Осетия Квайса



Горкапитализм

// Правительство может скорректировать план инвестиций в Кавказ, но не откажется от идеи

До конца октября 2011 года правительство планирует поставить финальную точку в вопросе финансирования Северного Кавказа, а точнее, определить стоимость разработанной для округа госпрограммы — превысит ли она обнародованные ранее 3,89 трлн руб., дойдет до столько желанной регионом отметки в 5,5 трлн руб. или же под давлением Минфина и Минэкономики будет уменьшена. Но с учетом возросшей активности госкомпаний по поддержке проектов в регионе и отставки министра финансов Алексея Кудрина, одного из активных оппонентов госпрограммы, шансы на получение «исторического максимума» у региона крайне высоки.

Разработку госпрограммы по развитию Северного Кавказа до 2025 года Минрегион начал практически сразу после завершения работы над написанием социально-экономической стратегии округа, рассчитанной на тот же период. Но если стратегию, описывающую общую ожидаемую ситуацию в регионе по трем сценариям — инерционному, базовому и оптимальному, утвердили достаточно быстро, еще в 2010 году, то вопросы с разработкой непосредственного плана мероприятий остались так и не решенными до сих пор.

Первая версия «цены вопроса» госпрограммы появилась еще минувшим летом — 3,89 трлн руб., из которых 2,6 трлн руб. рассчитывается выделить из федерального бюджета (с учетом 150 млрд руб. госгарантий на 2011-2013 годы и 6 млрд руб. субсидий инвестфонда РФ), 195,2 млрд руб.— бюджеты субъектов федерации, остальные 1,09 трлн руб.— средства от внебюджетных источников (см. «Ъ» от 26 июля). Опубликованный бюджет, который на тот момент еще не получил согласования от Минфина и Минэкономики, сразу был встречен этими ведомствами отрицательным заключением и публичными заявлениями: не согласовывать.

Новый планируемый бюджет оказался почти в десять раз больше всех расходов по действующим в регионе федерально-целевым программам: бюджет программы «Юг России» на текущий момент утвержден в размере 145,486 млрд руб., на развитие Чечни выделено 124,027 млрд руб., Ингушетии — 32,242 млрд руб. Объяснить необходимость госпрограммы пытались и представители премьер-министра Владимира Путина (это именно он дал распоряжение в январе 2011 года разработать документ), называя ее инструментом повышения эффективности ФЦП, а также упрощения бюрократической составляющей при согласовании вопросов финансирования для субъектов (см. «Ъ» от 24 января). Но даже несмотря на это, позиция министерства Алексея Кудрина осталась до последнего момента неизменной: выбранный период планирования слишком долгосрочный, а механизмы финансирования слишком неопределенные — далеко не под все проекты существовали реальные инвесторы, а значит, риск для бюджета, в случае если внебюджетные деньги так и не появятся, остается высоким. Непреклонным было и ведомство Эльвиры Набиуллиной, со своей стороны говорившей о том, что госпрограмма до 2025 года выглядит нелогично — в РФ нет общих документов планирования на период после 2020 года.

Но уже в сентябре глава Минрегиона Виктор Басаргин неожиданно заявил о новой финансовой планке госпрограммы — 5,5 трлн руб. Как пояснял «Ъ» его заместитель, курирующий программы по округу, Сергей Верещагин, неожиданное раздувание «сметы» произошло исключительно за счет того, что в первый вариант не успели внести всех желающих инвестировать в округ. «В июле, то есть после первой верстки программы, в Минрегион России поступила информация от наших естественных монополий — ЛУКОЙЛа, «Газпрома», «Роснефти», «РусГидро», ФСК и т. д.— об их планах работы в округе»,— рассказывал он, настаивая на том, что бюджетное финансирование не изменилось.

Как рассказывали «Ъ» представители сразу нескольких республик округа, «основная ставка по инвесторам сейчас делается практически исключительно на госкорпорации и компании, имеющие доступ или опыт государственного софинансирования». «Во-первых, самый сложный этап — выделение госгарантий и привлечение финансирования — таким инвесторам, очевидно, проходится гораздо проще»,— говорит один из собеседников «Ъ». На прошлой неделе, в частности, правительственным распоряжением были выделены первые 42,5 млрд руб. госгарантий на реализацию 20 проектов (всего за ближайшие три года госгарантии будут выданы на сумму 150 млрд руб.), в том числе создание агрохолдинга и курорта в Чечне, сельхозпроизводства в Дагестане и т. д.

Стоит отметить, что поддержку курорта Ведучи, якорным инвестором которого выступит совладелец Русской медной компании Руслан Байсаров, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев лично анонсировал на встрече с главой республики Рамзаном Кадыровым. Общая стоимость строительства курорта оценивается в 14,5 млрд руб., из которых 10,2 млрд руб.— кредиты Внешэкономбанка. По какой ставке будет выдан кредит, стороны не раскрывают, но, как утверждают источники «Ъ», близкие к проекту, «это крайне комфортные условия по текущему рынку». «Во-вторых, таким «госинвесторам» несколько проще компенсировать расходы в случае неудачи проекта»,— продолжают представители республик. О такой опасности, в частности, говорит и директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «При наличии такого объема госгарантий и поддержки госкомпании, которые сейчас стоят первыми в списке инвесторов, не ограничены в расширении своих расходов и издержек при реализации программ на Кавказе — все равно они получат их полное покрытие»,— отмечает она (подробнее см. блицинтервью).

