Осетия Квайса



Царское это дело: ГЕРГИЕВ получил шанс для слияния Мариинки и Большого театра

Давняя идея Валерия ГЕРГИЕВА объединить Мариинский театр с Большим и воссоздать дирекцию императорских театров может воплотиться в жизнь на фоне закрытия мировых сцен для российских деятелей культуры.

В конце марта на встрече с лауреатами премий в области культуры и искусства президент России Владимир Путин предложил руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву подумать над воссозданием дирекции императорских театров. Начать — с объединения Мариинского и Большого.

«Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше. Как вы относитесь к идее воссоздать общую дирекцию?» — сказал он.

Дирижёр ответил, что такое объединение «создаст благоприятные возможности».

Этот вопрос поднимается не в первый раз: в 1995 году Гергиев уже обсуждал его с премьер-министром Виктором Черномырдиным.

Накануне встречи с Владимиром Путиным гендиректор Мариинского трижды общался с министром культуры Ольгой Любимовой.

«Как раз думали о том, чтобы молодые таланты ещё быстрее, стремительнее сейчас получали возможность петь на прославленных сценах. Речь идёт о десятках изумительных певцов, кое-кто из них сегодня потерял какие–то контракты», — отметил Гергиев.

В 2013 году маэстро предлагал объединить Мариинский, Академию русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств — и создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ. Но проект не был реализован.

В 2016-м началось присоединение к Мариинскому региональных театров: сначала Приморского театра оперы и балета во Владивостоке, потом Национального государственного театра оперы и балета и Филармонии Республики Северная Осетия-Алания во Владикавказе. Ещё один филиал будет открыт в культурном кластере в Кемерово.

После начала событий на Украине Гергиева уволили из Мюнхенского филармонического оркестра, с ним прекратил сотрудничество Карнеги–холл, иностранные гастроли стали проблематичны. Поэтому самое время заниматься экспансией на внутреннем рынке. Тем более что гендиректор Большого театра Владимир Урин как раз подписал «мирную» петицию. Впрочем, в 2014 году он поддерживал присоединение Крыма. Его контракт был недавно продлён до 2027 года.

Сеть придворных театров существовала с 1756 по 1917 год. Эта структура объединила несколько актёрских трупп и поддерживала создание новых театров. В неё входили только учреждения Москвы, Петербурга и пригородов. Среди них были Эрмитажный, Мариинский, Александринский, Михайловский, Малый и Большой театры.

Перенос проблем

Объединение Мариинского и Большого может распространить проблемы одного из них на другой, считает музыкальный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска» Владимир Дудин.

«Мариинский выпускает афишу в лучшем случае на месяц вперёд, а часто — всего на несколько дней. Это сказывается и на продажах. Все решения упираются исключительно в одного человека. Раньше он много ездил по миру, и это оправдывало его. Сейчас маэстро лишён западных контрактов, но ситуация в его театре лучше не становится. В Большом же репертуар и план новых постановок анонсируется исправно. И часто на сайте можно увидеть плашку “билетов нет”. Если методы управления из Мариинского будут перенесены туда — это создаст новые трудности», — говорит Дудин.

Сейчас Большой театр работает по другой схеме, отмечает эксперт: в нём управление и принятие решений распределено. Сильной фигурой был не только генеральный директор Владимир Урин, но и главный дирижёр, музыкальный руководитель Туган Сохиев. Правда, он ушёл из театра в начале марта, и его полномочия будут перераспределены.

«Способна ли помочь эта реформа театрам во время санкций? Большому помощь точно не нужна. Там шла очень чёткая, спланированная, хорошо функционирующая деятельность. По всем направлениям: балет, опера, концертная деятельность, молодёжная программа. Я думаю, главное для государства в области культуры — не мешать», — отмечает Владимир Дудин.

Овощной набор

Перенести на современность модель столетней давности не получится, но реформа театральной сфере в России нужна, считает директор национальной оперной премии «Онегин» заслуженный артист России Игорь Тарасов.

«Прежняя система репертуарных театров, постоянных коллективов давно изжила себя. Большинство профессионалов, хороших артистов сидит на зарплате в Москве и нередко в простое. А в региональных театрах не набирается даже базовый “борщевой набор”: у них сгнившие овощи в арсенале. Возможно, дирекция императорских театров, если она будет создана, объединит не два театра, а гораздо больше. И между ними начнёт циркулировать кровь: потоки солистов и других профессионалов», — отмечает Тарасов.

«У дирекции императорских театров очень неоднозначная история. Чаще всего исследователи склоняются к тому, что она не всегда позитивно влияла на развитие театрального искусства в России, — говорит социолог, руководитель центра STS Европейского университета Ольга Бычкова. — Бюрократическая организация всегда начинает придумывать правила, которые сильно ограничивают развитие искусства в той сфере, за которую она взялась. С точки зрения политэкономии прослеживается интерес конкретного игрока. Он находится в Петербурге. Могу предположить, этот игрок полагает, что если структура будет “воссоздана”, то центром управления снова станет Петербург. Но вообще–то наивно так полагать. В современной России все системы управления сконцентрированы в Москве. И если дирекция будет там, это нанесёт скорее урон Мариинскому театру».

Самые богатые

Большой и Мариинка — два самых богатых театра России. При этом московский театр богаче. По данным Forbes, за 2019 год его общий доход составил 8,6 млрд рублей. Доля бюджетного финансирования — 57%. Мариинский зарабатывал на тот момент на 1,8 млрд меньше при сопоставимой поддержке из бюджета — 55%. При этом Мариинский получал от меценатов 7,7 млн рублей, а Большой театр — 976,6 млн.

В Мариинском и Большом театрах отказались от комментариев по вопросу возможного создания дирекции императорских театров, изменений в моделях управления и финансирования.

Анна МОТОВИЛОВА
«Деловой Петербург», 13 апреля 2022 г.