Осетия Квайса



Алла ХАБЛИЕВА: «Школа должна давать знания и учить жизни»

001-1Алла Хаблиева – директор средней школы № 8 города Беслана. Недавно она стала призером Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», кроме того, заняла второе место в номинации «Любимый директор». О завершившемся конкурсе и о разных сторонах современной школы Алла ХАБЛИЕВА рассказала корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Залине ПЛИЕВОЙ.

– Алла Темировна, поздравляю вас от сайта «Осетия-Квайса»!

– Спасибо вам! Кстати, я ваш частый гость! Надо сказать, у вас можно найти много интересного.

– Приятно слышать! Расскажите о конкурсе, в котором вы участвовали.

– Очень важно, что впервые он проводился в Год учителя. Организатором выступил журнал «Директор школы». Конкурс был достаточно интересным и необычным.

– Чем именно?

– Во всех отношениях. Для участия нужно было в форме эссе рассказать о своем управленческом опыте в решении критически важных для школы проблем, о путях их решения и о результате, к которому этот опыт привёл. Участников конкурса было свыше семисот из 81 региона России.  31 из них были отобраны на второй очный тур, среди которых оказалась и я. А одна номинация предусматривала народное голосование в номинации «Любимый директор».

– Так вы в этой номинации вышли на вторую позицию не по решению жюри?

– Совершенно верно. Я получила более 9 тысяч голосов. Бесконечно благодарна всем жителям России, кто отдал за меня свой голос. И, конечно же, была очень важна поддержка моих бывших и нынешних учеников, коллег, родных, друзей – всех тех, кто меня любит, ценит и уважает. Всем им я безмерно благодарна.

– Номинация номинацией, а как реально сегодня дети в школе к вам относятся? Ведь обычно директора побаиваются?

– Я хорошо знаю, как ко мне относятся не только ученики, но и взрослые.

– И как же?

– Не скрою, мнения противоречивые. Одни боготворят, другие считают злодеем. Пусть лучше так, ибо для всех хорошей быть невозможно. Это не мой метод.

– А ваш – какой: строгая, но добрая.

– Да.

9-1– Сейчас проверим. Представьте ситуацию, вы заходите в класс, а там все стоят «на ушах». Ваша реакция?

– Вполне возможно, что я сама с ними начну резвиться, а потом встану и совершенно спокойно начну объяснять урок. Иногда, чтобы ближе узнать ребенка надо по-детски себя повести. Это нормально. Помните у Льва Толстого: «Мне ничто человеческое не вредно!»

– Сколько у вас учащихся?

– 890.

– Да, немало. Знаю, вы уделяете много внимания не только получению знаний на уроках, но и организации интересных общественных мероприятий…

– Это только развивает детей в любом возрасте. Мы, например, постоянно организуем встречи с ветеранами, стараемся сделать их теплыми и неформальными. Всегда важный для нас праздник – день рождения Коста Хетагурова. День учителя очень торжественно отмечаем. В этом году нам исполнилось пять лет, получился очень тёплый по-семейному праздник. Или, к примеру, «День здоровья», который у нас стал традиционным. Оригинально проходят предметные Недели. Сколько интересных и важных дел прошло в школе – не перечислить…

– Как-то поощряете наиболее отличившихся?

– Обязательно. Прилюдная благодарность, грамоты, дипломы, какие-то небольшие ценные призы. Наша школа живёт полнокровной жизнью, и мне представляется, что у нас сформировался дружный коллектив.

– Учителя-мужчины имеются?

– Их очень мало, к сожалению. Хорошо когда в школе работают представители сильного пола. Это больше дисциплинирует мальчишек, да и девчонок заставляет подтягиваться. Поэтому педагоги-мужчины у нас на вес золота.

– В вашей школе есть правило, которое распространяется одинаково на всех?

– Честь по труду. Это от Петра Первого. Мы только взяли его на вооружение.

– Классно! А много умников и умниц у вас обучается?

– Недавно закончились районные олимпиады по всем предметам, и у нас солидное количество победителей и призеров. Это не может не радовать, так как все начинается с малого.

8-1– Как относитесь к тому, что во многих школах отменили 10-11 классы? Это родителей сейчас очень волнует.