Даже привлечение сторонних инвесторов пока осуществляется исключительно на условиях частно-государственного партнерства. Так, в декабре 2010 года было создано ОАО «Курорты Северного Кавказа» (98% принадлежит РФ, еще 2% поделили между собой Сбербанк и ВЭБ), которое управляет строительством практически самых дорогих проектов на Северном Кавказе — шести горнолыжных курортов в пяти регионах (Лаго-Наки в Адыгее, Эльбрус и Безенги в Кабардино-Балкарии, Архыз в Карачаево-Черкесии, Мамисон в Северной Осетии и Матлас в Дагестане). Общий объем необходимых инвестиций составляет около $15 млрд, из которых примерно 60 млрд руб.— расходы российского бюджета. Минувшей весной на условиях создания совместного предприятия соинвестором проекта согласился стать французский национальный банк Caisse des Depots et Consignations. «Кто бы что ни говорил, например, по поводу проекта по строительству туристического кластера на Кавказе — это огромный успех и сигнал для всех,— уверен председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Асланбек Паскачев.— В регион сразу приходит европейский уровень качества, сервиса, технологий. Это означает, что мы вполне можем составить конкуренцию иностранным курортам и направить все доходы от курорта на поддержку региона» (подробнее см. блицинтервью).

Как рассказали «Ъ» источники в окружении полпреда президента на Северном Кавказе Александра Хлопонина, в течение ближайшей недели-полутора он должен провести совещание на тему утверждения окончательных параметров госпрограммы. Вынесение этого вопроса на президиум правительства также ожидается до конца октября. Правда, как заверил вчера «Ъ» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, на эту неделю на заседания правительства этот вопрос пока не анонсировался.

Ирина ПАРФЕНТЬЕВА,
«Коммерсантъ», 17.10.2011

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

 

Вы своей малой родине помогаете?

Алу АЛХАНОВ, замминистра юстиции РФ, в 2004-2007 годах президент Чеченской Республики

Я помогаю адресно-конкретными делами: где-то советом, где-то ускорением принятия решений, а где-то и материально, хотя я и небогатый человек. Как член межправительственных комиссий стараюсь предлагать и прорабатывать различные меры, в том числе законодательные, улучшающие жизнь на Кавказе в разных сферах. Вообще, лучшая помощь — это конкретные дела, пусть и небольшие, но доведенные до конца.

*   *   *

Таймураз БОЛЛОЕВ, экс-президент «Балтики» и «Олимпстроя»

Помогаю. В родном селе отремонтировал школу, оборудовал несколько классов компьютерами. Для мальчиков отремонтировал спортзал, для девочек открыл детский ансамбль народного танца. Кстати, на конкурсе в Липецке он занял первое место. Бывает, просто идешь на малой родине, к тебе подходят, здороваются и говорят, что есть больной, ему нужна помощь. Я помогаю, еще стараюсь узнать через знакомых, где и у кого его лечить.

Но вообще считаю, что о таких вещах рассказывать не нужно. В одном из скитов восстановили храм, а колоколов не было, не хватило денег, меня спросили потом, надо ли рассказывать кому-то, что я помог, я сказал, что не надо. И вам рассказываю только потому, что вы спросили.

*   *   *

Асламбек АСЛАХАНОВ, член Совета федерации

Добрым словом. Я всю свою жизнь работаю в госсекторе, я не бизнесмен, но я верующий человек, и наша вера велит: каждый часть своей прибыли должен отдавать. У меня прибыли нет — только зарплата, но я помогал и буду помогать своей родине. Я помогал организовать лечение и необходимые операции больным землякам. Из «похоронных денег» сделал скважину в одном из горных сел. Стараюсь по мере возможности помогать медикаментами, спортивным инвентарем. Но у нас не принято об этом вслух говорить, между дающим и получающим свидетель должен быть один — Аллах.

*   *   *

Абубакар АРСАМАКОВ, президент Московского индустриального банка

Мы открыли филиал банка в Грозном. Сотрудников банка специально обучаем и направляем на стажировки во Владимир, в Орел. Благодаря такому подходу скоро банк в Грозном сможет конкурировать с западными банками. Кроме того, мы построили в Грозном хлебозавод, закупили для одного сельхозпредприятия современный холодильник для хранения овощей. В планах строительство завода по сортировке и утилизации мусора, современных очистительных сооружений. Для того чтобы развивалась малая родина — мы всем миром должны ей помогать.

*   *   *

Ахмед БИЛАЛОВ, президент ОАО «Курорты Северного Кавказа»

Я не «помогаю малой родине», а работаю в той сфере, в которой разбираюсь. И $15 млрд инвестиций в туризм, из которых лишь два из российского бюджета,— это помощь не только Северному Кавказу, а один из возможных локомотивов развития всей России. Это уже удалось многим странам мира, удастся и нам, несмотря на отдельные выкрики тех, кто патриотической риторикой пытается замаскировать планы развала государства.

*   *   *

Мурад МУСАЕВ, управляющий партнер адвокатского бюро «Мусаев и партнеры»

По пальцам одной руки можно сосчитать тех кавказцев, которые совершенно потеряли связь с родиной и никак ей не помогают. Практически все жители Кавказа строят или открывают бизнес на родине. А это уже инвестиции в экономику, это создание новых рабочих мест. Некоторые предприниматели ремонтируют газопроводы, дороги в своих родных местах — это тоже вклад, хотя они и не вносят средства в специальные фонды или в бюджет республики. Говорить, какой вклад внес лично ты,— неприлично. А не помогать своей родине — глупо.