Осетия Квайса



Кавказ для России: обуза или подспорье?

_2010d236-04-01-mСтрасти по Кавказу кипят на российских улицах в лютой ненависти агрессивной толпы, для которой не существует аргументов, кроме выброса энергии силы. Но эти же страсти стали главной темой и интеллектуальных обсуждений на страницах газет, экранах телевизоров и в Интернете (тупую ругань вперемежку с площадным матом оставим для наслаждения тем, для кого этот умственный уровень является предельным).

Каждый день появляются все новые и новые аналитические статьи и комментарии. В сегодняшних «Известиях», например, знаковый публицист последнего времени – Дмитрий Соколов-Митрич, которого охотно цитируют, выступил с еще одной публикацией – «Иван кавказский». В ней он приходит к парадоксальному выводу: «Россия, которая на протяжении почти двух веков являлась для Кавказа главным цивилизующим фактором, теперь сама стала объектом кавказского воспитания»… Интересно почитать.

Заслуживающий внимания материал на главную тему, которой живет сегодня страна, напечатал «Коммерсант». В статье «Восстание карланов» авторы Андрей Козенко и Олег Кашин попытались разложить по полочкам, что из себя представялет самая молодая поросль фанатского движения.

Ну, а на различных блогах самый обсуждаемый вопрос – быть или не быть Кавказу, Северному Кавказу, северо-восточной части Кавказа (тут выявились вариации) в составе современной России. Публикуем серию материалов с одного из таких блогов, автор которого пишет под ником hiker1.

Что России делать с Северо-восточным Кавказом?

Думаю, в свете последних событий вновь обострится вопрос, как решать те проблемы, которые создает России нахождение в ее составе проблемных северокавказских регионов, в частности Дагестана, Чечни и Ингушетии.

Занимая всего 0,4% территории страны, они сосредотачивают в себе около 50% российских мусульман и обеспечивают свыше 80% всех случаев межнациональных, межконфессиональных и межкланово-криминальных разборок, приводящих к человеческим жертвам. Эти республики практически лишены русского населения, с трудом контролируются центральной властью, для них характерны чудовищные показатели уровня коррупции, произвола силовых структур, преступности и всех важнейших социально-экономических показателей.

Среди аргументированных мнений, высказываемых на более-менее конструктивных интернет-форумах, можно выделить две группы:

1) Исключить из состава Российской Федерации, условно «по Тереку».

Это относительно редко высказывается прямо, но все же в последнее время все чаще и чаще. Аргументируется это примерно так: время наглядно показывает, что народы Северо-восточного Кавказа не способны интегрироваться в российское общество. Они хотят жить по-другому, по-своему. И никогда – не захотят по нашим правилам. И не нужно их заставлять. Принадлежность к разным цивилизациям, усугубленное войнами, режимом КТО, и громкими выходками отморозков с обеих сторон практически исключают многолетнее дружественное сосуществование и постепенную ассимиляцию, на которую делают ставку власти. Попытки переселять жителей этих республик Кавказа для ассимиляции в другие регионы приводят только к нарастанию межнациональной напряженности в них и нагнетанию антикавказских настроений и исламофобии по всей стране, от которых страдают и взаимоотношения с другими народами, ранее традиционно жившими с русскими в мире и согласии.

Сохранение существующего положения вещей приведет к тому, что события, подобные побоищу на Манежной площади будут повторяться вновь и вновь. И через энное количество лет страна будет стоять на пороге гражданской войны, в ходе которой не сможет удержать в своем составе не только эти три республики, но и многие другие, распавшись по югославскому варианту.

В случае же размежевания по Тереку, страна теряет лишь 0,3% своей территории (для сравнения, в этом году одних только лесов в стране сгорело больше), зато избавляется от одного из важнейших источников социальной напряженности.

Помимо всего прочего, это позволит заметно сократить бюджетные расходы, улучшить общую инвестиционную привлекательность страны (за счет снижения вероятности возникновения горячих точек), улучшить перспективы безвизового обмена с ЕС.

