Осетия Квайса



Алла КУЛОВА: «Только мы определяем, на какую моду нам ориентироваться»

Екатерина ДЖИОЕВА

- 076Молодой, перспективный модельер Алла Кулова из Владикавказа знает о самой капризной даме – моде – все или почти все. И с удовольствием в эти первые весенние дни делится с жителями Осетии своими профессиональными секретами. Будучи еще студенткой Владикавказского института моды, она уже радовала своими успехами и, как признается ректор института Зинаида Томаева, отличалась особенной работоспособностью: вместо заданных на дом десяти эскизов делала не меньше пятидесяти. Вот такая любовь!

Путь от просто увлеченного модными тенденциями человека до настоящего модельера, конечно, не прост, но Алла прошла его достойно. Выучиться в швейном училище, уметь шить – это просто необходимо в ее профессии. Потом был институт, первые высоко оцененные модели. А сегодня мы беседуем в ее собственной мастерской, завешенной красивой, стильной одеждой многочисленных клиентов, доверившихся ее таланту, желающих подчеркнуть свою индивидуальность посредством авторской задумки Аллы Куловой.

? Как вы определились с выбором профессии?

? Мне не пришлось этого делать. Передо мной не стояло выбора, потому что профессия меня, можно сказать, выбрала сама.

Помню в школе, сидя на уроках, я все время что-то черкала, делала какие-то зарисовки. Настолько погружалась в это занятие, что даже преподавателя переставала слышать. Без преувеличения могу сказать, что я чувствовала в этом огромную потребность, ничуть не меньшую, чем во сне, еде и других естественных нуждах человека. И, кстати сказать, вовремя обратила внимание на то, что рисую я не животных, не природу, а именно девушек в красивых нарядах. И так до сих пор.

? Вашим любимым предметом в школе, наверное, было рисование?

? Нет, математика (смеется). Хотя точность в моей профессии просто необходима, поэтому математические знания пригодились.

? Расскажите об Институте моды, ваших педагогах?

? Мне повезло, что институт открылся именно в тот момент, когда я стояла на распутье и задумывалась над тем, куда же идти учиться? В один прекрасный судьбоносный день (я тогда оканчивала второй курс училища) моя мама открыла газету и прочла, что во Владикавказе открывается Институт моды, где готовят модельеров. Я задумалась о подготовке к поступлению. Но мама была настроена более решительно, поэтому на следующий же день мы взяли мои эскизы и пошли в институт на собеседование. Меня сразу приняли.

Я была среди первых студентов. Обстановка была очень теплой и гармоничной. Звенит звонок на перемену, а в коридорах тишина. Такое камерное состояние института благоприятно сказывалось на творческих процессах. Со мной в группе начинало учиться 26 человек, к финишу пришли только 12.

Эскиз.

Эскиз.

Педагоги нам преподавали очень сильные. Один лучше другого. Всех подбирала ректор института Зинаида Георгиевна Томаева. С большим удовольствием вспоминаю любимого преподавателя истории искусства Таймураза Сергеевича Газданова. Он поломал мою систему взглядов на жизнь, полностью поменял мировоззрение. Руку в рисунке тренировал Феликс Ясонович Габараев. Моделировать учил покойный Николай Харитонович Буранов, который в свое время окончил Московскую косыгинскую академию, выпускником которой был и знаменитый Вячеслав Зайцев. Николай Харитонович нам рассказывал, как по распределению попал в Туркменистан и работал главным художником Дома мод. Его другом был Пьер Карден. Правда, в отличие от Пьера Кардена, у Николая Буранова было две золотые медали. Немного мешал языковой барьер. Он плохо говорил по-русски. Но все, что было возможно, мы из него вытянули.

? Правда, что потом вы преподавали в родном институте?

? Да, преподавала архитектонику три года, которых мне вполне хватило, чтобы понять, что это не мое.

Хочу сказать, что преподаватели всегда были в тонусе, потому что в институте сложилась очень нужная, на мой взгляд, система оценки педагога студентами. Используя пятибалльную систему, по пунктам учащиеся ставили оценки за подачу материала, за внешний вид, за справедливость и так далее. Все происходило анонимно и передавалось ректору на рассмотрение.

