Осетия Квайса



…И танец стал его судьбой

// Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста Северной Осетии Батырбека СОПОЕВА

Всегда подтянутый, по-мужски красивый и величественный в танце… Таким Батырбек СОПОЕВ, «легенда» осетинского танцевального искусства, заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, и остался в памяти всех тех, кто его знал и видел на сцене.

Пожалуй, в Осетии трудно найти человека, который бы не восхищался высоким исполнительским мастерством этого танцора-самородка, в свои 82 года на зависть многим молодым артистам танцевавшего еще на носках. Имя Батырбека Сопоева у большинства ассоциируется с танцем «Ханты цагъд», в степенной и грациозной манере исполнения которого слились воедино и мастерство артиста, и его внутренняя интеллигентность, и благородство. Неслучайно каждое выступление Сопоева с этим его «коронным» номером проходило под несмолкавшие овации зрителей, стоя смотревших весь танец.

Без малого 70 лет жизни отдал сцене Батырбек Сопоев. Это ли не поистине яркий пример беззаветного служения осетинской культуре?

Батырбек Александрович Сопоев родился в Хумалаге в простой крестьянской семье. Уже школьником участвовал в художественной самодеятельности. Но всерьез стал задумываться о своем будущем, когда в 1930 году на смотре самодеятельных артистов во Владикавказе он, 15-летний парнишка, был удостоен приза лучшего танцора. Это событие, пожалуй, и явилось отправной точкой в его долгой творческой биографии.

В 1934 году Батырбек стал танцором ансамбля танца Театра московской эстрады, а затем работал уже в составе другого коллектива – ансамбля Наркомата путей сообщения. Но наступил 1941 год, и он ушел добровольцем на фронт. Батырбек участвовал в боях на Юго-Западном и II Украинском фронтах в составе 40-й армии, был артистом армейского ансамбля. За боевые заслуги удостоился орденов Красной Звезды, Отечественной войны, многих медалей.

Закончилась война, и фронтовик Батырбек Сопоев вновь вернулся к тому, что было его призванием, смыслом жизни – к народному танцу. Он начал работать солистом ансамбля песни и танца Северо-Осетинской госфилармонии. Вновь – многочасовые репетиции, в ходе которых оттачивалось мастерство Сопоева-танцора…

В 1946 году Батырбек был принят солистом в состав труппы Северо-Осетинского ансамбля песни и танца, где проработал до 1965 года. Самоотдача «по полной», чрезвычайная требовательность к себе и тонкий вкус профессионала – все это способствовало росту его исполнительского мастерства и сценической культуры. Все глубже постигая смысл, красоту и колорит осетинского танцевального искусства, Батырбек Сопоев создавал свой танец на основе подлинного народного материала. И уже в 1947 году за большие заслуги в деле развития осетинского танцевального искусства и высокое исполнительское мастерство был удостоен звания «Заслуженный артист Северной Осетии».

Выступления Батырбека Сопоева всегда проходили блестяще и срывали громовые овации – будь то концерты в республике или за ее пределами. Он солировал не только в осетинских танцах, но и в русских, украинских, грузинских танцевальных номерах. А в 1953 году был назначен по совместительству еще и балетмейстером ансамбля.

Через четыре года, выступая в составе Госансамбля песни и танца Северной Осетии в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, Батырбек Сопоев – к тому времени уже народный артист Северной Осетии – стал его лауреатом. В том же году в составе ансамбля он побывал на гастролях в ГДР. И снова – оглушительный успех у немецких зрителей… В 1960 году Батырбек стал участником Декады осетинского искусства и литературы в Москве. Был награжден званием заслуженного артиста РСФСР. В 1961-м с группой артистов побывал в гастрольной поездке в Афганистане…

В богатой биографии Батырбека Сопоева – масса интересных и запоминающихся событий, встреч, маршрутов. Его искусством танца восхищались во многих городах нашей страны и странах зарубежья. Высокую оценку технике и исполнительской культуре Батырбека Сопоева дал и патриарх отечественной хореографии, художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца «Березка» Игорь Моисеев.

«Это был очень трудолюбивый, ответственный, добрый, мягкий, уравновешенный и скромный человек. В ансамбле все его уважали и относились к нему с большим почтением, – вспоминает о Батырбеке Сопоеве заслуженная артистка Северной Осетии, бывшая солистка Госансамбля Зоя Гониева. – Я пришла в коллектив в 1953 году, а Батырбек тогда был уже известным танцором-солистом и балетмейстером.