– Конечно же, отрицательно, потому что школа должна оставаться полноценной, она должна видеть конечный продукт своей деятельности. А девятиклассник – это нечто неопределившееся.

Что касается непосредственно родителей, то скажу так – мы живем в трудное время, взрослым приходится много работать, и поэтому они уделяют недостаточно времени детям. Это затрудняет работу школы. У нас должна быть тесная связь, для того чтобы в будущем вырастить достойных, образованных младших, а она не всегда есть. Родители из-за усталости не видят, какие интернет-сайты их дети смотрят, не знают, как они учатся, как ведут себя в общественных местах. Это серьезные и актуальные вопросы, которые меня сильно волнуют.

– Можете дать объективную характеристику среднестатистическому ученику XXI века? Спрашиваю потому, что если раньше, в советское время, в единичных случаях говорили: «Не хочу учиться, а хочу жениться», то сегодня произошла трансформация на – «Хочу ничего не делать».

– Извините, в то, советское время знания были достаточно прочными. Нет, я не имею в виду, что сегодняшняя молодежь необразованная. Вовсе нет. Просто ученики моего поколения добывали знания иным путем, больше читали, хотели много знать. А сегодня, если в доме есть компьютер с Интернетом, то можно с его помощью получить любую информацию. Другими словами, в техническом отношении новое поколение заметно превосходят предшествующее. Это вроде бы большой плюс. Только очень уж редко Интернет и телевизор несут познавательную нагрузку. Скорее, отвлекают или завлекают не туда.

– Ваши питомцы носят школьную форму? Или это не модно?

– Тут и речи быть не может: внешний вид – один для всех. Школьник обязан носить одежду делового стиля. Учеба – это работа, где нужно соблюдать определенный дресс-код.

– Интересно, а какое внимание уделяется родному языку? В почете ли он?

– К сожалению, не в должном почете. Но это не только по вине школы. Родной язык в целом в Осетии многим молодым стал неинтересен. Отлучали-то несколько поколений от осетинского. Вот и я его, например, не изучала. Неужели выучив русский язык, не смогла бы освоить родной? Однако такая была образовательная политика. И сейчас очень сложно эти многолетние упущения исправить. Хотя в семье мы все на осетинском  общались и продолжаем общаться.

– Какие ценности стараетесь привить своим питомцам?

– Быть человечнее, когда вокруг столько жестокости.

– На базе 8-й школы есть какие-либо кружки? Чем ваши воспитанники заняты во внеурочное время?

– Интеграции основного и дополнительного образования уделяем большое внимание, поэтому  в школе работают кружки национальных и современных танцев, осетинской гармоники, рукоделия,  секции тхэквондо и даже плавания, ведь у нас есть свой бассейн. Словом, для каждого есть возможность найти для себя что-то интересное.

– А почему вы решили стать учителем? Детская мечта?

– Именно, мечта. Никогда не жалела, что она осуществилась. Стаж моей работы педагогом уже 30 лет (кстати, окончила  наш СОГУ). И я ни разу не сказала, что завтра не пойду в школу. Никогда. Просто люблю свою работу.

– Директором стать тоже мечтали?

– Никогда не стремилась «запрыгнуть» выше, просто у каждого человека должны наступать в жизни моменты, когда он понимает, что нужно подниматься на более высокую ступень. Это нормально. И ребят своих также учу добиваться всего своим трудом и умением. Ведь они и меня, и других старших в будущем сменят – так и должно быть. Это жизнь.

– Вы бы хотели вернуть свои школьные годы?

– Конечно. Многое бы изменила. Хотя, наверно, все должно идти своим чередом.

– Чем ваши собственные дети занимаются?

– Дочь Дина – юрист, а сын живет и работает в Америке.

– Ваши ближайшие педагогические планы?

– Работаю над диссертационным исследованием по педагогике, в основе которого такая педагогическая технология, как урок-полилог.

– Что это значит?

–  Это такая технология проведения урока,  когда в диалог вступают писатели и поэты, композиторы и художники разных стран и разных эпох, сами эпохи, учитель и учащиеся, родители учащихся и гости, традиции и обычаи, фотографии и предметы… Такой урок направлен на формирование личностных качеств школьника, формирование его эстетического вкуса и воспитание высоких духовно-нравственных ценностей.