? Участвовали в конкурсах?

Амазонки.

Амазонки.

? Да. Для участия нужно было представить курсовую работу. Она представляет собой мини-коллекцию из трех моделей, законченных образов, продуманных с головы до пят. Должны быть и эскизы, и готовые модели. К показу коллекции подбирается музыка, этому нас тоже учили. Обязательно должно быть название и описание коллекции. В этом у нас у всех были сложности. Потому что трудно описать словами ту идею, которая заложена в твоей одежде. Поэтому лучше сначала придумать название и определиться с идеей, а уже потом начинать работать.

Первый раз я участвовала в конкурсе «Русский силуэт» в 2003 году. Это был полуфинал в Сочи. Но мне там не повезло. Тогда для меня оказалась ударом встреча с одним из членов судейского жюри Сергеем Зверевым. Участники окружили его и начали задавать разные вопросы. К сожалению, некому было «запикивать», как это бывает на телевидении, его речь, состоящую сплошь из ненормативной лексики. Я была разочарована. Согласно его позиции, сейчас всем нужна только одежда, пропагандирующая свободную любовь. Да и вообще он был недоволен этим конкурсом. Сказал, что только прилетел с показа «Дискуаер», а к нему тут с какими-то глупостями пристают. После общения с такими людьми плакать хочется.

А.Хилькевич, А.Кулова и Ф.Цахилова.

А.Хилькевич, А.Кулова и Ф.Цахилова.

Больше всего люблю вспоминать участие в конкурсе «Экзерсис», где я заняла второе место в номинации «Маленькое платье» с коллекцией «Мадемуазель Форд». К нему я уже подошла более серьезно, более обдуманно. Работа получилась менее фантазийной, больше профессиональной. Конкурс проходил в Москве. Председателем жюри был главный редактор журналов «Индустрия моды», «Интернациональ текстиль», «Ателье», «Стильные прически», аналитик моды, лауреат национальной премии в области индустрии моды Александр Хилькевич. После объявления результатов конкурса я подошла к нему и поинтересовалась его мнением о моей коллекции. Он был краток, сказал буквально два слова: «Работайте, можно!». Но из уст мастера и этих слов было достаточно.

Мадмуазель Форд.

Мадмуазель Форд.

? И где успели поработать?

? По завершении учебы меня позвали в свадебный салон «Изольда», где я проработала год. Моделировала платья, рисовала орнаменты. Были заказы и для разных танцевальных ансамблей. Стилизовать национальные костюмы приходилось мало, но я пыталась все-таки навязывать свое. В скором времени стало понятно, что это губит меня как творца, и я ушла.

Съездила в 2008 году в Арабские Эмираты. Меня пригласили поработать на массовое производство. Увидела изнанку красивой обертки. Шили трикотажную одежду. Ассортимент моделей скудный. Дешевые, синтетические ткани. Меня это удручало, ведь я привыкла всегда работать с натуральными нежными тканями. А тут всю душу приходилось вкладывать в эту дешевку. Так что там меня надолго тоже не хватило.

Сейчас у меня своя мастерская. Конечно, в маленькой мастерской трудно претворить в жизнь что-либо крупномасштабное. И все же, помимо заказов индивидуальных клиентов, для которых, в основном, сейчас работаю, у меня бывают и заказы костюмов для трупп театров, цирков и других коллективов. Стараюсь, чтобы для моих заказчиков каждая новая вещь была праздником. Поэтому они ко мне и идут, наверное.

В перспективе подумываю о поездке в столицу. Буду покорять.

Цыганский костюм для цирка.

Цыганский костюм для цирка.

? Какой модой больше интересуетесь – женской, мужской, детской?

? Наверное, создавать мужские костюмы – очень интересно. Но для меня – это скучное занятие, априори. Детям я тоже не могу шить. Сколько раз пыталась, но терпения не хватает. Они ерзают, крутятся. Кошмар какой-то. Я к этому пока не пришла. Поэтому моя аудитория – это женщины.

? Какими качествами должен, на ваш взгляд, обладать модельер, чтобы угадывать желания, завоевывать, заинтриговывать массы?