Хотя в стране и останется какое-то количество дагестанцев и вайнахов (например тех, кто имеет недвижимость и прописку), но ограничение свободного въезда в страну для всех желающих постепенно снизит антикавказские страсти в российском обществе, открыв путь к нормализации двухсторонних отношений со многими государствами кавказского региона.

Несмотря на высокую религиозность, большинство населения этих трех республик все же является сторонниками светского государства. Более того, вовсе не обязательно, что в них установятся антироссийские режимы. По началу они будут пытаться пристроится под крыло США, Турции, Ирана или Саудовской Аравии, поднимать вопрос о компенсациях за геноцид и т.п., но в силу географического положения, исторических и хозяйственных связей рано или поздно установят добрососедские отношения с Россией.

2) Любой ценой не допустить их выхода из состава России.

Аргументы этой группы таковы: Северо-восточный Кавказ хоть и является культурно чужеродным телом для России, но контроль над ним крайне важен для обеспечения безопасности на всем юге страны. Плата за эту безопасность хоть и весьма большая (имея ввиду расходы фед.бюджета и вседозволенность для представителей соответствующих диаспор), но последствия от предоставления независимости этим трем республикам могут быть куда серьезнее.

Во-первых, это будет воспринято как проявление слабости России и подобные процессы (выдавливание русского населения, достижение моноэтничности и последующее отделение) могут начаться и в других республиках.

Во-вторых, простое отделение само по себе ничего не даст. Нужно будет затратить довольно значительные средства на обустройство новой границы, которая, в отличие от Кавказского хребта куда более условна. Решить проблему коррупции в ФМС и МВД, без которых свободное перемещение дагестанцев и вайнахов по стране, а также формирование ими криминальных группировок, останется в прежнем виде.

В-третьих, территория Северо-восточного Кавказа может стать неконтролируемым ядром пропаганды русско-язычного исламского экстремизма. Что подвергнет угрозе его роста не только мусульманские республики России, но и страны Средней Азии.

В-четвертых, в случае слабости светской власти, и прихода к ней религиозных фанатиков, мы можем получить до 3 млн. беженцев на своей территории и failed state, типа Афганистана, у себя под боком. С полным набором: развитием таких передовых отраслей экономики как нарко- и работорговля, агрессивной риторикой, стремлением к овладению оружием массового поражения, организацией террактов, ну и просто показательными убийствами попавшихся под руку «кяфиров». Даже если власть останется светской, масса территориальных разногласий между многочисленными народами, населяющими этот регион не дадут ему спокойствия.

Ну и в пятых, отделяя Северо-Восточный Кавказ, занимающий важное геополитическое положение, Россия лишает себя массы выгодных перспектив и утрачивает ряд конкурентных преимуществ в регионе. Так, успешность организации транспортного коридора Север-Юг будет зависеть от Дагестана; у США и Евросоюза появится альтернативный Азербайджану путь транспортировки прикаспийских углеводородов; придется заново делить Каспий, Россия лишится заметной его части; создание на территории Чечни или Дагестана военных баз НАТО существенно изменит баланс сил в регионе и России придется затратить немало средств, чтобы его поддерживать.

Вот такие пироги…

Оптимального выхода, лично мне, не видно…

У кого какие мнения?

12.12.2010

Что нам делать с Северным Кавказом? Новые мысли

После событий на Манежной и последующих беспорядков все громче звучат призывы к «разводу» с Северным Кавказом.

Удивительно, но даже мое поколение, пережившее в призывном возрасте две чеченские войны – в целом относится сейчас более толерантно к выходцам с Кавказа, чем нынешние дети старшего школьного и студенческого возраста, с трудом представляющие себе, какие народы в него входят и какова история взаимоотношений России с каждым из них. Отсутствие здравой миграционной, национальной и молодежной политики, общедоступность экстремистской информации – наконец привели к тому, что молодежь, подогреваемая многочисленными фактами несправедливости со стороны органов власти и силовых структур – выплеснула недовольство на улицы. Причем, в соответствии с сегодняшними нормами поведения – в самой омерзительной форме. Историкам (а эти события, безусловно, войдут в историю) придется решать сложную этическую задачу: приводить ли в своих трудах лозунги протестующих буквально, или заменять их обобщающими фразами.

