Осетия Квайса



«Судьба моя, любовь и боль – Театр…»

foto-04… Уже шесть лет миновало с тех пор, как Осетия простилась с Геором Хугаевым. Мэтром нашего национального театрального искусства – и одним из тех, кто был при жизни его душой и беспокойной совестью. С талантом сильным, светлым, удивительно многогранным – и беспощадно требовательным к себе. Народным артистом России, актером, режиссером, драматургом, переводчиком, мудрым старшим, чьи творческие уроки и уроки нравственные бережно хранят сегодня в сердцах его ученики…

Нынешний сезон, сезон-2010-2011 – особый для Северо-Осетинского академического театра, служению сцене которого Георгий Доментьевич отдал шесть с лишним десятилетий. Сезон юбилейный – 75-й… «Под знаком» этой даты и увидел свет в республиканском издательстве «Ир» сборник воспоминаний, рассказов и эссе Геора Хугаева под лаконично простым и емким названием «Театр – судьба моя». Последняя – посмертная – книга, принадлежащая перу Мастера.

Книга удивительная. Перелистываешь ее страницы, которые это летящее перо щедро расцветило мягким, заразительно солнечным юмором и вдохновенным накалом философских размышлений «о том, что есть Призвание, Эпоха и Судьба», обнаженной искренностью чувств и высоким пафосом творческого поиска, усмешливой грустинкой и упрямой, несгибаемой верой в «разумное, доброе, вечное» – и снова убеждаешься: большой, истинный талант подобен чистому свету звезды. Звезда угасла, канула в бездну, «где во мраке теряется след, где надежд и возврата нет» – а этот свет продолжает победно лететь сквозь время и пространство. Наперекор ледяному холоду горького слова «никогда»…

«Не знаю, смогу ли… Но я очень хочу, я должна. Он просил меня: «Книга о театре! Собери все и издай!» О театре… А я хочу о нем, так как он и есть театр. Шестьдесят четыре года его жизни посвящены священнодействию, безотказно, ежечасно, день и ночь – театру! – такими, обжигающе пронзительными словами открывает свое предисловие к книге Геора Хугаева «Театр – судьба моя» ее составитель и соавтор – народная артистка России, спутница жизни и муза Мастера Валерия Вячеславовна Хугаева, с которой Геору Доментьевичу было отпущено пройти больше полувека рука об руку сквозь «странствие земное». Пройти крепко и преданно любимым – и чисто, рыцарственно любящим. – Мне не верится, что его нет… Все наполнено им и напоминает о нем. Пятьдесят шесть лет жизни вместе, а прошли эти годы мигом, как один день… Он был удивительно бескорыстным человеком. Может быть, это и есть содержание или назначение истинного художника – отдавать себя людям, творить для них, не для себя, а все богатство своей души и таланта щедро, до конца выплескивать в творчестве… В этом было наше счастье. Поэтому так тяжела моя потеря, поэтому хочется заполнить ее рассказом о нем, поделиться опытом счастья, взаимопонимания и любви…»

…От ногирского мальчишки, переступившего в 1939 году, отчаянно робея, порог театральной студии, созданной для одаренной молодежи при Осетинском театре – до главного режиссера этого же театра, блестящего постановщика Шекспира, Еврипида, Горького и Чехова, яркого актера, глубокого и тонкого драматурга, чьи пьесы до сих пор не сходят с подмостков театров бывшего Советского Союза, мастера сочного, меткого и «вкусного» осетинского слова, требовательного и мудрого учителя-наставника, щедро передававшего на сцене свой богатейший творческий опыт новым поколениям актеров и режиссеров… Этот путь, пройденный Геором Хугаевым в Искусстве, отражен под обложкой сборника подробно, красочно – и в то же время без ретуши, «затушевывающей», что Сцена – это не только лавры и розы, но и тернии. Отражен в воспоминаниях – его и о нем. В его письмах, статьях, интервью (в том числе, впервые увидевших свет в свое время на страницах нашей «СО», другом и постоянным автором которой на протяжении многих лет был Георгий Доментьевич). В восторженных рецензиях на его спектакли, публиковавшихся в разные годы в центральной и республиканской прессе… И тем не менее, эта светлая и полная высокой романтики Творчества книга – все-таки, строго говоря, сразу о двух «главных героях»: о Георе Хугаеве и об Осетинском театре. Театре, который был для Мастера всем – смыслом жизни, судьбой, призванием, мучительно трудным и возвышающе радостным крестом…

Перед читателем проходит целая «галерея портретов» людей, ставших славой и гордостью осетинского театрального искусства – коллег и соратников Геора Хугаева по сцене, о которых его перо пишет с огромной теплотой, благодарным восхищением и любовью. Соломон Таутиев, Владимир Тхапсаев, Маирбек Цаликов, Петр Цирихов, Исак Гогичев, Маирбек Икаев… Каждое имя из этого перечня – уже легенда. Как стали уже легендами и гремевшие когда-то на всю страну спектакли Осетинского театра, о работе над которыми тоже повествуют страницы этой книги: «Отелло», «Кориолан», «Макбет», «Медея», «Тимон Афинский», «На дне», «Три сестры», «Желание Паша»…

А еще это – книга о большой и счастливой человеческой любви. «Твои первые босые шаги по земляному полу вашей ногирской мазанки-времянки вывели тебя на великую дорогу творчества. 57 лет тому назад я встала рядом, и мы прошли вместе, не размыкая рук. Не всегда дорога была ровной и гладкой, были на ней лужи, ухабы, пропасти. Но мы были вдвоем, вместе и, поддерживая друг друга, преодолели все, – так заканчивает свое послесловие к ней Валерия Вячеславовна Хугаева. – Тебя нет, а душа твоя – в твоих героях. Добрых, совестливых и благородных! Спасибо тебе за все!»

И, читая эти выпетые и выстраданные любящим сердцем строки, опять и опять убеждаешься: Любовь и Память – сильнее небытия. Вопреки всему – сильнее…

Елена КОВАЛЕНКО,
газета «Северная Осетия», 11.03.2011