Осетия Квайса



Архитектуры застывшая музыка

Ольга РЕЗНИК

banner_3970Имя архитектора Сослана Цаллагова хорошо знакомо жителям Северной Осетии. Профессор архитектурно-строительного факультета Северо-Кавказского горно-металлургического института, заслуженный деятель культуры России, директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры, экс-председатель Северо-Осетинского отделения Союза архитекторов России, которое возглавлял шесть лет, лауреат международных фестивалей зодчества, он является автором многочисленных работ по реставрации памятников истории и культуры Осетии.

В минувшем году небольшим тиражом – 700 экземпляров – вышла книга-фотоальбом Сослана Цаллагова «Владикавказ – летопись в камне», ставшая своеобразной визитной карточкой нашего города. Поверите или нет, но эта книга хранится в личных библиотеках Президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра страны Владимира Путина. Есть она и в министерстве иностранных дел РФ.

В книге Сослана Цаллагова вдумчивый читатель, интересующийся краеведением, архитектурой и искусством, может найти для себя много интересного. В ней есть и экскурс в историю города, начинавшегося как крепость, и обстоятельный рассказ о памятниках архитектуры Владикавказа, в том числе ныне утраченных, его учебных заведениях и особняках, за каждым из которых клубится свой дымок истории, а из него, как известно, и складывается тот дым отечества, что сладок и приятен.

В книге-фотоальбоме впервые рассматриваются элементы памятников архитектуры на фасадах и в интерьерах: решетки ворот, балконов, парадных входов, филенчатых полотен парадных дверей, лепной декор, камины. Собран уникальный фотоматериал, представлены карты города. Но главное, что буквально каждая страница этой яркой книги пропитана чувствами влюбленного в красоту родного города человека. Плод своего многолетнего труда он посвятил светлой памяти архитекторов прошлых поколений, талантом которых создан этот удивительный город.

Беседовать с Сосланом Цаллаговым неизменно приятно. Он интересный собеседник, хороший рассказчик, умен, образован, талантлив. Поражает глубиной и широтой своих знаний и неравнодушием ко всему, что происходит вокруг.

obl– Как зародилась идея создания книги?

– В процессе работы архитектор постоянно сталкивается с массой интересных вещей, связанных с исторической частью города. Судьбы конкретных объектов – памятников архитектуры – порой потрясают. В общем, в результате работы у меня собрался, на мой взгляд, интереснейший материал краеведческого характера, фотографии, результаты обмерных работ, элементы интерьеров с каминами, решетками, касающиеся истории Владикавказа.

Понимаете, в процессе проектирования, особенно в исторической части города, архитектор, независимо от того, желает он того или нет, обязан учитывать сложившуюся историко-архитектурную среду. Статус исторического города, который Владикавказ получил в 1991 году, предъявляет требование соответствующим образом относиться к проектированию в пределах исторического центра. Так потихоньку начинается исследование той среды, в которой работаешь. Кроме того, когда я преподавал в художественном училище на кафедре дизайна архитектурной среды, вместе со студентами приходилось часто заниматься обмерами памятников архитектуры. Мы даже умудрялись по фотографиям зданий, которые ныне не существуют, осуществлять макетную реставрацию утраченных памятников. Кстати, часть сделанных нами макетов не существующих ныне соборов, часовен, церквей, зданий, находившихся в историческом центре, вошла в состав книги.

Случилось так, что накопившийся материал просто бурлил во мне. Я выступал в печати, по радио, на телевидении. Речь непременно заходила и о том, что есть регламент проектирования в исторических городах, который фактически является законом. Его исполнение неукоснительно. Между тем, имело место безответственное отношение руководства города к строительству объектов, которые совершенно не вписывались в историческую среду. Очень много пришлось и спорить, и копий поломать. В конце концов, я понял, что не в силах больше носить в себе накопившийся материал. И все, что хотел сказать по поводу исторической части Владикавказа, выплеснул на страницы этой книги.

В ней есть история города и конкретных памятников, сведения о требованиях, предъявляемых к исторической среде, колористике, малым архитектурным формам, дизайну этой среды, сохранению исторического ландшафта.

– То есть перед нами в какой-то степени методическое пособие по сохранению исторического города?

– Можно сказать и так.

– А как долго собирался материал, вошедший в книгу?

– Порядка 10-15 лет – по крупицам.

yujtr6ut– Вы сейчас говорите о том, что существует регламент проектирования в исторических городах. Есть государственная программа восстановления исторического центра. Между тем, в реальной жизни происходит подчас что-то непонятное: строятся здания, не вписывающиеся в историческую среду, разрушаются памятники истории и архитектуры. Как быть?

– Я уже говорил и повторюсь еще раз, что издал эту книгу, в том числе и для того, чтобы руководство города приняло к сведению все регламенты, которые предлагаются для сохранения исторического центра. В книге даются рекомендации по реализации государственной программы его восстановления. Статус исторического города обязывает нашу мэрию бережнее относиться к памятникам истории и архитектуры, восстанавливать утраченное, работать в том направлении, чтобы находить новые памятники архитектуры, вносить их в список исторических объектов и охранять. Книга «Владикавказ – летопись в камне» может быть предложена как образец для других исторических городов России, которых около 500. Кстати, один экземпляр книги я отправил председателю Союза исторических городов России, с которым имел личную беседу. Я высказал предложение составить историко-краеведческий энциклопедический справочник по всем историческим городам России. В нем должен быть сосредоточен весь информационный материал, который стал основанием для предоставления этим городам статуса исторических.