Кавказская молодежь, тоже потихоньку радикализуется и наглеет. Не секрет, что с распространением интернета основой, формирующей их общественное мнение являются сайты вроде «кавказцентра», а вовсе не ЖЖ Рамзана Ахмадовича. Выросшая в обстановке вседозволенности и презрения к русским, и ищущая место под солнцем, объединившись под знаменем радикального ислама в ущерб национальной самобытности и вековым традициям, она в массе своей совершенно не стремится к интеграции в российское общество.

И хоть по 20-30% непримиримо настроенных с обоих сторон – это не весь народ, но все-таки очевидно, что в будущем сосуществовать нам вместе будет удаваться со все большим и большим трудом.

Сразу отмечу, что много думал, но при этом никогда не являлся ярым сторонником исключения из состава РФ каких либо частей. Поводом для изменения позиции послужили события этого года, главным из которых явилось превращение пожарами примерно 80-90 тыс. кв. км. нашей территории в обугленную пустыню, в ходе которого было продемонстрировано полное безразличие к этой утрате как органов гос. власти, виновной в умышленном развале лесного хозяйства, так и нашего общества, крайне вяло отреагировавшего на бездействие властей. Произошло грустное открытие: собственная земля не является больше для нас чем то святым и ценным. Но не смотря на это, сэкономив на лесном хозяйстве 20 млрд руб и оставив бесхозной территорию размером с США, власти упорно пытаются удержать в составе России какие-то микроскопические мятежные окраины, заливая их на порядок большими деньгами.

Абсурдность ситуации подчеркнули последние события. Несмотря на то, что Грозный уже входит в десятку наиболее динамично развивающихся городов Европы, местами напоминая Дубай, а выходцам с Северного Кавказа предоставляются порой немыслимые преференции мы за послевоенный период не только не приблизились к столь вожделенному межнациональному миру, а напротив, стоим на пороге полномасштабной гражданской войны, от которой нас пока удерживают только нефтяные котировки.

Я хоть и не склонен поддаваться на развернувшуюся в сети антикавказскую истерию, но все таки приведу некоторые новые мысли о том, какие изменения в административно-территориальном устройстве на Северном Кавказе сейчас были бы оптимальны, для сохранения межнационального согласия, культурного многообразия, мира, стабильности и процветания для каждого жителя этого региона, безотносительно его национальности.

Новая карта Сев.Кавказа может выглядеть так

kaukas_map

Итак, вместо сложной мозаики из субъектов РФ с разными статусами, на территории Северного Кавказа будет 2 края со столицами в Краснодаре и Пятигорске, а также три независимых государства: Алания, Конфедерация Чечни и Ингушетии (Нохчи Чо) и Федерация Дагестан.

При этом, общая площадь отделяемых территорий относительно небольшая, и не превышает, к примеру, общей площади, пройденной лесными пожарами в РФ за одно только лето 2010 года.

Сначала об отделении Дагестана, Чечни и Ингушетии.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ можно сформулировать так:

1) лишаясь всего 0,3% территории, РФ исключает из числа граждан почти всех представителей «неинтегрируемых» народов (сосуществование с которыми в рамках одного государства затруднительно в силу больших культурных различий, разных цивилизационных устремлений и взаимных трудноискоренимых исторических обид). При этом оттуда не возникнет потока русских беженцев, как при развале СССР, т.к. их там попросту практически нет.

2) произойдет снижение исламофобии и антикавказских настроений в России за счет снижения доли коренных народов российской части Кавказа в общей численности населения до 1%. Кроме того, это будут в основном народы, в отличие от соседей с Восточного Кавказа – малочисленные, очагово расселенные и более-менее лояльно относящиеся к России: адыги и карачай-балкарцы. Вайнахи и дагестанцы не имеющие недвижимости и прописки в регионах РФ, будут иметь ограниченные права на пребывании в стране (как и все другие иностранцы). Вряд ли в таком статусе сохранятся прежние проявления вседозволенности.