? Трудно сказать. Если брать в расчет требования, предъявляемые работодателями сегодня, то для того, чтобы работать модельером, мало быть творческим, возвышенным человеком. Надо быть и аналитиком, и экономистом, и маркетологом, и где-то даже психологом. Да и вообще это бизнес, его нужно уметь продумать на всех стадиях.

? Кто сегодня диктует моду?

? Бренды диктуют. Здесь есть своя система, свои законы. Ведь одновременно всех не могут посещать одинаковые идеи. Естественно, все это оговаривается представителями фирм заранее. Принимается отправная точка, которая и определяет направление дизайнеров для будущей работы. А вообще мода повторяется. Формы остаются, содержание все время усовершенствуется. Здесь учитываются разные факторы: прогресс в науке, смена власти, политического режима, идеологии и все, что угодно, другое. Например, полетел первый человек в космос, и Пьер Карден всех одел в комбинезоны. Понимаете?

Аслан Моргоев, танцор кабаре, Франция.

Аслан Моргоев, танцор кабаре, Франция.

? Что сегодня носят?

? Ткани в моде точно такие же, как в прошлом сезоне. Это мелкорапортные, мелкоузорчатые ткани. Модных цветов целая палитра. Несомненный лидер – черный и все оттенки серого цвета, особенно серый металлик. Модно сочетание черного с белым. Коричневый был и всегда останется нейтральным цветом в моде. Он уникален своей совместимостью с другими цветами и дает возможность дизайнерам создавать великолепные цветовые комбинации. К тому же, коричневый цвет имеет темный тон, что соответствует модным цветам 2010 года. Молодым людям для освежения образа модельеры предлагают бежевый цвет. Для женщин более зрелого возраста в моде так называемый бургундский – оттенок красного. Если красный цвет категорически не подходит, используйте оранжевый, он тоже актуален в 2010 году.

Осенью и зимой в моде розовый, имеющий легкий оттенок фуксии. Синий цвет и все его оттенки не нарушает общую темную гармонию модных цветов одежды. Конечно же, модельеры не могли обойтись без зеленого цвета – цвета природы. Цвет молодой травы, ярко-зеленый, темно-зеленый, и серо-зеленый позволят разнообразить модный гардероб.

? Насколько жители Северной Осетии подвержены веяниям моды?

? Во Владикавказе очень модные люди. Многие ездят в Москву, в Италию, чтобы принарядиться. Особенно это относится к молодежи.

Исторически, видимо, как-то складывается, что жители Северной Осетии, в основном, предпочитают темные оттенки одежды. Я когда была в Эмиратах, заметила, что их производители одежды очень тщательно изучают рынок. Например, в Краснодарском крае любят яркие, сочные цвета. В Осетии, Чечне, Ингушетии, Кабарде спрос на темную, приглушенную, не кричащую одежду. В соответствии с этим спросом и шьются коллекции для разных регионов. И это правильно, иначе производитель может остаться в убытке.

Элегия.

Элегия.

? Является ли мода средством пропаганды?

? То, что нам навязывают модой, – это не всегда нужно, актуально, да и вообще приемлемо. Мода – это иногда прихоть таких людей, как тот же Зверев.

Одевая человека и самих себя, модельеры диктуют и пропагандируют свое видение в массы. То есть, как мы одеты, так мы себя и ведем. Это психология.

Если смотреть более объемно, то тут порой попахивает политикой, такая вот игра по пропаганде наркотиков, секса, насилия и так далее. Но радует, что по результатам голосований в Интернете восемьдесят процентов аудитории понимают, что такое хорошо и красиво, а что не есть хорошо. Что принимать за истину, а что не стоит.

А агрессия некоторых пропагандистов ассоциируется у меня с осенней мухой, которая знает, что ей вот-вот придет конец, и она становится назойливой и кусачей. Вот такие предсмертные конвульсии.

Мой совет молодым людям: меньше смотрите МTV, «Дом-2» и прочую ерунду. Смотрите лучше недели высокой моды. Я недавно посмотрела, что показывают на музыкальных каналах, это же ужасно. Безвкусица, разнузданность, полная деградация. Такое чувство, что нас хотят разрушить изнутри. Но не будем забывать, что мы свободны в своем выборе, и только мы определяем, на какую моду нам ориентироваться.