снились… Но, видать, жизнь сама указывает путь человеку.

Твои друзья считают тебя «душой компании»… Тебе часто приходится использовать свои актерские таланты в обыденной жизни?

– Если только в компании близких друзей, чтоб развеселить и поднять всем настроение, сделать праздник! В других случаях я за искренность и за правду. Правда рождает доверие и взаимопонимание, а это – самое главное.

Какие твои личные качества помогают или наоборот мешают работе?

– Все качества, которые мне мешали, я выбросил! А те, которые помогают, иногда ленятся мне помогать!

– На твой взгляд, какое самое главное испытание в карьере актера?

– Каждый выход для актера на сцену есть испытание! Ты можешь взлететь или упасть. А после падения не каждый встает. Упал и поднялся – значит, ты справился с испытанием и за это сцена тебя наградит щедро!

Фотопробы фильма "Московский дворик".

Фотопробы фильма "Московский дворик".

Как ты обычно начинаешь работу над ролью? Как вживаешься?

– Первое, что я делаю, это прошу благословления на роль у моего ангела-хранителя. Некоторые роли получаются быстрее и легче, другие очень долго могут не получаться, но нет ничего невозможного. Каждая роль – это закрытый сундук, к которому нужно подобрать нужный ключ. А открыв его, ты получишь огромное удовольствие и удовлетворение от награды, которая тебя там ждет!

174695 Сложно ли искать роли? Как это вообще происходит? Приходится ли молодому актеру хвататься за все, что ему предлагают, или все же можно позволить себе какой-то выбор?

– Здесь  как в жизни – кому-то дается легче, кому-то сложнее. Важно себя хорошо зарекомендовать в работе. На главные роли приглашают уже разрекламированных звезд кино, а роли второго плана и эпизоды подвергаются жесткой конкуренции на кастингах, где на одну роль приходит пробоваться триста человек, и в итоге режиссер указывает на одного!

Я лично для себя уже определил свои цели, так что хвататься за какие попало роли не собираюсь. Хотя многие хватаются, чтобы заработать больше. Но в этом случае кино – уже не искусство,  а те мыльные оперы, которые целыми днями крутят по всем каналам.

– И напоследок расскажи, какие у тебя профессиональные планы на будущее?

– Это у будущего на меня планы, а я буду учиться и трудиться!  А когда устану, то снова буду трудиться!

Тогда побольше тебе интересных ролей и предложений от режиссеров!