3) чеченский сепаратизм, сменившийся, ввиду снижения общественной поддержки в республике, крепнущей год от года идеей создания исламского государства на всем Северном Кавказе сойдет на нет, превратившись во внутриполитический диалог в границах независимой Нохчи Чо, утратив свою антироссийскую направленность и перестав будоражить российскую общественность.

4) открывшаяся демографическая картина в РФ (сейчас сильно искажающаяся высокой рождаемостью в республиках Северо-Восточного Кавказа), согласно которой темпы убыли населения в РФ являются самыми быстрыми в мире, – окончательно снимет розовые очки и заставит по настоящему серьезно на государственном уровне заниматься нравственным воспитанием молодежи, поддержкой семьи и повышением качества медицинского обслуживания. Можно будет наконец-то дать ход стимулированию рождаемости путем применения льгот на приобретение жилья, земли и т.п., не опасаясь, что значительная часть этих средств уйдет в поддержку традиционно многодетных семей Дагестана, Чечни и Ингушетии. Также, весьма красноречивой станет и статистика по наркомании и алкоголизму, что вынудит наконец-то перейти от слов к делу в борьбе с этим злом.

5) произойдет экономия бюджетных средств, в огромном количестве уходящих сейчас в Дагестан, Чечню и Ингушетию как в бездонную бочку.

6) в спорах вокруг организации транспортного коридора Север-Юг окончательный приоритет будет дан перевозкам по Каспию между портами Оля (Астраханская обл) и Рештом (Иран), вместо железной дороги через Дагестан и Азербайджан. Это приведет к концентрации большинства рабочих мест и капитальных вложений в Астраханской области, вместо республик Кавказа; позволит оживить Астраханский край, а также судостроительную и судоремонтную отрасль.

7) при грамотно построенной дальнейшей национальной и миграционной политике, а также соответствующем укреплении южных рубежей, России гораздо легче будет добиться существенных послаблений в визовом режиме с ЕС.

8) Запад утратит такой весомый рычаг воздействия на Россию, как упреки в нарушении прав человека, произволе силовых структур на вечно неспокойном Северо-восточном Кавказе.

9) Во внутриполитической борьбе в России произойдет концентрация внимания на более актуальных проблемах развития страны, что непременно скажется на улучшении качества жизни и экономическом росте.

10) Значительная часть нефтяных месторождений по левому берегу Терека и потенциально нефтеносного каспийского шельфа, остается под контролем РФ. Разрабатывать их будет проще, чем в условиях вечной нестабильности Дагестана.

11) Произойдет избавление от нерегулируемого потока экономических мигрантов и разного рода беженцев из Нохчи-Чо и Дагестана. Вместо России они скорее всего перенаправятся в страдающую от избытка толерантности демократическую Грузию.

12) Борьба с этническими преступными группировками, особенно в Пятигорском крае, больше не будет осложнена беспрепятственно перемещающимся «группами поддержки» из соответствующих республик Северо-Восточного Кавказа, приводящих в трепет местных сотрудников МВД.

13) Россия избавляется от таких потенциально опасных замороженных конфликтов на своей территории, как осетино-ингушский, лезгинский, а также между народами Дагестана, между чеченцами и ингушами.

14) Исключение из числа граждан РФ большинства представителей народов, не склонных к интеграции, позволит отказаться от института прописки, что увеличит мобильность населения и сократит потребность в привлечении иностранной рабочей силы.

15) В Российской армии будут исключены случаи «исламских бунтов», которые в последнее время не редкость, устраиваемых как правило призывниками из Дагестана. Такие случаи не только создают угрозу безопасности государства, но и отпугивают от службы армии русских призывников.

А ОСЕТИЮ ТО ЗАЧЕМ ОТДЕЛЯТЬ?

Воскликнут многие. «Это же единственный наш союзник на Северном Кавказе!».

А вот за этим и отделять, что все преимущества союзнических отношений можно реализовать лишь при статусе равноправных партнеров, скрепленных крепкими межгосударственными узами.