Что касается Владикавказа, то 6 мая 2009 года планируется проведение историко-краеведческой конференции, посвященной 225-летию Владикавказа. Она преследует цель собрать весь разрозненный материал по истории нашего города и издать его в форме энциклопедии.

– Вы не раз скрещивали мечи в борьбе за сохранность памятников истории и архитектуры. Тем не менее, мы видим, как центр нашего города все больше начинает напоминать улицу портового города – обилие рекламы, торговых точек, двери суперсовременного образца, которых раньше не существовало. А ведь Владикавказ всегда славился тем, что имел свое лицо. Как, по-вашему, с этим бороться?

– Бороться с этим беспределом можно лишь при одном условии, если во главе города будут стоять высоконравственные профессионалы, исполняющие все требования, что предъявляются к историческим городам.

yujtj– Долгое время Вы возглавляли Союз архитекторов республики. Сейчас, насколько мне известно, Вы являетесь ответственным секретарем Союза. Помогает ли это в Вашей публицистической деятельности или, наоборот, отвлекает от нее?

– Дело в том, что многие наши программы, имеющие отношение к уставной деятельности, завязаны с темой истории города. В рамках этих программ был снят фильм «Архитектурная летопись Владикавказа» (авторы фильма – искусствовед Татьяна Остаева и я). Картина была удостоена золотого диплома 15-го Международного фестиваля «Зодчество-2007» в номинации «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах». Ранее мы удостаивались бронзового диплома этого же фестиваля и неоднократно становились его лауреатами за фильмы об истории и культуре Осетии и его столицы Владикавказа. В прошлом году за книгу-фотоальбом «Владикавказ – летопись в камне» я получил диплом фестиваля «Зодчество-2008» в номинации «Лучшая книга об архитектуре и архитекторах».

– Не могу не спросить и об еще одном направлении Вашей деятельности – работе в Северо-Осетинском филиале Российского фонда культуры. Как давно Вы состоите в этой организации?

– Эта организация существует с 1997 года. Поначалу я не находился с ней в прямом контакте. Возглавляла местное отделение Фонда культуры Гюль Федоровна Федосеева (светлая ей память). Она-то и обратила внимание на программы, которые я представлял, на подготовленные мной передачи, выставки. И привлекла меня к работе Фонда культуры. В журналах «Наше наследие», «Ежегодник Российского фонда культуры» на основе моих исследований стали появляться публикации. Так я автоматически стал членом Фонда культуры.

– А когда Вы его возглавили?

– Так случилось, что Гюль Федоровна тяжело заболела и попросила меня на несколько месяцев ее подменить. Я согласился, хотя и был сильно занят. Как мог, выполнял порученную мне работу, разработал новые программы. Реализовывались они на протяжении 2-3 лет. Гюль Федоровне, к большому сожалению, лучше не стало. И мне пришлось дальше нести бремя директора местного филиала Фонда культуры.

Началось мое директорство в1998 году и продолжается по сей день. Это где-то уже чуть больше 10 лет.

– То, что Вы по профессии архитектор, помогает в работе в Фонде культуры?

– В уставной деятельности Фонда культуры одной из главных обозначена тема «Памятники истории и культуры». А памятники архитектуры – это связующая нить. Культура и архитектура – явления одного порядка. Кстати, если поднять уставы Союза архитекторов и Фонда культуры, то невозможно не заметить, что очень многие программы в них пересекаются. «Сохранить», «восстановить», «выявить» – вот слова, что употребляются и тут, и там.

rhy5w4y65uy_1

– Ваша книга – плод многолетних трудов – наконец вышла в свет. Какая-то работа в этом направлении еще планируется? Есть какие-то задумки?

– В эскизном виде я подготовил черновой материал по теме «Память, высеченная в камне и отлитая в бронзе». К работе подключился активист Фонда культуры Александр Кадыков. Кропотливо и добросовестно на протяжении более года он собирал материал по обозначенной теме. Сегодня уже готова книга, соавтором которой являюсь и я.

Издание этой книги, как и предыдущей, должен профинансировать Российский фонд культуры. Но в связи с экономическим кризисом сроки отодвигаются на неопределенное время. Хотя мне и обещали изыскать средства в течение года, ждать с моря погоды не хочется. Поэтому надеюсь найти понимание у руководства республики, города. Кое-какие переговоры уже были проведены. Хочется, чтобы поскорее увидела свет книга, отражающая историю Владикавказа в лицах. В ней – рассказ о личностях, которые оставили яркий след не только в биографии республики, но и в биографии всей России. Это один из авторов ядерного щита России, дважды лауреат Государственной премии СССР, трижды Герой Социалистического Труда Ефим Славский. С 1933 по 1940 год он работал на заводе «Электроцинк» – инженером, начальником цеха, главным инженером, директором завода. Бюст Славского установлен на улице Заводской Владикавказа. Другая выдающаяся личность – автор фотонаборной машины Виктор Гассиев. На основе его изобретения работала вся мировая полиграфия. Я уже не говорю об уроженце Владикавказа режиссере Евгении Вахтангове, Михаиле Булгакове, который начался как писатель во Владикавказе. Перед нами целая плеяда ярчайших личностей, которые имеют большее отношение к мировой культуре, нежели к Осетии.

Книгу надо поскорей издать. Это будет такая визитная карточка Владикавказа, Осетии. На ее страницах нашла отражение история не только нашей республики, но и России в целом, южным форпостом которой является Северная Осетия. Интересный момент: все события, происходившие в стране, отражались на карте Владикавказа, где было и английское, и иранское консульства. И Великий шелковый путь оставил здесь свой яркий след. Об этом только не надо забывать, а потому так важно изучать историю родного края, хранить памятники материальной культуры.