Кстати, он для ансамбля поставил и танец «Симд». Работать с ним как с партнером было очень надежно и спокойно. Хорошо помню, как в 1966 году именно нам с Батырбеком Александровичем доверили почетную миссию – встречать Валентину Терешкову, которая приехала к нам в город для участия в работе съезда женщин Северной Осетии»… К слову, Батырбек Сопоев по поручению руководства республики встречал на земле Осетии и самого Никиту Хрущева в 1964 году…

«Я впервые увидел Батырбека Александровича в 1957 году, когда сам танцевал в городском Доме пионеров, а Сопоева пригласили туда для консультаций по постановочным танцам, – вспоминает заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель детского образцового ансамбля народного танца «Маленький джигит» Таймураз Кокаев. – Это был танцор от бога! Он делал трюки, которые не могли выполнить другие артисты ансамбля, один его шане на носках чего стоил! А как он был хорош в «Танце двух друзей»! Он не только владел искусством танца, но и искусством носить сценический костюм, который всегда безупречно сидел на нем. Даже в свои 80 с лишним лет он был строен, красив и благороден на сцене. А его незабываемый танец на носках, которым он завершал свое выступление! Много лет спустя, когда в репертуаре нашего ансамбля появился танец «Дедушкины именины», я пригласил именно Батырбека Сопоева танцевать дедушку, полностью полагаясь на его видение создаваемого образа в этом танце».

Батырбек СОПОЕВ и Бексолтан ТОРЧИНОВ исполняют «Танец двух друзей».

– Партнершей Батырбека Сопоева в танце «Ханты цагъд» я стала в 1995 году и была ею до самого последнего нашего совместного выступления. Этот танец он очень любил и сам его предложил для постановки в ансамбле «Хъуыбады». Знаете, я была счастлива, что из женского состава нашего коллектива он выбрал именно меня для этого танца. Батырбек во время репетиций учил меня сдержанности, пластичности, советовал, как правильно держаться и даже улыбаться соответственно нашему возрасту, – вспоминает Белла Томаева-Шавлохова, заведующая приемным отделением Правобережной центральной больницы, солистка фольклорного ансамбля «Хъуыбады». – Он был великолепным партнером и артистом, с ним было очень приятно работать и во время репетиций, и во время концертных выступлений! Интеллигентный, уравновешенный, очень мягкий в общении, всегда в приподнятом настроении… Батырбек Сопоев был настоящим фанатом своего дела, потому, что не просто очень любил народный танец – он жил в танце!

Талантливый танцор и яркая индивидуальность, Батырбек Сопоев проявил себя и как одаренный балетмейстер. Он работал в самодеятельных танцевальных коллективах – в ансамблях Дворца профсоюзов, городского Дома пионеров, Клуба декабристов, в ансамблях «Скифы» («Иристон») СОГУ, «Кафт» Дигорского районного дома культуры, Дома культуры им. К. Хетагурова. И щедро передавал самодеятельным артистам свой богатейший опыт.

Батырбек Александрович оказывал творческую помощь и кружкам художественной самодеятельности. Прилагал много усилий, прививая детям и молодежи любовь к народному танцу. Учил молодежь работать над собой, не бояться штурмовать на сцене по-настоящему высокие вершины.

Но, несомненно, «звездным» часом балетмейстера Батырбека Сопоева стала работа в ансамбле народного танца «Кафт» Дигорского РДК, в который он пришел в 1967 году и где работал на протяжении 10 лет. Тонкий вкус профессионала, хорошее знание фольклорного материала и требовательность Батырбека Сопоева, добивавшегося того, чтобы каждое движение в танце, каждый жест исполнителя были предельно законченными и насыщенными, способствовали росту исполнительского мастерства самодеятельных артистов коллектива. И за короткий срок он стал очень популярным и в республике, и за ее пределами. В репертуаре ансамбля в постановке Сопоева появились и «Симд», и «Хонгæ», и сюжетные танцы.

По итогам первого республиканского телевизионного фестиваля самодеятельного искусства в 1968 году молодой коллектив был удостоен звания «народный ансамбль». Завоевав всеобщее признание и любовь зрителей, «Кафт», по мнению многих хореографов республики, своим исполнительским уровнем приблизился к профессиональному коллективу. Богатство композиционных построений, самобытность и своеобразие манеры преподнесения хореографического материала привлекли к дигорскому коллективу внимание Всесоюзного телевизионного объединения «Экран», создавшего о нем фильм-концерт под названием «Кафт».

В первой же зарубежной поездке на Международный фестиваль фольклора горных земель (г. Закопань, Польша, 1971 г.) среди 19 коллективов мира ансамбль «Кафт» завоевал главный приз фестиваля – «Золотой топорик», произведя там настоящий фурор. Еще через год ансамбль принимал участие уже в Днях советско-чехословацкой дружбы, затем – в открытии Дней советско-итальянской дружбы… Была и гастрольная поездка в ФРГ…

Выйдя на заслуженный отдых, Батырбек Александрович по-прежнему щедро и без остатка отдавал всего себя любимому делу. Работал руководителем в фольклорном ансамбле «Н?ртон», всегда безотказно выступая с сольными номерами на концертах. «Я не могу без танца!» – эти слова были жизненным девизом Мастера, которого не стало в ноябре 2003 года…

О Батырбеке Сопоеве можно вспоминать бесконечно – и нельзя сказать коротко. Но если все-таки попытаться это сделать, то словесная формула эта получится предельно емкой, при всей своей лаконичности: танец стал его жизнью. Его счастьем. Его судьбой…

З.АБАЕВА
«Северная Осетия», 24.04.2015



 
загрузка...
 
Loading...