Тот внешнеполитический тупик, в который Россия попала в треугольнике отношений с Осетией, Грузией и Абхазией будет сложно решить иначе. Вынужденная расходовать огромные средства на поддержку Южной Осетии и не получающая от этого никаких преимуществ, Россия лишь создает себе еще одно государство-иждивенца, сохраняет клеймо страны-оккупанта в глазах стран Запада и угрозу вовлечения в полномасштабный конфликт с культурно-близкой Грузией, при ряде обстоятельств могущий перерасти в третью мировую.

Вся эта головная боль решается очень просто путем создания единого независимого осетинского государства.

Алания, окруженная такими соседями как Ингушетия и Грузия просто обречена на союзнические отношения с Россией.

Страны Запада сначала в растерянности почешут репу, но вынуждены будут признать новое государство.

Грузия при этом попадает в щекотливое положение: либо, вслед за Россией, признать единую Аланию (но тогда уж заодно признать и Абхазию), либо опять попробовать решить проблему силовым путем, в результате чего еще раз получить по носу и самой приобрести имидж страны агрессора против маленького беззащитного молодого государства. При последнем варианте несмотря на военную поддержку Алании Россией, Грузии будет очень сложно обвинять в «имперских амбициях» страну, только что в одностороннем порядке предоставившую независимость аж четырем республикам.

При любом раскладе Россия сохраняет имидж страны-миротворца, а не агрессора, демонстрируя мудрую политику и уважение прав малых кавказских народов.

Однако, скорее всего Грузия, как демократическое государство, выберет первый вариант, постепенно восстанавливая и добрососедские отношения с Россией.

Немногочисленное русское население, оставшееся в Алании (около 100.000 чел, сосредоточенное в основном во Владикавказе) едва ли будет подвергаться каким-то притеснениям и отток, если и будет происходить, то по экономическим причинам.

Страна, лишившаяся дотаций из российского федерального бюджета, вынуждена будет изменить нынешнюю уродливую структуру экономики с опорой на свои естественные конкурентные преимущества (субтропическое земледелие на юге и богатые туристические ресурсы). Находясь в составе России реализовать их в полной мере сложно. Так, для массового туризма просто постройки горнолыжных курортов недостаточно – нужна изюминка, например: возрождение многовековых традиций, обычаев и ремесел, сохранение аутентичного облика горных селений и общее культурное возрождение. Сейчас же в республике идут прямо противоположные процессы: усугубление зависимости от федерального бюджета, деградация языка и культуры осетин, утрата исторических памятников, повсеместное нарушение красоты горных ландшафтов новыми ГЭС, дорогами, ЛЭП и аляповатыми строениями, портящими вид традиционных осетинских поселений. Не думаю, что все это делается по чьему то злому умыслу… Проблема скорее в том, что чиновники, ответственные за принятие ключевых решений в Москве попросту настолько далеки от этих проблем, что часто не могут вспомнить и половины входящих в состав России регионов. Не говоря уже, что многие из них никогда и не были ни в Осетии, ни на Камчатке, ни в Туве, ни где бы то еще, кроме Сочи и Питера.

Что же с другими коренными народами российской части Северного Кавказа?

Главная цель изменения АТР этой части Кавказа: культурное многообразие должно стать богатством России, а нее головной болью.

Практика показала, что стремление насильственно подавить национальное самосознание кавказских народов приводит только к протесту и формированию новой идентичности, основанной на радикальном исламе и превращении в аморфное «кавказец» за счет стирания культурных различий, что влечет за собой гораздо большую угрозу.

Для этого необходимо в пределах краев, среди районов со смешанным населением центрального краевого подчинения, учредить и национальные районы (с подавляющим преобладанием коренного населения, включающие в себя преимущественно сельские населенные пункты). У крупных этносов может быть несколько национальных районов. Например, в Кубанском крае можно выделить районы: адыгейские, армянские, шапсугский, казачий. В Пятигорском крае – кабардинские, черкесские, балкарские, абазинский, карачаевский, ногайский, казачий.

Города со смешанным населением, такие как Майкоп, Черкесск, Нальчик, Прохладный, Майский, Кизляр и др. будут подчиняться краевым администрациям.

При этом не следует вновь повторять ошибок АТР СССР, когда в национальные субъекты намеренно включались казачьи станицы и города, населенные русскими. Это в итоге приводит только к ущемлению прав входящих в него народов, конфликтам, и почти всегда – к вытеснению русских.

Преимущества такого административно-территориального устройства:

- в одном субъекте РФ объединяются родственные народы: черкесы и кабардинцы, а также балкарцы и карачаевцы; прекращается основа для их взаимных разногласий;

- понижение статуса территориальной единицы (с республики до районов) компенсируется возвращением выборности глав местного самоуправления (вместо их назначения, как это было в республиках);

- свободное развитие своего языка и культуры в пределах района (без конфликтов с другими народами, входящими в современные республики, что в данным момент отравляет жизнь там всем без исключения и создает постоянное ощущение напряженности);

- уменьшится риск ущемления прав «нетитульных» народов (что сейчас происходит во всех национальных республиках).

Адыги и карачай-балкарцы должны чувствовать равноправие, осознавать и ценить те широкие возможности, которые дает нахождение в составе РФ, по сравнению с маленькими мононациональными республиками. Тут важно очень внимательное отношение и баланс интересов, чтобы с одной стороны не вызвать сепаратистских настроений среди этих народов и с другой стороны не ущемлять права народов проживающих по соседству, главным образом русских.

Условиями отделения трех государств должны быть гарантии безопасности для России, для чего необходимо:

1) Сохранение 4 военных баз на их территории: Каспийск (морская, защита интересов РФ на Каспии), Ханкала (защита светской власти в Нохчи Чо), Владикавказ и Цхинвал (миротворческие функции в зоне осетино-ингушского и осетино-грузинского конфликтов). Такое минимальное военное присутствие оградит новые страны от междоусобиц, стремления вступить во враждебные России военные блоки и альянсы, обеспечит поступления в их бюджет в виде арендной платы и несколько тысяч рабочих мест для местных жителей.

2) С Нохчи Чо: договорное закрепление отсутствия взаимных претензий в геноциде и выплат компенсаций. Обе войны и последовавший за ним режим КТО должны быть признаны ошибкой предыдущих руководств РФ и ЧРИ, потери с обоих сторон – сопоставимыми и напрасными.

3) С Нохчи Чо и Дагестаном: Произвести ограниченный мирный обмен населением, с учетом их этнической принадлежности, на добровольной основе: русских – переселить на левобережье Терека, возродить поселения терских казаков; чеченцев и дагестанцев из захваченных в ходе войн казачьих станиц – на правобережье (согласно пограничной линии на схеме).

4) Включить все три новых государства в ОДКБ. Осетию-Аланию: в ЕЭП и Таможенный союз.

5) Участие российских пограничников в совместной охране южных границ (как до недавнего времени было в Таджикистане).

6) С Нохчи Чо и Дагестаном: принципиальный запрет на пересечение границы на автотранспорте (решается проблема тонированных джипов с блатными номерами, провозящих без досмотра что угодно и кого угодно, а также сокрытия в этих республиках угнанных на территории РФ автомобилей)

Возможные проблемы и пути их решения:

1) Рост сепаратистских процессов в других республиках.

Этим любят пугать противники любых решительных действий на Северном Кавказе. Однако, потенциал возникновения таких процессов на территории РФ невелик. Разве что среди небольшой части татар, башкир, адыгов, карачаевцев и тувинцев возможны какие-то проявления. Но маловероятно, что сепаратистов там поддержат хотя-бы 5% населения. Грамотная национальная политика и контроль за распространением экстремистской информации (в данный момент основные каналы – это соц. сеть вконтакте и несколько всем известных сайтов, беспрепятственно функционирующие уже много лет), жесткая реакция на любые публичные проявления национализма – вот главные условия стабильности. Что же касается народов Кавказа, остающихся в составе России (адыги и карачай-балкарцы), то в отношении них Россия должна перестать вести себя как слон в посудной лавке, отличая стремление к культурному возрождению и справедливости от бандитизма, религиозного экстремизма и сепаратизма. Должен присутствовать диалог между народами и культурами за счет усиленного развития туризма.

2) Потоки беженцев, вызванные межнациональными конфликтами внутри новых стран и между ними.

Потенциал возникновения таких конфликтов должен быть тщательным образом изучен. Необходимо своевременно проводить меры по их предупреждению. В случае их возникновения, необходимо стараться использовать по максимуму потенциал приема беженцев другими странами, главным образом Грузией, демонстрирующей самую высокую межнациональную толерантность. В случае неизбежности приема беженцев на территории РФ, приоритет должен отдаваться людям с высшим образованием, не страдающих религиозностью, остальные они должны компактно размещаться в приграничной зоне до нормализации обстановки, а не растекаться по стране. Одним из таких приграничных участков может стать правобережье Терека в пределах Терекского р-на КБР и южной части Моздокского р-на Сев. Осетии.

3) Обострение «черкесского» вопроса.

Ситуация, когда практически все основные народы Кавказа будут иметь собственные государства может вызвать сепаратистские настроения в адыгском этносе, далеко не самом малочисленном на Кавказе (более 800 тыс чел только на территории РФ; а с учетом диаспор в Турции и странах Ближнего Востока – вообще самого многочисленного). Идея «Великой Черкессии» хоть, вероятно, и останется маргинальной, но совсем упускать их виду этот вопрос нельзя. В целом – тут прогноз благоприятный, но только при условии грамотной миграционной политики. Бесконтрольно допуская «репатриантов» из Турции и Сирии можно рано или поздно достичь некоей точки невозврата, после которой могут начаться процессы, подобные тем, что происходили в Чечне последние 30 лет. Это не принесет процветания ни одной из конфликтующих сторон. Поэтому важно, регулируя миграционные процессы, соблюдать баланс этносов, не допуская резких изменений доли каждого из них. Горячие головы должны понимать перспективу, например: в случае вооруженного сопротивления не лояльная к России часть народа действительно, ценой больших потерь, сможет добиться независимости, но это будет скорее индейская резервация, а вовсе не «Великая Черкесия».

Ну и последнее: сохраняя в своем составе Чечню, Ингушетию и Дагестан Россия рано или поздно надорвется. Заливание деньгами в ущерб развитию страны, предоставление широких полномочий силовым структурам и неоправданных преференций для представителей этих народов в ущерб межнациональной стабильности, ну и наконец полярно отличающаяся демографическая динамика – все это приведет к тому, что в отдаленной исторической перспективе, когда у нас наконец-то закончатся деньги, они все равно отвалятся.

Но уже совсем по другой границе.

19.12.2010

Что нам делать с Северным Кавказом? Итоги обсуждения

Рад, что в коем то веке мой пост вызвал столь интенсивное обсуждение.

Даже несмотря на публикацию статьи на сайтах Кавказцентра и Имирата Кавказ (которые мне присвоили звание прапорщика ФСБ:-))), комментарии со стороны жителей Северо-Восточного Кавказа весьма сдержанные, а условия мирного сосуществования с Россией формулируются ими достаточно четко и, в принципе, небезосновательно.

Интересующихся, как обычный человек, вдруг сделал такую карту, не являясь сотрудником ФСБ, напоминаю, что на дворе XXI век и в программе ArcView подобную картинку можно сделать за пол-часа. Границы, указанные на карте, являются исключительно отражением личных взглядов автора на оптимальное административно-территориальное деление Кавказа, исходя из моего уровня понимания проблем, изучения позиций различных сторон, попыток понять причины конфликтов. Некоторые участки пограничных линий не бесспорны, даже с моей точки зрения. Более того, я никогда не был в республиках Северного Кавказа, за исключением Адыгеи и Кабардино-Балкарии, поэтому прошу воспринимать написанное в посте скорее как мысли вслух, а не какой-то «секретный план».

Еще ответ на вопрос, почему границы между регионами РФ не совпадают с нынешними, и откуда я их взял: в студенческое время, учась на географическом факультете, в качестве хобби, я занимался разработкой вариантов наиболее оптимального административно-территориального устройства России. Итогом стало, нигде не публиковавшееся, деление РФ на 48 регионов, исходя в основном из 2 принципов: бассейнового подхода (Восток и Север РФ) и экономического тяготения к крупнейшим городским агломерациям. Приведенное в карте деление на края – лишь отражение этих, еще студенческих взглядов. Сейчас, конечно, по части границ некоторых регионов мое мнение уже поменялось, но все-таки, в целом считаю его удачнее, чем существующее ныне.

Будет время – я обязательно доработаю и опубликую предложение по переобустройству АТР России.

Наибольший всплеск обсуждения был привлечен к Алании. Часть участников дискуссии (главным образом этнические осетины, живущие за пределами РСО, в городах РФ) была резко против выделения Алании в отдельное государство, из-за опасений конфликтов с соседями. То, что данная идея является лишь инструментом в выходе сложнейшего тупика в отношениях РФ и Грузии, и ничего не меняет в отношениях Осетии с Россией – мало кто услышал и поддержал. Жители РСО высказались нейтрально. Однако, на других репостах нашлись и сторонники этой идеи (тоже судя по всему этнические осетины, но пишущие из Грузии), хотя и возмущались исключения Моздокского района:).

Некоторые русские комментаторы (особенно московская молодежь) своими репликами в очередной раз подчеркнули всю глубину культурного раскола между республиками СК и остальной частью страны, а также полное невежество в вопросах отличий между народами Кавказа и истории отношений России с ними. Многие неадекватные комментарии пришлось просто поудалять. Я с ужасом жду этого времени, когда они достигнут трудоспособного возраста и начнут занимать какие-то чиновничьи посты.

Особенно меня пугает встречающиеся в сети, даже среди вполне известных людей, призывы к отделению всех республик СК, в том числе КБР и КЧР; и не пытающихся даже понять степень их значимости для страны и разобраться в принципиальных отличиях причин конфликтов в разных республиках.

Помню, в 90-ые, когда о народах Кавказа узнавали преимущественно из добрых советских этнографических книжек и летних поездок на отдых, отношение между народами было другим. Например, даже, до начала терактов, многие искренне сочувствовали чеченцам. Сейчас информационное поле по Кавказу практически исключительно негативное и это сильно влияет на настроения людей. С целью туризма туда тоже едут единицы. Диалога народов нет – противоречия накапливаются.

Пока толком не высказали свое отношение к предлагаемым изменениям представители следующих народов: кабардинцы-черкесы, карачай-балкарцы, ингуши, народы Дагестана.

Еще подумалось вот что. Никакое отделение Дагестана, Чечни и Ингушетии не даст мира, если в них при этом не будут допущены до политической жизни сторонники теократического исламского государства.

Коль уж российские власти сделали ставку на «духовное возрождение», вместо образования, они должны понимать, что в Дагестане и в Вологде это приведет к разным последствиям. Если православие, в той форме, в которой оно сейчас возрождается это скорее, по меткому выражению одного моего жж-френда «оказание психотерапевтических услуг населению за умеренную плату», то возрождение ислама – это прежде всего увеличение сторонников теократической организации общества по шариату. И не считаться с этим нельзя. Если интересы этой части общества, пусть даже меньшей, в новообразованных государствах не будут учитываться должным образом, они так и будут уходить с оружием в леса, а риторика будет все более радикальной. И Россия опять же может быть втянута в эти конфликты, что не избавит нас ни от терактов, ни от беженцев. Формирование умеренных исламских политических партий – важный вопрос стабильности Северо-Восточного Кавказа. И один из весомых аргументов его отделения. Ибо в составе России крайне сложно представить себе формирование таких партий, т.к. это вообще противоречит основам конституционного строя (ст.14).

Отделив республики Северо-восточного Кавказа, в России власти обязаны начать развивать образование и науку, культурный диалог между нациями, а не «духовное возрождение».

21.12.2010